• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Курс охватывает: - основные категории теории литературы, - наиболее значимые концепции теоретиков литературы разных эпох, - важнейшие литературоведческие школы (классические и современные).В результатет его освоения студент должен: - свободно ориентироваться в проблематике теории литературы и владеть категориальным аппаратом дисциплины; - знать труды ключевых авторов в области теории литературы; - опираться на различные методы и подходы к изучению литературных явлений; - владеть навыками анализа явлений, относящихся к литературной эпохе, направлению, течению, стилю; - владеть навыками практического анализа художественного произведения как эстетической целостности; - уметь анализировать явления современной сетевой литературы; - владеть навыками анализа сложных мультимедийных текстов различной знаковой природы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – сформировать у студентов систему знаний, умений и навыков в области теоретических основ литературоведения. Задачи курса: научить студентов оперировать сложным категориальным аппаратом теории литературы; дать представление о структуре литературного произведения, уровнях его организации; описать общие закономерности развития литературного процесса, а также отличительные черты отдельных литературных течений и направлений; познакомить студентов с важнейшими литературоведческими школами (классическими и современными); сформировать у студентов навыки анализа художественного произведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает труды ключевых авторов в области теории литературы; Опирается на различные методы и подходы к изучению литературных явлений.
  • Владеет навыками анализа явлений, относящихся к литературной эпохе, направлению, течению, стилю; Владеет навыками практического анализа художественного произведения как эстетической целостности;
  • Владеет основными навыками стиховедческого анализа текста
  • Умеет осуществлять стилистический анализ текста
  • свободно ориентироваться в проблематике теории литературы и владеть категориальным аппаратом дисциплины; знает труды ключевых авторов в области теории литературы; опирается на различные методы и подходы к изучению литературных явлений;
  • Владеет основными методами литературоведческого анализа текста, осознает его связь с литтературовдческими школами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Художественный образ. Виды образов. Образ и знак
    Основные значения понятия «образ». Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства. «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» Г. Лессинг. Временной и пространственный тип искусства. Концепция Д. Фрэнка о пространственных формах в современной литературе. Споры о термине «образ» в современном литературоведении. Художественный образ как комплекс противоположных начал: объективного и субъективного; реального и вымышленного; жизнеподобного и условного; частного и общего; эмоционального и рационального; сущностного и возможного; изобразительного и выразительного. Образ и понятие. Типическое и творческая типизация. Вымысел и документ в литературе. Виды образа. Образ-представление. Персонаж. Голос. Иносказательность образа. Аллегория и символ. Гипербола. Понятие фантастического. Знак и образ. Семиотика как наука о знаковых системах. Краткая история семиотики. Понятие «ономатет». Концепции Ч. Пирса, Ф. де Соссюра. Означающее, означаемое, знак. Иконические знаки. Понятия референта, денотата и коннотата. Концепция Р. Барта.
  • Литературные роды и жанры.
    Деления литературы на три рода. «Поэтика» Аристотеля. Способ подражания и предмет подражания. Литературный род как тип художественного содержания в эстетике романтизма. Концепция Гегеля. В. Белинский родах и видах литературы. Род как тип речевой организации. Границы понятий эпичность, драматизм, лиризм. Внеродовые формы. Вопрос о происхождении эпоса, лирики и драмы. Теория А. Н.Веселовского. Двуродовые образования. Споры о четвертом роде литературы. Определение понятия «жанр». «Жанровое ожидание» читателя. Переменные и устойчивые жанровые признаки. Жанровые типологии. Эволюция жанра. «Жанр как абстракция и жанр как реальность» в трактовке С. Аверицева. Эпос. Время рассказа и время действия. Понятия «повествователь» и «повествование». Объективное и субъективное в повествовании. Эпос и роман. Концепция М. Бахтина. История романа. Повесть. Рассказ. Новелла. Драма. Текст основной и побочный. Время действия и время сценическое. Условность монологов и диалогов. Драма как литературное произведение. Сценическое прочтение драмы. Драма и театр. Трагедия, драма, комедия. Лирика. Предмет лирики. Лирика автопсихологическая и ролевая. Язык поэзии и язык прозы. «Магический» язык поэзии. Отношения понятий лирика, поэзия, стих. Основные лирические жанры: элегия, ода, послание, стансы. Твердые жанровые формы. Дискуссия о внежанровой природе лирике в ХХ веке.
  • Мир произведения. Мир изображающий и мир изображаемый.
    Сюжеты концентрические и хроникальные. Проблемы взаимоотношения сюжета и фабулы. Фабула и сюжет в трудах формалистов. Мотив как единица фабулы, мотив как единица сюжета, мотив в лирике. Из истории изучения сюжетных мотивов. Типология мотивов. Миграция мотивов. Проблемы происхождения мотивов. Структурный подход к мотиву. Мотифема и алломотив. Архитектоническая функция мотивов. Приемы сюжетосложения. Сюжет и полисюжетные структуры. Проблемы монтажа. Символ и сюжет. Динамические композиционные формы. Наррация. Повествование как структурная единица. Понятие дискурса. Лирические, эпические и драматические дискурсы. Эквивалентность в повествовании. Нарративные единицы и нарративные фор¬мы. Функции и простые последовательности. Сложные последова¬тельности («вереница», «чересполосица», «врастание»). Семан¬тика и наррация. Нарративные маска. Портрет. Семиотика портрета. Преобладание условного портрета в традиционалистской литературе. Портрет экспозиционный и динамический. Психологический портрет. Пейзаж. Условные границы между пейзажем и интерьером. Функции пейзажа. Виды пейзажа в истории литературы. Деталь. Деталь и образ. Виды детали. Деталь и подробность. Символика детали. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора. Повествование, описание и характеристика как формы речи повествователя или рассказчика. Определение повествования в «узком смысле». Диалог и монолог. «История» и «дискурс» (Э. Бенвенист). Лирический субъект. Автор и герой в лирике. Субъект в ролевой лирике. Внесубъектные формы выражения авторского сознания. Лирический герой.
  • Художественная речь. Стиль.
    Художественная речь в ее связях с иными формами речевой деятельности. Понятие «поэтический словарь». Способы расширения поэтического словаря. Тропы. Учение о тропах. Теория метафоры. Виды поэтической метафоры. Метонимия. Р. Якобсон о метафоре и метонимии. Эпитеты. Сравнения. Психологический параллелизм. Стих. Из истории русского стиха: силлабический, стопный (силлабо-тонический), тонический, несиллабо-тонический. Верлибра. Акцентный стих. Метр, стопа, ритм. Рифмовка. Строфика. Проза. Особенности ритма прозы. Поэтический синтаксис. Фоника. Цитата. Аллюзия и реминисценция как виды цитирования. Центон. Стиль. О различных значениях слова «стиль» в истории эстетики, лингвистики, искусствознания и литературоведения. Стиль как свойство художественной формы. Стиль и манера. Сингуляристская и плюралистская концепции стиля. Стилевые доминанты.
  • .Литературоведение как наука. Основные литературоведческие школы и направления.
    Биографический метод. Культурно-историческая школа. Историческая поэтика. «Формальная школа». М. Бахтин и его школа. Структурализм, Постструктурализм. Тартусско-московская школа. Деконструктивизм. Герменевтика.
  • Литературный процесс. Стадиальное развитие литературы.
    Исторический взгляд на литературу. Литературный процесс всвете исторической поэтики. Поэтика эпохи синкретизма. Стадия риторической поэтики. Стадия поэтики художественной модальности. Проблема эволюции. Модель филиации. Системно-динамическая модель «формальной школы» (В. Шкловский, Ю. Тынянов). Разграничение генезиса произведения и эволюции художественной системы. Теория Х. Блума. Концепция Ж. Жанетт в книге «Палимпсест». Литературные направления. Признаки литературных направлений. Барокко. Плеяда. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Постмодернизм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Контрольная работа по стиховедению
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Контрольная работа по стиховедению + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Реферат + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Томашевский Б.В. - Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 334с. - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119092
  • Эсалнек А.Я. - Теория литературы - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-9765-0716-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84587

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Герасимова С.В. - История и теория литературы - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 250с. - ISBN: 978-5-9765-2397-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72720
  • Кременцов Л.П. - Теория литературы. Чтение как творчество: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 169с. - ISBN: 978-5-89349-482-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109558
  • Крупчанов Л.М. - Теория литературы: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 360с. - ISBN: 978-5-9765-1315-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100036
  • Плешкова О.И. - Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-9765-2214-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106819
  • Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5