• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Департамент социальных наук
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Целью настоящего курса является знакомство с основными проблемами и вопросами классической философии, а также с основными современными философскими концепциями. Курс предлагает обзор ключевых стратегий решения философских проблем, и подробный разбор логики их аргументации. В работе задействован историко-философский материал с сохранением хронологической последовательности, однако он выстраивается на основе проблемного подхода, ориентированного, прежде всего, на концептуальное понимание проблем и их решений. Содержание курса, а также форма подачи тем ориентированы на то, чтобы показать сохраняющуюся актуальность философии, несмотря на рост прикладных и все более практически ориентированных наук в современном мире. Успешная реализация данной задачи в рамках курса должна помочь более ясному и уверенному пониманию места философии в современном университете. Конкретная задача настоящего курса состоит в том, чтобы познакомить студента с ключевыми концептуальными связями и предпосылками современной философии, предложить обзор ее ключевых проблем, теорий, подходов и направлений, а также указать на внутреннюю логику их развития. Главным принципом настоящего курса является намерение показать фундаментальные ходы философской мысли, которые находят свое конкретное воплощение в определенных авторских теориях и направлениях. Курс должен заложить схематическое, типовое и структурное понимание потенциально возможных философских решений и линий их аргументации в современных философских дискуссиях. Важнейшей задачей на этом пути является демонстрация связи и логической преемственности идей, а также относительной ограниченности, как самих философских задач, так и потенциально возможных способов их решения. Это должно позволить студенту уверенно и продуктивно ориентироваться в корпусе разнообразных философских направлений, течений, школ и учений и понимать их не с точки зрения книжной эрудиции, но с позиции аналитического и системного знания. Эта компетенция, формируемая настоящим курсом, является незаменимой при решении творческих задач, составляющих приоритет современных форм философствования. Дисциплина читается с использованием онлайн курса «Философия» (https://openedu.ru/course/hse/FIL/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Философия» являются формирование высокой культуры мышления и системных мировоззренческих оснований жизнедеятельности современного профессионала и человека информационного общества ХХI века. Изучая курс философии, студенты осваивают общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности и коммуникации. Это предполагает изучение философских концепций, специфики философского типа мышления, формирование навыков философского подхода к решению профессиональных задач, а также развитие философской и профессиональной культуры личности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы. Уметь: применять в профессиональной деятельности понятийно-категориальный аппарат философии. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы природы, общества, человека.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы. Уметь: распознавать основные концепции справедливости. Владеть: навыками применения полученных знаний для решения социальных и профессиональных проблем .
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы; закономерности развития общества в его истории. Уметь: использовать философские методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы общества и его истории
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы. Уметь: использовать морально-этические учения для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности. Владеть: навыками применения полученных знаний для решения социальных и профессиональных проблем.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы; закономерности развития общества, государства и человека. Уметь: применять в профессиональной деятельности понятийно-категориальный аппарат философии. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на проблемы общества, государства и человека.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: общефилософские понятия, категории и проблемы; методы философского и общенаучного исследования. Уметь: использовать общенаучные методы и средства познания для решения мировоззренческих вопросов. Владеть: методами формирования системного, целостного взгляда на исследуемую проблему.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое философия?
    Философия как особый взгляд на мир. Философия и пути истины. Философия и рациональность. Протонаука и античная наука. Определение философии. Концепция "Осевого времени". От мифа к Логосу.
  • Проблема начал и проблема идеального.
    Античность: мудрецы и философы. Натурфилософия. Парменид, Демокрит, Гераклит, парадоксы элеатов. Апории Зенона. Возникал ли мир? Проблема нового. Обращение к идеальному. Идеи. Мысленный эксперимент и диалоги Платона. Категории Аристотеля. Трансценденталии. Аристотель: критика идеализма Платона. Онтология Аристотеля.
  • Природа души. Проблема соотношения души и тела.
    Определение души. Проблема души и тела. Учение Платона о душе. Учение о припоминании. Платон: миф о пещере, зрение и умозрение. Этические выводы из учения Платона о душе. Учение Аристотеля о душе и четырех причинах. Аристотель о бытии.
  • Понятие справедливости. Полезное, должное и соразмерное.
    Проблема справедливости. Справедливость в учении досократиков. Софисты: относительность справедливости. Сократ: основы полисной справедливости. Платон: справедливость как гармония. Аристотель: справедливость и добродетель. Римские юристы: справедливость и естественное право.
  • Человек как существо политическое. Феномен полиса и республики.
    Политическая природа человека. Понятие полиса. Государство Платона. Полис Аристотеля. Полис и государство. Цицерон. Res publica и полис.
  • Философские проблемы бытия Бога.
    Возникновение мира из ничего (Акт творения). Всемогущество Бога. Границы разума. Как доказывать бытие Бога?Доказательство Ансельма Кентерберийского (онтологическое доказательство). Доказательства Фомы Аквинского. Кант о невозможности доказательства бытия Бога. Теодицея.
  • Проблема универсалий в средневековой мысли.
    Универсалии: основные понятия и истоки проблемы. Спор об универсалиях: контекст. Реализм и номинализм. Концептуализм: Пьер Абеляр. Умеренный реализм: Фома Аквинский. Концептуализм: Уильям Оккам.
  • Проблема человеческой свободы и теория предопределения.
    Свобода человека. Христианство и проблема свободы. Августин vs Пелагий: полемика о свободе. Позднейшее развитие теории предопределения.
  • Формы познания и критерии достоверности познания.
    Гносеология: базовые понятия и основные философские позиции. Основные гносеологические позиции. Обоснование программы эмпиризма. Методология эмпирического познания. Обоснование программы рационализма. Проблемы эмпирической программы. Проблема образования общих понятий. Проблемы программы рационализма. Вопрос о природе чувственных представлений.
  • Основания познания и его границы.
    Феноменализм. Скептические аргументы против рационализма и эмпиризма. Программа трансцендентализма. Познавательные способности и априорные условия познания. Трансцендентальное единство апперцепции и антиномии чистого разума. Проблемы первого основоположения и "вещи самой по себе". Диалектическая концепция познания. Фихте. Диалектическая концепция познания. Гегель.
  • Вопрос об источниках морали.
    Типология этических учений. Исторические формы консеквенциализма и деонтологии. Гедонистическая этика. Эвдемонизм. Этика утилитаризма. Теория морального чувства. Деонтология. Критика формализма в этике.
  • Модерное государство как философская проблема.
    Государство: постановка проблемы. Государство: исторический контекст. Общественный договор: первый взгляд.Общественный договор: естественное состояние. Общественный договор: проблема частной собственности. Общественный договор: проблема естественных прав. Общественный договор: суверен и суверенитет. Право на восстание.
  • Смысл истории и направленность исторического процесса.
    Основные проблемы философии истории. Типология моделей исторического процесса. Циклическая модель истории. Теория культурно-исторических типов. Культурная морфология. Трудности обоснования циклических теорий. Теория прогресса. Факторы исторического изменения. Условия морального прогресса. Понятие культуры и диалектическая концепция истории. Материалистическое понимание истории.
  • Критика основ классической метафизики.
    Определение метафизики. Метафизика vs Позитивизм. Верификация и фальсификация. Логический позитивизм и Людвиг Витгенштейн. Критика субъектоцентризма. Структурализм. Детрансцендирование и имманентизм в философии. Критика субъект-объектного дуализма. Феноменология Гуссерля и интенциональность. Мартин Хайдеггер: не субъект, но Dasein. Мишель Фуко: смерть субъекта.
  • Критика идеализма в современной философии.
    Экзистенциализм: критика идеализма. М.Хайдеггер: особенность человеческого существования Dasein. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Философия жизни. Структурализм. Постструктурализм. Фердинанд де Соссюр: Язык есть пучок различий. Жак Деррида и Жан Лиотар.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Оценка за онлайн курс
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Оценка за онлайн курс + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель -. ; Пер. Жебелёв С. А., Под общ. ред. Доватура А.И. - ПОЛИТИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-05007-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politika-441529
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 1. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-06074-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-1-leviafan-v-2-t-tom-1-441701
  • Гоббс Т. - LEVIATHAN IN 2 VOLUMES. V 2. ЛЕВИАФАН В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-06076-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/leviathan-in-2-volumes-v-2-leviafan-v-2-t-tom-2-441782
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-534-10156-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-drevnego-mira-antichnaya-filosofiya-429449
  • Гуревич П. С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 162с. - ISBN: 978-5-534-00647-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-433746
  • Гуревич П. С. - ЭТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 516с. - ISBN: 978-5-9916-3005-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-426125
  • Данилевский Н. Я. - РОССИЯ И ЕВРОПА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 453с. - ISBN: 978-5-534-09382-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rossiya-i-evropa-437331
  • Декарт Р. ; Пер. Пиков В. И. - ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 97с. - ISBN: 978-5-534-07153-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravila-dlya-rukovodstva-uma-422145
  • Звиревич В. Т. ; под науч. ред. Пургина С.П. - ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-02817-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnyaya-i-srednevekovaya-filosofiya-438052
  • Золотухина Е. В. - ЭТИКА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 375с. - ISBN: 978-5-534-09215-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etika-427448
  • Кочеров С. Н., Сидорова Л. П. - ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-09969-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-429051
  • Лейбниц Г. ; Пер. Федоров Н. А. - ЛОГИКА И ГНОСЕОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07164-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-i-gnoseologiya-izbrannye-trudy-422157
  • Светлов В. А. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 175с. - ISBN: 978-5-534-05454-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofii-437923
  • Светлов В. А. - ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 339с. - ISBN: 978-5-534-06928-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-437921
  • Чичерин Б. Н. - ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ ДРЕВНЕГО И НОВОГО МИРА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-534-09379-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskie-mysliteli-drevnego-i-novogo-mira-437385
  • Шпенглер О. ; Пер. Франковский А. А. - ЗАКАТ ЕВРОПЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-534-08643-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zakat-evropy-441443

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аристотель -. ; Пер. Кубицкий А. В. - МЕТАФИЗИКА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-07009-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metafizika-442222
  • Гегель Г. ; Пер. Воден А. М. - ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 378с. - ISBN: 978-5-534-09834-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-istorii-428758
  • Локк Д. - THE SECOND TREATISE OF GOVERNMENT. ВТОРОЙ ТРАКТАТ О ПРАВЛЕНИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 148с. - ISBN: 978-5-534-07971-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-second-treatise-of-government-vtoroy-traktat-o-pravlenii-441719
  • Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций: Монография / Нижников С. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 333 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-009839-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/459501
  • Платон - Государство - Русайнс - 2015 - 324с. - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137
  • Платон - Законы - Русайнс - 2015 - 323с. - ISBN: 978-5-4365-0436-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917396
  • Платон -. ; Пер. Апт С. К., Соловьев М. С. - ПИР. АПОЛОГИЯ СОКРАТА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-534-06630-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pir-apologiya-sokrata-441955
  • Руссо Ж. - ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 146с. - ISBN: 978-5-534-06412-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ob-obschestvennom-dogovore-ili-principy-politicheskogo-prava-441987