• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология влияния

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Психология влияния» являются: формирование у студентов представления о социально-психологической природе влияния, особенностях управленческой работы в данном предметном поле, а также формирование у будущих менеджеров психологической культуры и навыков управления межличностным влиянием в различных сферах. В результате освоения дисциплины студент должен знать: 1. теоретические основы и основные понятия психологии влияния; 2. об основных направлениях изучения социального влияния, 3. современных достижениях теоретической и прикладной психологии влияния; 4. о формах и методах управления влиянием; 5. о существующих способах защиты от нежелательного влияния. уметь: • применять эти знания на практике; • анализировать причины возникновения межличностных конфликтов, структурные и динамические особенности их протекания и завершения; • выявлять специфику и особенности разных видов социального влияния. владеть: • навыками комплексного психологического анализа влияния в малых группах и организационного влияния Изучение дисциплины «Психология влияния» базируется на следующих дисциплинах:  Психология  Управление человеческими ресурсами. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: ● Знать особенности организации и проведения научных исследований; ● Знать основы общей психологии и личности; ● Знать основы построения и возможности использования профиля должности. Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: • Диагностика персонала, • Управление карьерой, • Эмоциональный интеллект, а также при прохождении преддипломной практики и подготовке выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология влияния» являются: формирование у студентов представления о социально-психологической природе влияния, особенностях управленческой работы в данном предметном поле, а также формирование у будущих менеджеров психологической культуры и навыков управления межличностным влиянием в различных сферах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает понятия: «конформизм», «информативное и нормативное влияние», «влияние», «социальная поддержка». Может раскрыть их специфику на примерах.
  • Знает основные понятия и базовые теории психологии влияния
  • Знает методы изучения социально-психологического воздействия, может самостоятельно провести диагностику межличностных отношений и манипулятивного влияния.
  • Имеет понятие о групповой поляризации. Знает правила и последовательность этапов групповой дискуссии
  • Знает понятия «власть» и «влияния», их взаимосвязь и независимость друг от друга. Может раскрыть типы влияния HR-менеджера в разных направлениях его деятельности.
  • Знает исследования психологических конфликтов., модели развития межличностной конфликтной ситуации. Владеет информацией о способах диагностики стратегии и тактики поведения в межличностном конфликте.
  • Знает особенности основных видов влияния, их специфику и отличительные черты. Владеет информацией как отличить один тип влияния от другого. Умеет использовать психологические средства защиты.
  • Знает основные психологические подходы к изучению СМК, особенности информирования в СМК, может идентифицировать конкретные способы воздействия в рекламе.
  • Знает механизм распространения слухов. и формирования негативных стереотипов и предрассудков. владеет способами защиты от «хейтинга» в социальных сетях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 2. Влияние в малых группах Тема 3. Влияние большинства и меньшинства
    Влияние и социально- психологическая структура группы. Конформизм. Информативное и нормативное влияние. Влияние и социальная поддержка. Подчинение. Исследования подчинения. Стили поведения меньшинства. Инновация и влияние меньшинства.
  • Раздел 1. Общая характеристика психологического влияния Тема 1. Основные понятия и базовые теории психологии влияния.
    Мировые психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, интеракционистское направление о природе социального влияния. Идеи и концепции Дж. Мида. Теории референтной группы. Современная дискуссия о природе влияния в интеракциональной психологии. Рычаги влияния по Р. Чалдини. Отечественная традиция изучения социального влияния.
  • Тема 2. Методы изучения социального влияния.
    Характеристика основных методов социально-психологического исследования. Психоаналитическая традиция в изучении социального влияния. Эксперимент как метод изучения влияния в группе. Диагностика межличностных отношений. Диагностика манипулятивного влияния.
  • Тема 4. Влияние в процессе групповой дискуссии и принятия решений.
    Групповая поляризация. Объяснительные модели групповой поляризации: социального сравнения, модель убеждающих аргументов, модель группового давления. Понятие «огрупплённого мышления». Основные признаки и способы преодоления.
  • Раздел 3. Межличностное влияние Тема 5. Власть и влияние в межличностном взаимодействии
    Межличностное взаимодействие в диапазоне от сотрудничества до соперничества, от кооперации до конфликта, его психологическая природа. Концепция другого человека. Проблема доверия во взаимоотношениях. Просоциальное поведение: помощь другим. Индивидуальная власть как основа для влияния. Должностная и личностная власть. Тактики должностной власти. Влияние без власти: обмен, союзы, взаимная симпатия.
  • Тема 6. Межличностный конфликт и его разрешение.
    Психологическая традиция изучения конфликтов. Психоаналитическая интерпретация межличностного конфликта. Экспериментальные исследования психологических конфликтов. Модели развития межличностной конфликтной ситуации. Стратегии и тактики поведения в межличностном конфликте. Попытки систематизации конфликтов.
  • Тема 7. Виды влияния и способы защиты от нежелательного воздействия
    Основные виды межличностного влияния: нападение, манипуляция, аргументация. Нападение как вид эмоциональной разрядки и его виды. Манипуляция как полу-цивилизованное воздействие, ее признаки и способы распознавания. Аргументация как цивилизованное влияние, ее правила и нормы осуществления. Способы защиты от нападения и манипуляции.
  • Раздел 4. Психологические основы влияния СМК Тема 8. Психологические основы влияния средств массовой коммуникации.
    Основные психологические подходы к изучению СМК. Скорость и степень влияния СМК. Особенности информирования в СМК. Средства психологического влияния в рекламе.
  • Тема 9. Влияние СМК на состояние межгрупповых отношений.
    Усиление межгрупповых конфликтов. Распространение слухов. Формирование негативных стереотипов и предрассудков. Влияние в социальных сетях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий Работа на тренинговых занятиях по курсу
  • неблокирующий Самостоятельная работа по подготовке к занятиям по курсу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * домашнее задание + 0.25 * контрольная работа + 0.13 * Работа на тренинговых занятиях по курсу + 0.12 * Самостоятельная работа по подготовке к занятиям по курсу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Савинова С. Ю., Васильева Е. Н. - ЛИДЕРСТВО В БИЗНЕСЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 280с. - ISBN: 978-5-534-11445-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/liderstvo-v-biznese-445293
  • Чалдини, Р. Психология влияния : учебное пособие / Р. Чалдини. - 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01033-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055321 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055321

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антонова Н.В. - Психология управления - Издательский дом Высшей школы экономики - 2010 - 269с. - ISBN: 978-5-7598-0772-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/65974
  • Смолова Л. В. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 356с. - ISBN: 978-5-534-12382-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-konsultirovanie-447421