• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научный семинар

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В этом научно-исследовательском семинаре студенты должны овладетьметодологическими основами и практическими навыками научно-исследовательской деятельности в области наук об информационных системах. В результате освоения НИС студент должен: знать особенности научно-исследовательской деятельности в области наук об искусственном, и в частности – наук об информационных системах; знать общую структуру дорожной карты исследований по методологии Design Science Research Methodology in IS (DSRM-IS), содержание основных этапов, критерии оценки качества и завершенности этапов научных исследований; уметь планировать научное исследование в рамках ВКР по методологии DSRM-IS, определять фактическое содержание этапов работы в соответствии с целями и задачами ВКР; уметь формировать критерии оценки результатов выполнения этапов исследования, проводить объективный анализ и сравнение полученных научных результатов с известными аналогами по данной проблематике; уметь выполнять поиск и анализ релевантной научной литературы, аналитических материалов по теме исследования в международных базах научного цитирования; иметь представление о ключевых направлениях научных исследований в области информационных систем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • уметь планировать научное исследование в рамках ВКР по методологии DSRM-IS, определять фактическое содержание этапов работы в соответствии с целями и задачами ВКР.
  • Уметь формировать критерии оценки результатов выполнения этапов исследования, проводить объективный анализ и сравнение полученных научных результатов с известными аналогами по данной проблематике.
  • Уметь выполнять поиск и анализ релевантной научной литературы, аналитических материалов по теме исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывать адекватное название для изучаемой в рамках исследования системы
  • Выделять границы изучаемой системы
  • Определять состав трех категорий заинтересованных лиц системы по Черчману для изучаемой системы
  • Выявлять основные элементы системы и их взаимосвязи, проводящие к возникновению синергии
  • Разрабатывать наполнение таблицы SWOT-анализа на основе анализа изучаемой системы
  • Объяснять необходимость изменений в составе и связях системы для снижения влияния слабых сторон системы в SWOT-диаграмме
  • Выявлять элементы карго-культа в профессиональной среде БИ
  • Интерпретировать результаты научной деятельности с точки зрения существующей научной парадигмы
  • Различать виды научной деятельности по оси "Аналитические науки - Синтетические науки"
  • Аргументировать принадлежность элементов искусственных систем к категории артефактов
  • Формулировать основные отличия и особенности наук об искусственном в сравнении с естественно-научным знанием
  • Называть основные причины существенной сложности современных информационных систем
  • Аргументировать принадлежность БИ к категории наук об искусственном
  • Объяснять проблематику сложности ИС на ряде актуальных примеров
  • Интерпретировать общий шаблон ответа на основной вопрос исследований в терминах собственной работы
  • Аргументировать необходимость следования определенной методологии исследований при научной работе в области БИ
  • Объяснять назначение и взаимосвязь этапов исследований в методологии Design Science Research Methodology
  • Выделять входы, выходы, инструментарий и критерий завершенности для каждого этапа методологии DSRM применительно к собственному исследованию
  • Классифицировать собственное научное исследование по типу проблем
  • Классифицировать собственное исследование по виду результата
  • Классифицировать собственное исследование по уровню результата
  • Разрабатывать перечень поисковых систем для поиска статей и критерии отбора
  • Разрабатывать набор поисковых запросов для отбора релевантных статей
  • Классифицировать релевантные статьи на агрегатированные и конфигуративные.
  • Выявлять в релевантных статьях эвристики конструкции и эвристики ожидания.
  • Подготавливать результаты анализа в форме стандартных таблиц.
  • Давать оценку степени завершенности этапа
  • Разрабатывать перечень близких аналогов по результатам анализа литературы
  • Определять перечень количественных и качественных характеристик сравнения аналогов и создаваемыми артефактами
  • Разрабатывать модель использования созданного в рамках исследования артефакта.
  • Разрабатывать методологию сравнения аналогов с созданным артефактом по выделенным характеристикам.
  • Иллюстрировать содержание оставшихся этапов методологии DSRM в терминах своего исследования.
  • Объяснять методы оценки степени завершенности оставшихся этапов методологии
  • Выявлять риски исследований в контексте методологии DSRM.
  • Формулировать достигнутые в исследовании результаты в терминах DSRM-канвы и основного вопроса исследований в области БИ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные характеристики и роль научного знания в современном обществе
    Определяются основные характеристики научного знания, его отличия от повседневной практики, вводятся понятия научной парадигмы по Куну, архитектуры вопросов по Бибихину. Рассматривается явление карго-культа применительно к научной деятельности.
  • Науки об искусственном
    Рассматривается классификация наук по осям "Аналитические-Синтетические", "Материальные-Символические". Определяется место наук о дизайне искусственного. Рассматривается генезис наук об искусственном. Вводится понятие артефакта. Определяется основной вопрос наук об искусственном.
  • Бизнес-информатика, как наука об искусственном
    Вводится определение БИ как отдельной синтетической науки об искусственном. Рассматриваются особенности создаваемых в этой науке артефактов -- Информационных Систем. Выделяется как одна из основных проблем - проблема сложности.
  • Понятие системы в роли инструмента борьбы со сложностью
    На основе тезиса Саймона понятие системы рассматривается как инструмент борьбы со сложностью в БИ. Приводятся инженерно-ориентированные определения системы по Черчману и Вассону. В определении Вассона уточняются основные части определения. Рассматриваются основы системной инженерии. Приводится пример взаимосвязи понятий системной инженерии и SWOT-анализа для выявления целей и задач научного исследования по БИ.
  • Введение в методологию исследований DSRM для БИ
    Аргументируется необходимость использования особой методологии исследований в области БИ. Конкретизируется шаблон ответа на основной вопрос научного исследования в БИ. Рассматривается в целом процессная модель методологии Design Science Research Methodology. Рассматривается отдельно каждый этап методологии DSRM с точки зрения входов, выходов, используемых инструментов и критерия завершенности этапа.
  • Применение методологии DSRM для определения проблемы и мотивационных факторов исследования
    С учетом конкретных особенностей выполнения ВКР определяются входы, выходы и критерии завершенности этапа. Формулируется стратегия анализа литературы и других источников. В рамках стратегии определяется классификация статей на агрегатированные и конфигуративные. Определяется цель анализа, направленная на выявление эвристик конструкции и эвристик ожидания. Предлагается форма представления результатов анализа литературы.
  • Применение методологии DSRM для определения задач исследования
    Подробно рассматриваются входы, выходы и критерии завершенности второго этапа. Предлагаются аргументы существенной важности поиска аналогов в процессе научного исследования. Определяются методы выделения ключевых аналогов и их характеристик на основе результатов первого этапа.
  • Дорожная карта продолжения исследования по БИ
    Обобщаются результаты исследований по двум первым этапам методологии DSRM. Представляются основные концепты методологии DSRM в формате DSRM-канвы. Рассматриваются типичные варианты продолжения исследований в рамках ВКР по методологии DSRM.
  • Классификация научного исследования в области БИ по типу проблем, уровню и виду результатов
    С учетом требований методологии DSRM определяются классификаторы научного исследования в области БИ по типу проблем, уровню и виду результатов. Даются рекомендации и примеры по выбору необходимого типа проблем и уровню результатов для студенческих ВКР.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект по анализу предметной области как системы
  • неблокирующий Проект по реализации первого этапа исследования по методологии DSRM
  • неблокирующий Проект по реализации второго этапа исследований по методологии DSRM
  • неблокирующий Выступление на итоговом семинаре с защитой дорожной карты исследования
  • неблокирующий Тест в ЛМС
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Выступление на итоговом семинаре с защитой дорожной карты исследования + 0.1 * Проект по анализу предметной области как системы + 0.3 * Проект по реализации второго этапа исследований по методологии DSRM + 0.3 * Проект по реализации первого этапа исследования по методологии DSRM + 0.2 * Тест в ЛМС
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gorod, A., Gandhi, S. J., Sauser, B., White, B. E., & Ireland, V. (2014). Case Studies in System of Systems, Enterprise Systems, and Complex Systems Engineering. Boca Raton: CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=802172
  • Hevner, A., & Chatterjee, S. (2010). Design research in information systems: theory and practice (Vol. 22). Springer Science & Business Media.
  • Ramage, Magnus, and Karen Shipp. Systems thinkers. Springer Science & Business Media, 2009.
  • Wieringa, Roel J. Design science methodology for information systems and software engineering. Springer, 2014.
  • Белов П. Г. - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 211с. - ISBN: 978-5-534-11406-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-riskami-sistemnyy-analiz-i-modelirovanie-v-3-ch-chast-1-445235
  • Белов П. Г. - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-534-11408-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-riskami-sistemnyy-analiz-i-modelirovanie-v-3-ch-chast-2-445237
  • Белов П.Г. - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В 2 Т. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 733с. - ISBN: 978-5-9916-4703-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-riskami-sistemnyy-analiz-i-modelirovanie-v-2-t-383403