• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория отраслевых рынков

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты:  получат знания о стратегиях поведения фирмы в условиях несовершенной конкуренции, факторах рыночной власти, антимонопольной политике государства в России и за рубежом;  научатся оценивать количественные и качественные параметры конкурентной среды;  приобретут навыки анализа теоретических моделей и решения задач;  смогут применить полученные знания для анализа реальных рынков. Особенностями курса являются:  трансляция на реальные рыночные ситуации;  получение навыков сетевого анализа рыночной конкуренции и освоение базового инструмента визуализации сетей (NodeXL);  обзор теоретических задач, используемых в олимпиадных заданиях для поступающих в магистратуру.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение и углубление знаний студентов в области микроэкономического анализа рынков со значительным использованием математического аппарата;
  • изучение студентами разделов курса: фирма, олигополистическая конкуренция и сговор, ценовые и неценовые стратегии, предоставление и сдерживание входа;
  • изучение моделей поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции;
  • изучение теоретических принципов рыночного регулирования и в конкурентной политики государства;
  • развитие у студентов навыков качественного и количественного анализа экономических моделей, явлений и процессов;
  • формирование у студентов навыков самостоятельной работы с литературой, электронными ресурсами и Интернет-источниками.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент способен выявлять и анализировать различные мотивы роста фирмы; умеет решать задачи на максимизацию прибыли вертикально-интегрированной фирмы.
  • Студент дифференцирует основные модели олигополии, делает выводы о различиях ценовой и неценовой конкуренции, а также последствиях сговора для экономики; умеет решать задачи на максимизацию прибыли фирм-олигополистов, анализировать структуру рынка, вычислять показатели концентрации.
  • Студент дифференцирует основные стратегии укоренившейся фирмы по отношению к потенциальным конкурентам, знает различия между предоставлением и сдерживанием входа, способен проанализировать последствия применения методов недобросовестной конкуренции; умеет решать задачи выбора оптимальной стратегии в играх на вход.
  • Студент способен анализировать влияние на эффективность и рыночную власть различных методов конкуренции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение.
    Содержание раздела: Развитие, методыи основные подходы теории отраслевых рынков (IndustrialOrganization): неоклассический, (нео-)институиональный, австрийский, бихевиористский, игровой, информационный, граничный, сетевой.
  • Тема 1. Фирма и рынок
    Содержание раздела: Подходы к определению границ фирмы: технологический, контрактный, стратегический. Эффект масштаба и минимально эффективный выпуск. Субаддитивность издержек как фактор горизонтального и вертикального роста фирмы. Эффективность рынка и внутренней структуры, роль трансакционных издержек. Вертикальная структура, проблема «двойной надбавки», другие стимулы к вертикальной интеграции. Мотивы слияний и поглощений. Источники конкурентных преимуществ и различий фирм в реальной экономике. Барьеры входа/выхода на рынке. Типы рыночных структур, квазиконкурентные рынки.
  • Тема 2. Конкуренция, сговор и рыночная власть
    Содержание раздела: Применение теории игр для изучения конкуренции в условиях олигополии. 2.1. Олигополистическая конкуренция. Стратегические заменители и дополнители. Основные модели некооперативной олигополии: модель Курно, модель Бертрана, модель Штакельберга. Равновесие в модели Курно с блокированным и свободным входом. Ценовая и неценовая конкуренция, парадокс Бертрана. Разрешение парадокса Бертрана: асимметрия издержек, ограничение по мощности, фиксированные издержки входа, дифференциация товара, неполнота и асимметрия информации, сговор и повторяющееся взаимодействие. 2.2. Сговор. Кооперативная олигополия. Предмет соглашения. Явный и неявный сговор, условия, способствующие явному и неявному сговору. Формы неявного сговора. Полный и неполный картель, модель полного картеля. Устойчивость ценового картеля, факторы устойчивости. Конкурентная политика в отношении картелей. Особенности антимонопольной политики России: ответственность за сговор и согласованные действия, «картельная амнистия». 2.3. Структура рынка и рыночная власть. Гипотеза взаимосвязи структуры рынка и рыночной властью. Измерение рыночной власти: индекс Лернера. Рыночная концентрация, показатели концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Проблема выбора идеального показателя концентрации. Эмпирические оценки концентрации и рыночной власти. Конкурентная политика: критерии уровня концентрации. Антимонопольная практика в России: выявление доминирующего положения на рынке, коллективное доминирование, выявление злоупотребления доминирующим положением.
  • Тема 3. Предоставление и сдерживание входа
    Содержание раздела: Стратегическое поведение укоренившейся фирмы: предоставление и сдерживание входа. Модель Штакельберга: оптимальное поведение лидера, ценность обязательств. Парадокс сети магазинов. Сигналы сдерживания входа, модель Диксита-Спенса: оптимальный размер необратимых издержек (инвестиций), обязательства, сигнализирующие сдерживание входа. Классификация бизнес-стратегий по Тиролю-Фьюденбергу. Предоставление и сдерживание входа: «жесткая» и «мягкая» фирмы. Стратегическое инвестирование, ограничивающее ценообразование, модель Сайлоса-Лабини. Хищничество, критерий Ариды-Тернера, антимонопольная политика в отношении хищничества. Повышение издержек конкурентов: стратегическая роль рекламы, вертикальный контроль, лицензирование, стандартизация и сертификация. Предотвращение недобросовестной конкуренции.
  • Тема 4. Ценовые и неценовые стратегии
    Содержание раздела: 4.1. Дифференциация. Горизонтальная и вертикальная дифференциация, товарный и адресный подходы. Монополистическая конкуренция: модель Чемберлина, репрезентативный потребитель, избыточные мощности, недостаток или избыток разнообразия. «Линейный город», модель Хотеллинга: выбор цены при фиксированном положении продавцов, выбор положения при фиксированной цене, выбор местоположения и цены. Принцип минимальной дифференциации, транспортный тариф и условия конкуренции. «Круговой город», модель Сэлопа: влияние издержек входа и транспортного тарифа, общественно-эффективное число фирм. 4.2. Реклама. Роль рекламы, информационная и убеждающая реклама. Разыскиваемые, испытываемые товары, товары на доверии. Сигнализирование качества. Высокая цена как сигнал качества. Повторяющиеся покупки, возможность изменения качества товара. Сигналы качества: низкая входная цена, расточительные расходы. Достоверность и эффективность сигналов. Оптимальная интенсивность рекламы. Модель Дорфмана-Штайнера, оптимальная доля рекламы в выручке. Реклама и условия входа-выхода, реклама и ценовая конкуренция. 4.3. Ценовая дискриминация. Виды и условия неоднородного ценообразования. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. Применение двухчастного тарифа. Дискриминация по качеству. Связанные продажи, межвременная дискриминация. Конкурентная политика: допустимость ценовой дискриминации. 4.4. Вертикальные связи. Виды вертикального контроля. Вертикальная интеграция в условиях монополии и конкуренции. Вертикальные ограничения: двухчастный тариф и максимальная розничная цена. Конкуренция розничных продавцов и конкуренция в пределах торговой марки. Конкурентная политика и вертикальные ограничения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • аудиторная оценка (неблокирующий)
  • контрольная работа (неблокирующий)
  • экзамен (неблокирующий)
    Экзамен по дисциплине проводится в форме защиты проекта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * аудиторная оценка + 0.35 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Заздравных А. В., Бойцова Е. Ю.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-288-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-9916-8587-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-433516
  • Розанова Н. М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-345-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01822-6, 978-5-534-01823-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-1-434201

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Розанова Н. М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-314-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01824-0, 978-5-534-01823-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-2-434202
  • Розанова Н. М.-ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие-М.:Издательство Юрайт,2019-492-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03899-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-praktikum-432074