• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Бережливое производство и обслуживание

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Менеджмент качества и бережливого производства)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Грачев Александр Николаевич, Цвиркунов Дмитрий Игоревич
Прогр. обучения: Менеджмент качества и бережливого производства
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Современные тенденции развития экономики ― всеобщая глобализация, рынок покупателя, развитие технологий ― приводят к тому, что показателем успешного предприятия является уровень его конкурентоспособности или степень «привлекательности» производимого продукта в глазах потребителя. Конкурентоспособность, в свою очередь, зависит от набора таких факторов, как индивидуальность товара, качество, доступность на рынке и, естественно, цена. Девиз Лин-менеджмента ― «создание ценности без потерь с точки зрения клиента», т.е. инструменты и методы Лин полностью соответствуют цели предприятия быть конкурентоспособным, не требуют привлечения дополнительных инвестиций, повышая при этом качество, сокращая время изготовления продукта, и, что наиболее важно, его стоимость. Под ценностью подразумевается тот товар или услуга, которую готов приобрести покупатель, а под процессом создания ценности понимается не просто отдельно взятый участник изготовления продукции, но вся производственная цепочка в целом, начиная от поставщика материалов и заканчивая непосредственно клиентом. Особенное внимание уделяется информационному потоку, ― например, процессам планирования и управления, контролю качества, обмену информацией между отделами и т. д. Материал дисциплины построен на анализе особенностей применения инструментальных средств Лин-менеджмента, включая универсальные и специальные методы постоянного улучшения деятельности предприятий и организаций в сфере услуг и производства. Преподается на русском языке. Дисциплина выполняется в формате blended. Студенты в рамках темы 2, темы 3 проходят курс Operations Management: Analysis and Improvement Methods на ресурсе Coursera https://www.coursera.org/learn/operations-management The hidden value – Lean in manufacturing and services https://ru.coursera.org/learn/lean-manufacturing-services
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обеспечить понимание студентами роли и места Лин-менеджмента как основной формы оценки конкурентоспособности и преобразования системы менеджмента в организации. Целью освоения дисциплины «Бережливое производство и обслуживание» является формирование у студентов целостного системного представления о теории и практике менеджмента в области построения производственных систем на принципах бережливого производства и управлении потоками создания ценности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и базовой терминологией курса.
  • умеет анализировать потоки создания ценности.
  • знает методы улучшения потока создания ценности, умеет их применять.
  • понимает суть постоянных улучшений, умеет организовать систему постоянных улучшений
  • способен анализировать деятельность организации на уровне системы менеджмента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в бережливое производство и обслуживание
    История бережливого производства. Производственная система Тойоты (TPS). Принципы бережливого производства. Основные термины бережливого производства и обслуживания. Опыт разработки производственных систем на основе принципов бережливого производства.
  • Анализ и улучшение потоков создания ценности. Ценность для потребителя. Виды потерь
    Понятие потока создания ценности. Уровни потоков создания ценности. Картирование потоков создания ценности. Карта потока создания ценности текущего состояния. Карта потока создания ценности будущего состояния. Правила сбора данных для анализа потока создания ценности. Диаграмма ямазуми. Диаграмма спагетти.
  • Комплекс методов бережливого производства
    Организация рабочего пространства – 5S. Стандартизированная работа. Визуализация. Канбан. Защита от непреднамеренных ошибок – Poka-Yoke. Быстрая переналадка – SMED. Всеобщее обслуживание оборудования – TPM. Производственная ячейка.
  • Система менеджмента бережливого производства
    Понятие системы менеджмента. Системы менеджмента и производственные системы в организации. Роль системы менеджмента бережливого производства. Комплекс национальных стандартов ГОСТ Р серии «Бережливое производство». Требования к СМБП. Аудиты СМБП и сертификация.
  • Кайдзен – подход к постоянным улучшениям
    Понятие постоянных улучшений, отличие Кайдзен и Кайрио. Вовлечение персонала в постоянные улучшения. Организация системы подачи и реализации предложений по улучшению. Материальное и нематериальное поощрение.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашняя работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / Имаи М.; Пер. Гутман Т. - 9-е изд. - М.: Альп. Бизнес Букс, 2016. - 274 с.: 70x100 1/16. - (Модели менеджмента ведущих корпораций) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5565-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548584
  • Менеджмент систем: Как начать путь Toyota: Учебное пособие / Фидельман Г.Н., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 136 с.: ISBN 978-5-9614-5219-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914321
  • Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства / Вумек Д.П., Джонс Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 262 с.: ISBN 978-5-9614-4619-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916259

Рекомендуемая дополнительная литература

  • KEOUGH, W. (2012). The Toyota Way to Lean Leadership: Achieving and Sustaining Excellence through Leadership Development. The Journal of Applied Christian Leadership, 6(2), 135–136. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=117094865
  • Джордж М. - Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2011 - 464с. - ISBN: 978-5-91657-217-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62324
  • Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Лайкер Д.К., Хосеус М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 354 с.: ISBN 978-5-9614-4995-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914070
  • Развитие управленческого учета в рамках концепции кайдзен: Монография / Ю.И. Сигидов, М.С. Рыбянцева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 180 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка) ISBN 978-5-16-011453-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/525572
  • Система разработки продукции в Toyota: Люди, процессы, технологии Учебное пособие / Лайкер Д.К., Морган Д.М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 440 с.: 70x100 1/16. - (Модели менеджмента ведущих корпораций) ISBN 978-5-9614-0571-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923873