Бакалавриат
2019/2020
Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии
Статус:
Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление:
09.03.04. Программная инженерия
Кто читает:
Департамент иностранных языков
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Воронина Елена Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
92
Программа дисциплины
Аннотация
Курс рассчитан на 3 модуля и включает в себя два основных блока, изучаемых параллельно: - в рамках первого блока учащиеся знакомятся с различными аспектами делового взаимодействия в межкультурной среде: самопрезентация, управление персоналом и работа в команде, деловой этикет, подготовка и проведение публичного выступления, переговоры, урегулирование конфликтов, и т.д. Обучение происходит на основе ролевых игр, кейсов, мозгового штурма и дискуссий. - целью второго блока является ознакомление слушателей с особенностями классификаций национальных и деловых культур разных стран мира и их влияние на деловое поведение, выполнение поставленных задач и стратегии в международной деловой среде. В рамках дисциплины студенты имеют возможность изучить и сравнить специфику культуры России, западных стран (США, Германия, Италия, Великобритания, Франция), азиатского региона (Китай, Япония, Индия), Скандинавии, Восточной Европы и Африки.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является овладение студентами необходимыми компетенциями коммуникации в межкультурном пространстве (как в глобальном, так и в локальном масштабе), необходимыми для решения социально-коммуникативных задач, эффективного функционирования в профессиональной (деловой) и академической среде. В ходе обучения формируются навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с представителями разных культур, умения использовать коммуникативные стратегии для работы в группе, необходимые для будущих специалистов в области программной инженерии.
Планируемые результаты обучения
- Знаком с ключевыми понятиями и определениями кросс-культурной коммуникации. Имеет представление о культуре групп.
- Знаком с моделью DMIS (Милтон-Беннета). Знаком с аспектами национальной культуры. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры России.
- Знаком с базовыми понятиями теории Э. Холла. Умеет смоделировать и провести знакомство и деловую беседу с новыми партнерами. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры США.
- Знаком с базовыми аспектами теории Г. Хофстеде. Способен применить интерактивный стиль в профессиональной коммуникации. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Китая.
- Знаком с базовыми аспектами теории Р. Льюиса. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Германии.
- Способен определить особенности стилей коммуникации. Способен адаптировать стиль коммуникации к ситуации профессионального общения. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Великобритании.
- Знаком с основными видами и приемами вербальной и невербальной коммуникации. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Японии.
- Знаком с основными стратегиями управления непродуктивной коммуникацией. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Италии и Испании.
- Умеет использовать основные стратегии публичного выступления и проведения переговоров в профессиональной межкультурной среде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Индии.
- Умеет использовать основные стратегии урегулирования конфликтов в профессиональной среде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Франции.
- Умеет распознавать типы вопросов при общении в профессиональной среде и использовать соответствующие стратегии коммуникации при ответах. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры арабских стран.
- Знаком с общими понятиями международного маркетинга. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры Бразилии и африканских стран.
- Знаком с общими принципами работы в интернациональной команде. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры скандинавских стран.
- Знаком с основными понятиями и подходами национального брэндинга. Знаком с основными аспектами национальной и деловой культуры стран Восточной Европы.
Содержание учебной дисциплины
- Introduction to building cultural awareness. Culture and communication.Understanding the terms and concepts of “culture” and “communication”. Elements and layers of culture. Cultural stereotypes.
- Developmental Model of Intercultural Sensitivity. Сulture and culture shock. Сultural profile: RussiaСulture and culture shock. Stages of acquiring cross-cultural competence. Сultural profile: Russia (national and business culture).
- Сross-cultural theory of E.T. Hall. First meetings: introductions, small talk. Cultural profile: USAHall’s cultural parameters: attitude to space and time. High-context and low-context cultures. First meetings.: introductions, small talk. Cultural profile: USA (national and business culture).
- G. Hofstede’s cultural dimensions. Interactive communication style. Cultural profile: ChinaClassification of cultures according to six dimensions of G. Hofstede (Power Distance, Individualism/Collectivism, Masculinity/Femininity, Uncertainty Avoidance, Short-/Long-term orientation, Indulgence/Restraint). Interactive communication style. Cultural profile: China (national and business culture).
- R. Lewis’ theory. Cultural profile: Germany.Linear-active, multi-active and reactive types of culture. Cultural profile: Germany (national and business culture).
- Сommunication styles. Cultural profile: UKTypes of communication styles (non-verbal communication). Cultural profile: UK (national and business culture).
- Verbal and non-verbal communication. Cultural profile: Japan.The functions of nonverbal communication. Classifications of nonverbal communication. Cultural profile: Japan (national and business culture).
- Dealing with difficult communicators. Cultural profile: Italy and Spain.Types of difficult communicators. Strategies to handle difficult communicators. Cultural profile: Italy and Spain (national and business culture).
- Presenting and negotiating across cultures. Сultural profile: IndiaPresentation techniques. Setting clear objectives for a negotiation. Influencing strategies for negotiations. Cultural profile: India (national and business culture).
- Managing conflict. Cultural profile: FranceUnderstanding and avoiding conflict. Dealing with conflict. Cultural profile: France (national and business culture).
- Handling questions. Cultural profiles: Arab countries.Recognizing different types of questions. Q&A sessions: efficient strategies. Cultural profile: Arab countries (national and business culture).
- Business Across Cultures. Global Marketing.General notions and principles of global business and marketing, Cultural profile: Brazil and African countries (national and business culture).
- Working in an International Team. Cultural profile: ScandinaviaBasic principles of teamwork. Team roles and responsibilities. Diversity and creativity. Cultural profile: Scandinavian countries (national and business culture).
- Branding Nations. Cultural profile: Slavic countries.Techniques of brand marketing to build cohesive image for a nation. Cultural profile: Slavic countries (national and business culture).
Элементы контроля
- Тест
- ПрезентацияДанный вид деятельности выполняется на занятии, при этом обязательно использование слайдов MS Power Point. Структура презентации определяется преподавателем, темы предоставляются студентам на выбор. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе. Презентация является элементом контроля, не подлежащим пересдаче, поскольку должна быть представлена на конкретном занятии.
- Ролевая игра/монологПодготовленная ролевая игра/монологическое высказывание. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе.
- Аудиторная работаНеподготовленная речь в ходе дискуссий, деловых игр, кейсов и пр. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе. Является элементом контроля, не подлежащим пересдаче, поскольку представлена на конкретном занятии в реальном времени.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)Орез. = 0,5*(0,25* Оауд + 0,25*·Орол.игра + 0,25*·Отест+ 0,25*·Опрез) + 0,5 *·Оэкз
- Промежуточная аттестация (3 модуль)Орез. = 0,5*(0,25* Оауд + 0,25*·Орол.игра + 0,25*·Отест+ 0,25*·Опрез) + 0,5 *·Оэкз
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].
Рекомендуемая дополнительная литература
- Brett, J.M. Negotiating Globally: How to Negotiate Deals, Resolve Disputes, and Make Decisions Across Cultural Boundaries / Jeanne M. Brett. – 3rd ed. – San Francisco: John Wiley & Sons, Inc., 2014. – 320 p. – ISBN 9781118602614. – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=1651185&query=negotiating%2Bglobally
- Halverson, C.B. Effective Multicultural Teams: Theory and Practice / ed. by Claire B.Halverson, S. Aqeel Tirmizi. – Dordrecht: Springer Science + Business Media B.V., 2008. – 299 p. – (Advances in Group Decision and Negotiation; Vol. 3). – ISBN 9781402069567. – Текст: электронный // БД Springer Books [сайт]. – URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-1-4020-6957-4
- Hofstede, G.J. Exploring Culture: Exercises, Stories and Synthetic Cultures / Gert Jan Hofstede, Paul B. Pedersen, Geert H. Hofstede. – Yarmouth: Intercultural Press Inc, 2002. – 234 p. – ISBN 9781877864902. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=6723
- Lewis, R.D. When Teams Collide: Managing the International Team Successfully / Richard D. Lewis. – London; Boston: Nicolas Brealey Publishing, 2012. – 321 p. – ISBN 9781904838357. - Текст: электронный // DB Books 24x7 [сайт]. – URL: https://library.books24x7.com/toc.aspx?bookid=47354
- Moran, R.T. Managing Cultural Differences: Global Leadership Strategies for the 21st Century / Robert T. Moran, Philip R. Harris, Sarah V. Moran. – 7th ed. – Burlington; Oxford: Elsevier Inc., 2007. – 708 p. – (Managing Cultural Differences). – ISBN 978750682473. - Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт]. – URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/reader.action?docID=3562904&query=Moran%252C%2BRobert%2BT
- Багана Ж., Дзенс Н.И., Мельникова Ю.Н. - Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 308с. - ISBN: 978-5-9765-2813-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/92727
- Кулинич, М.А. Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие / М.А.Кулинич, О.А.Кострова. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 248 с. — ISBN 978-5-9765-2823-9. — Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/92713/#1 (дата обращения: 27.09.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- под редакцией Л. Г. Викуловойи Е. Ф. Серебренниковой - Основы межкультурной коммуникации. Государственные и национально-культурные символы: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 277с. - ISBN: 978-5-9765-4270-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125170
- Юдина А. И., Жукова Л. С. - КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11591-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturnaya-politika-mezhkulturnaya-kommunikaciya-i-mezhdunarodnye-kulturnye-obmeny-445690