• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Политическая нарратология

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Политическая лингвистика)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает: Департамент социальных наук
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Политическая лингвистика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Для направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» учебная дисциплина «Политическая нарратология» входит в элективный блок дисциплин. Изучение «Политической нарратологии» базируется на таких дисциплинах как «Политическая лингвистика», «Психолингвистические методы изучения политического дискурса», «Политическая риторика». Для освоения «Политической нарратологии» студенты должны иметь базовые навыки в критическом анализе текстов, уметь выбирать теоретические и инструментальные средства для анализа языковых данных; осуществлять квалифицированный письменный перевод текстов различных типов; обрабатывать тексты на естественном языке в производственно-практических целях (лингвистическая разметка, аннотирование, реферирование, когнитивное картирование). Основные разделы курса: «Введение в политическую нарратологию», «Биографические и автобиографические нарративы в политическом дискурсе», «Нарративы о национальной идентичности». По итогам курса студенты смогут использовать теорию нарратологии для понимания современных текстов – классических и криолизованных (включая мультимедийные мультимодальные тексты), освоят алгоритмы нарративного анализа (классические и постструктуралистские), получат опыт нарративного анализа биографических текстов, а также мультимедийных мультимодальных текстов о Мы-идентичности (а именно - национальной идентичности). Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке магистрантами ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель учебной дисциплины – научиться использовать инструменты нарратологии для создания и анализа современных «политических нарративов», повествований о политическом и власти, включая мультимодальные мультимедийные тексты.
  • Задачи дисциплины: • представить основные положения нарратологии и тенденции её развития применительно к политическому дискурсу; • охарактеризовать границы и возможности нарратологии на материале политического дискурса; • инициировать опыт использования инструментов нарратологии для решения прикладных задач в области политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • описывает и объясняет структуру нарратива в контексте классической нарратологии
  • использует лингвистические маркеры при идентификации структуры биографического нарратива; выделяет в биографическом нарративе языковой материал, релевантный аналитической лингвистической обработке биографического текста
  • перечисляет и использует правила анализа мультимодального мультимедийного нарратива
  • конструирует и реализовывает исследовательскую программу, направленную на изучение мультимедийного мультимодального нарратива о национальной идентичности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1. Введение в политическую нарратологию. Тема 1.1. Теория нарратива как научная дисциплина. Тема 1.2. Ключевые концепции классической нарратологии.
    ТЕМА 1.1. Природа, формы и функционирование нарратива, типы и критерии нарративов, правила создания нарратива. Аналитические компоненты нарратологии. ТЕМА 1.2: Порождающая нарратив модель В.Шмида: события-история-наррация-презентация наррации. Нарративные теории «новой критики» (Р. П. Блэкмэр); Чикагская школа ( Р. С. Грейн, У.Бут); психоаналитические теории (3.Фрейд, Ж.Лакан, Н.Абрахам); герменевтические и феноменологические теории (Р. Ингарден, П. Рикер, Ж. Пуле); структуралистские, семиотические и тропологические теории (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ц. Тодоров, А. Греймас, Ж. Женетт, Х. Уайт); марксистские и социологические теории (Ф. Джеймисон); теории читательского восприятия (В.Айзер,X.Р.Яусс); пост-структуралистские и деконструктивистские теории (Ж. Деррида, П. де Ман). Крен от лингвистических теорий нарратива к смысловым.
  • РАЗДЕЛ 2. Биографические и автобиографические нарративы в политическом дискурсе. Тема 2.1. Политическая биография как социальный феномен. Жизненный путь и истории жизни политиков.
    Биография и жизненный путь (М.Коли, М.В.Рили, М.Фонер). Биографическая работа, процессуальность биографии как социального конструкта. Направления биографических исследований (Х.Буде). Примеры политических биографий.
  • РАЗДЕЛ 3. Нарративы о национальной идентичности. Тема 3.1. Социальная и историческая память и идентичность с точки зрения политической нарратологии.
    Социальная групповая память целевых социальных групп. Коллективное бессознательное и историческая память. Национальная идентичность и историческая память в контексте современных исследований.
  • Тема 3.2. Практика анализа нарративов о национальной идентичности
    Качественные и количественные методы изучения национальной идентичности. Мультимодальные тексты о национальной идентичности. Программное обеспечение изучения нарративов об идентичности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    • объем от 0,45 п.л. до 0,55 п.л.; • соответствие теме, предложенной преподавателем; • соответствие структуре, предложенной преподавателем; • наличие грамотно оформленной и правильно выполненной эмпирической части задания; • наличие дополнительных приложений (от 0,1 до 0,5 п.л.).
  • неблокирующий Эссе
    • объем от 0,2 п.л. до 0,25 п.л.; • соответствие теме, предложенной преподавателем, и литературной форме эссе; • опора на научные источники в аргументации (не менее 10, в том числе не менее 3 на иностранных языках).
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.5 * Домашнее задание + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Власть коммуникации, учебное пособие, пер. с англ. Н. М. Тылевич, А. А. Архиповой ; под науч. ред. А. И. Черных, 2-е изд., доп., 591 с., Кастельс, М., 2017
  • Михайлюкова Н. В. - СОЦИОЛИНГВИСТИКА: ЯЗЫКОВОЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 290с. - ISBN: 978-5-534-11759-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociolingvistika-yazykovoy-oblik-sovremennogo-goroda-446108