• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Маркетинговые исследования

Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Маркетинговые исследования» предполагает формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения исследований рынка. Промежуточная аттестация включает в себя расчет промежуточной/итоговой оценки по дисциплине, результат которой зависит от оценок по всем элементам контроля. Элементами контроля являются: работа студентов на семинарских занятиях, домашняя работа студентов (проект) и экзамен (публичная групповая защита проекта).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с базовыми понятиями курса "Маркетинговые исследования";
  • Формирование понимания основных решений, применяемых при планировании исследования рынка;
  • Формирование навыка планирования и проведения исследования рынка исходя из конкретной управленческой проблемы и цели исследования;
  • Формирование умения аргументированно защищать собственную точку зрения по вопросам планирования, организации и проведения исследования рынка.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Выявлять потребность предприятия в информации, необходимой для решения конкретной управленческой проблемы.
  • Формулировать базовые понятия курса "Маркетинговые исследования"; описывать применение подходов к проведению исследований рынка, методов сбора данных, методов наполнения выборки, инструментов сбора данных.
  • Проводить маркетинговое исследование рынка
  • Интегрировать теорию курса "Маркетинговые исследования" и практическую ситуацию с целью разработки логически выстроенных и обоснованных этапов плана исследования рынка, ориентированного на обеспечение предприятия требуемой информацией
  • Организовывать эффективные формы межличностной коммуникации в целях планирования и организации исследования рынка и презентовать результаты групповой работы в устной форме перед профессиональной аудиторией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину «Маркетинговые исследования».
    Понятие термина «маркетинговые исследования». Место исследований рынка в системе маркетинга. Маркетинговая информационная система. Этика проведения исследований рынка. Понятие: управленческая проблема компании, проблема (цель) исследования, цели исследования. Этапы исследования рынка.
  • Разработка проекта исследования.
    Понятие «проект исследования». Три вида исследования рынка – предварительные, рекомендательные, исследования по выявлению причинно-следственной связи. Цели каждого вида исследования, описание, методы.
  • Вторичные данные.
    Стандартизированная информация. Понятие вторичных данных. Методы сбора вторичных данных. Возможные проблемы, связанные с использованием вторичных данных. Понятие стандартизированной информации, виды, использование в исследованиях рынка.
  • Наблюдения, фокус-группы и другие методы сбора «качественной» информации.
    Наблюдения – виды, условия применения, преимущества, ограничения использования. Фокус группы – понятие, требования к проведению, преимущества, ограничения. Другие методы сбора «качественной» информации.
  • Методы проведения опросов.
    Преимущества и недостатки опросов. Три основных подхода к сбору информации от респондентов – личные интервью, интервью с помощью телефона, on-line интервьюирование. Преимущества и недостатки каждого метода.
  • Измерения в маркетинговых исследованиях.
    Альтернативные форматы вопросов. Характеристики шкал. Уровень измерения шкалы - категорийные шкалы (номинальная, порядковая), метрические шкалы (интервальная, пропорциональная). Шкала Ликкерта, полярная шкала, другие виды шкал. Точность и достоверность измерения.
  • Разработка анкет.
    Процесс разработки анкеты. 5 требований к вопросам в анкете. 10 требований, что не должно быть в анкете. Введение в анкету – функция, последовательность написания. Типы вопросов. Последовательность расположения вопросов в анкете.
  • Наполнение выборки.
    Понятие «генеральная совокупность», «выборка», «единица выборки», «перепись», «ошибка выборки». Вероятностные и невероятностные выборки.
  • Расчет размера выборки.
    Понятие «ошибка выборки», «ошибка, не связанная с расчетом и наполнением выборки», «изменчивость», «уровень доверия», «точность исследования». Формула расчета.
  • Возможные ошибки исследования, не связанные с расчетом и наполнением выборки
    Ошибки, связанные с работой интервьюера – преднамеренные и не преднамеренные. Ошибки респондентов – преднамеренные и непреднамеренные.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа студентов на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Работа студентов на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г.-МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-570-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3225-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
  • Коротков А. В.-МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-595-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-2878-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/marketingovye-issledovaniya-425254
  • Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 368 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0233-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/351385
  • Мокий М. С., Никифоров А. Л., Мокий В. С. ; Под ред. Мокия М. С.-МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-255-Магистр-978-5-9916-1036-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-432110

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И.К. Беляевский. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 392 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-905554-08-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/362356
  • Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: 60x88 1/16. - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-01470-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/336541