• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения программы планируется развитие у студентов эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы, овладение основными приемами системного анализа художественных текстов; развитие практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований. Отдельной задачей научно исследовательского семинара является помощь студентам-первокурсникам в подготовке их первого курсового проекта и его защите в соответствии с академическими нормами и правилами. НИС коррелирует с такими дисциплинами учебного плана первого курса, как "Теория литературы", "История русской литературы", "Ключевые тексты русской литературы", "История литературы Европы и США".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются обучение работе со словесным (текстуальным) материалом, составляющим фундамент интеллектуальной и деловой активности в современном обществе. Литература рассматривается здесь как средоточие культурных, этических, социальных и политических сфер, дающее ключ к пониманию важнейших общественных процессов прошлого и настоящего, в России и в мире. Благодаря такому подходу компетентность бакалавра будет выходить далеко за рамки филологической специальности в строгом смысле и будет широко востребована на рынке интеллектуально-аналитических профессий; одна из целей дисциплины – овладение разнообразным мультидисциплинарным инструментарием, способствующее профессиональному росту и конкурентоспособности как в академических, так и во внеакадемических профессиональных сферах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными приемами анализа лирического текста, знает основные лирические жанры, приобретает навык публичной защиты доклада
  • Владеет основными приемами анализа драматического текста, знает основные драматические жанры, приобретает навык рецензирования современной драмы
  • Владеет основными приемами анализа эпического текста, знает основные эпические жанры, приобретает навык структурирования больших массивов информации по научной проблеме
  • Приобретает навык разработки и защиты научного проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Драма как род литературы
    . Современная драма. Драма как произведение и текстовая основа постановки. Диалог в драге. Трагическое и комическое. Усиление комического начала, ирония как прием. Трагикомедия, трэш-комедия. Новая городская романтика, тематическая переориентация. Жанр монолога (исповедальность, элементы трагедии, внутренний и внешний язык). Шок-контент. Образ маргинала как центральный (отражение в поэтике общих системных проблем драмы). Пьесы Ярославы Пулинович, Ивана Вырыпаева, братьев Пресняковых, Егора Черлака, Павла Пряжко. «Театр.doc». Выделение типа конфликта, систематизация персонажей, выявление роли ремарки. Хронотоп в драме. Влияние киноискусства, визуальный контент. От текста к постановке. Роль критика в создании и разрушениии репутации. Критик как читатель и соавтор. Тактики самопрезентации критика. Рецензия как жанр: модели текста, клише, внутритекстовые инструменты. Подвиды рецензий и критических статей.
  • Эпос как род литературы.
    Современный эпос. Роль эпоса на современном этапе развития литературы. Структура эпического текста, событие рассказывания. Повествователь и рассказчик. Типы героев. Зависимость жанра текста от его объема, внутреннее пространство текста. Проблема эпического субъекта. Жанровая специфика новеллы, пуант. Сюжет и мотив, схемы сюжета. От четырех сюжетов к пятидесяти. Сюжет в жанре фэнтези, повторяемость и узнаваемость как источник релаксации читателя. Фанфикшн как способ читательской реакции на текст. Женская проза: особенности выбора жанра, сюжета, героя. Идентификация автора по тексту. Стилевые особенности гендерной прозы. Эпический текст как система. Событие и конфликт. Снижение читательского интереса к лирике и драме, перестройка жанровой системы. Смена поэтического языка. Маргинализация лексики, разговорный синтаксис. Алогизм и анаколуф.
  • Лирика как род литературы.
    Современная лирика. Субъективность и субъектность в лирике. Противостояние автора и героя: нераздельность-неслиянность. Герой как характер и личность, типы автора и героя. Лирической сюжет и лирическое событие. Циклический и кумулятивный типы построения лирического текста. Язык поэзии, метафора и нестилевое слово, роль контекста в поэтизации языка. Канонические и неканонические жанры лирики. Верлибр как жанр, прозаизация поэзии. Стилизации, новая архаика как источник обновления. Угасание и возрождение лиро-эпических жанров. Системность в науке, языке, тексте. Уровни языка и уровни поэтики. Членимость текста. Интерпретационные возможности. Влияние Интернета на литературу, способы реакции на текст в сети. Малые формы поэзии и мемы, креолизованные тексты. Теория дефицитности (неэффективность женской речи), дифферентная теория (мужской и женский языки как языки субкультур), гендерлекты. Теория конструируемости (перформативности) гендера. Особенности женского языка и женской лирики.
  • Защита курсовых работ.
    Тренировка академических навыков. Умение грамотно выстроить речь, сообщающую основные результаты исследования. Умение вести себя в соответствии академическими правилами. Умение задавать вопросы защищающемуся и отвечать на них.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад. Современная поэзия. Системный анализ текста
  • неблокирующий Доклад. Современная драма. Проблемное поле, жанр, система персонажей
  • неблокирующий Письменное домашнее задание. Рецензия на постановку современной драмы
  • неблокирующий Доклад. Рассказ как конфликтное поле. Множественные интерпретации
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад. Рассказ как конфликтное поле. Множественные интерпретации + 0.3 * Доклад. Современная драма. Проблемное поле, жанр, система персонажей + 0.3 * Доклад. Современная поэзия. Системный анализ текста + 0.1 * Письменное домашнее задание. Рецензия на постановку современной драмы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Крупчанов Л.М. - Теория литературы: учебник - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 360с. - ISBN: 978-5-9765-1315-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100036
  • Салтыкова, Г. М. Дизайн. Дипломные и курсовые проекты. Учебное пособие для бакалавров / Г. М. Салтыкова [Текст]. - Москва : Издательство ВЛАДОС, 2017. - 148 с, илл. - ISBN 978-5-907013-07-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1052619
  • Томашевский Б.В. - Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 334с. - ISBN: 978-5-9765-3575-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119092

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы / Бушенева Ю.И. - Москва :Дашков и К, 2016. - 140 с.: ISBN 978-5-394-02185-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/415294
  • Кременцов Л.П. - Теория литературы. Чтение как творчество: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 169с. - ISBN: 978-5-89349-482-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109558