• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения программы планируется развитие у студентов эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы, овладение основными приемами системного анализа художественных текстов; развитие практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований; подготовка курсового проекта, защита курсового проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются обучение работе со словесным (текстуальным) материалом, составляющим фундамент интеллектуальной и деловой активности в современном обществе. Литература рассматривается здесь как средоточие культурных, этических, социальных и политических сфер, дающее ключ к пониманию важнейших общественных процессов прошлого и настоящего, в России и в мире. Благодаря такому подходу компетентность бакалавра будет выходить далеко за рамки филологической специальности в строгом смысле и будет широко востребована на рынке интеллектуально-аналитических профессий; одна из целей дисциплины – овладение разнообразным мультидисциплинарным инструментарием, способствующее профессиональному росту и конкурентоспособности как в академических, так и во внеакадемических профессиональных сферах.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет основными приемами анализа драматического текста, знает основные драматические жанры, приобретает навык рецензирования современной драмы
  • Владеет основными приемами анализа лирического текста, знает основные лирические жанры, приобретает навык публичной защиты доклада
  • Владеет основными приемами анализа эпического текста, знает основные эпические жанры, приобретает навык структурирования больших массивов информации по научной проблеме
  • Приобретает навык разработки и защиты научного проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лирика как род литературы. Современная лирика.
    Субъективность и субъектность в лирике. Противостояние автора и героя: нераздельность-неслиянность. Герой как характер и личность, типы автора и героя. Лирической сюжет и лирическое событие. Циклический и кумулятивный типы построения лирического текста. Язык поэзии, метафора и нестилевое слово, роль контекста в поэтизации языка. Канонические и неканонические жанры лирики. Верлибр как жанр, прозаизация поэзии. Стилизации, новая архаика как источник обновления. Угасание и возрождение лиро-эпических жанров. Системность в науке, языке, тексте. Уровни языка и уровни поэтики. Членимость текста. Интерпретационные возможности. Влияние Интернета на литературу, способы реакции на текст в сети. Малые формы поэзии и мемы, креолизованные тексты. Теория дефицитности (неэффективность женской речи), дифферентная теория (мужской и женский языки как языки субкультур), гендерлекты. Теория конструируемости (перформативности) гендера. Особенности женского языка и женской лирики.
  • Драма как род литературы. Современная драма.
    Драма как произведение и текстовая основа постановки. Диалог в драге. Трагическое и комическое. Усиление комического начала, ирония как прием. Трагикомедия, трэш-комедия. Новая городская романтика, тематическая переориентация. Жанр монолога (исповедальность, элементы трагедии, внутренний и внешний язык). Шок-контент. Образ маргинала как центральный (отражение в поэтике общих системных проблем драмы). Пьесы Ярославы Пулинович, Ивана Вырыпаева, братьев Пресняковых, Егора Черлака, Павла Пряжко. «Театр.doc». Выделение типа конфликта, систематизация персонажей, выявление роли ремарки. Хронотоп в драме. Влияние киноискусства, визуальный контент. От текста к постановке. Роль критика в создании и разрушениии репутации. Критик как читатель и соавтор. Тактики самопрезентации критика. Рецензия как жанр: модели текста, клише, внутритекстовые инструменты. Подвиды рецензий и критических статей.
  • Эпос как род литературы. Современный эпос.
    Роль эпоса на современном этапе развития литературы. Структура эпического текста, событие рассказывания. Повествователь и рассказчик. Типы героев. Зависимость жанра текста от его объема, внутреннее пространство текста. Проблема эпического субъекта. Жанровая специфика новеллы, пуант. Сюжет и мотив, схемы сюжета. От четырех сюжетов к пятидесяти. Сюжет в жанре фэнтези, повторяемость и узнаваемость как источник релаксации читателя. Фанфикшн как способ читательской реакции на текст. Женская проза: особенности выбора жанра, сюжета, героя. Идентификация автора по тексту. Стилевые особенности гендерной прозы. Эпический текст как система. Событие и конфликт. Снижение читательского интереса к лирике и драме, перестройка жанровой системы. Смена поэтического языка. Маргинализация лексики, разговорный синтаксис. Алогизм и анаколуф.
  • Защита курсовых проектов.
    Представление результатов в виде доклада и презентации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Доклад. Современная поэзия. Системный анализ текста (неблокирующий)
  • Доклад. Современная драма. Проблемное поле, жанр, система персонажей (неблокирующий)
  • Письменное домашнее задание. Рецензия на постановку современной драмы (неблокирующий)
  • Доклад. Рассказ как конфликтное поле. Множественные интерпретации (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад. Рассказ как конфликтное поле. Множественные интерпретации + 0.3 * Доклад. Современная драма. Проблемное поле, жанр, система персонажей + 0.3 * Доклад. Современная поэзия. Системный анализ текста + 0.1 * Письменное домашнее задание. Рецензия на постановку современной драмы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Роль читателя. Исследования по семиотике текста, пер. с англ. и итал. С. Серебряного, 501 с., Эко, У., ISBN: 5-89091-310-7, 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки, учебно-методическое пособие, пер. с итал. Е. Костюкович, 240 с., Эко, У., ISBN: 5-8013-0166-6, 2003
  • Теория литературы, учебник, 6-е изд., испр., 432 с., Хализев, В. Е., ISBN: 978-5-7695-9812-8, 2013