• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Современный русский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение категориально-понятийного аппарата русистики и уровневой модели языка (в особенности морфемного и синтаксического уровней). В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - структуру и систему современного русского языка, - основные релевантные понятия и параметры системы русского языка, - современные научные методы анализа языка и различные подходы к описанию языковых уровней; уметь: - осмыслять явления современного русского языка в контексте экстралингвистических и интралингвистических факторов, - оценивать процессы, происходящие в современном русском языке, в том числе –изменения и колебания его литературной (кодифицированной) формы, - читать, конспектировать и реферировать профессиональные лингвистические труды; - описывать лингвистические процессы на разных уровнях языковой системы; владеть: - основными методами фонологического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, лексического анализа, - основными методами преподавания современного русского языка, - пониманием разных уровней существования языковой нормы и ее вариативности, но при этом ориентироваться на высокие речевые стандарты. Изучение дисциплины «Современный русский язык» базируется на следующих дисциплинах: - школьный курс русского языка, - введение в языкознание. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности студентов и выпускников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение системы современного русского литературного языка: таких единиц языка, как морфема (морф, алломорф), словосочетание, предложение, и совокупности связей и отношений между ними.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знаком с основами морфемики и словообразования, умеет выделять морфемы; понимает различия между морфемным и словообразовательным разбором. Имеет представление о нормах в области русского словообразования.
  • Студент знаком с основами морфологии и синтаксиса, имеет представление о грамматических нормах современного русского языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Морфемика и словообразование и словообразование.
    Морфемика: наука и ее объект. Вопрос о морфемном уровне языка. Морфема в системе единиц языка. Принципы классификации морфем. Корневые и служебные морфемы. Связанные корни. Аффиксоиды. Классификация аффиксов по месту в слове. Виды аффиксов по функции в слове. Парадигматика морфем. Синтагматика морфем. Морфонологические явления в слове. Принципы выделения морфем. Морфемный и словообразовательный анализ. Способы словообразования в синхронии и диахронии. Соотношение морфемного, словообразовательного и этимологического видов анализа. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Словообразование: наука и ее объект. Вопрос о словообразовательном уровне языка. Производное слово как единица словообразовательной системы. Понятие производности (мотивированности). Установление отношений словообразовательной производности (мотивированности). Словообразовательный тип. Современные словообразовательные процессы. Комплексные единицы словообразования: словообразовательное гнездо, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма.
  • Тема 2. Грамматика. Морфология
    Морфология как наука и как часть грамматического механизма языка. Грамматическое значение и средства его выражения (синтетические и аналитические). Грамматический вопрос. Грамматическая форма слова. Слово и словоформа. Понятие морфологической парадигмы. Словоизменительные классы слов в русском языке. Морфологическая категория. Типы морфологических категорий. Понятие лексико-грамматического разряда слов. Часть речи как лексико-грамматический класс слов. Принципы распределения слов по частям речи. Знаменательные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. Субстантивация других частей речи в современном русском языке. Категория рода, числа и падежа имени существительного. Одушевленные / неодушевленные, собственные / нарицательные имена существительные как лексико-грамматические разряды слов. Явления переходности внутри данных разрядов. Имя прилагательное как часть речи. Типы склонения имени прилагательного. Имя числительное как часть речи. Склонение имен числительных. Широкое и узкое понимание числительного. Разряды имени числительного. Местоимение как часть речи. Явление прономинализации в современном русском языке. Морфологическая и семантическая классификация местоимений. Глагол как часть речи. Особенности глагольной парадигмы. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Продуктивные глагольные классы и непродуктивные группы. Спряжение глаголов (широкое и узкое понимание). Типы спряжения в современном русском языке. Определение типа спряжения глагола (орфографический аспект). Категории вида глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Разновидности семантики совершенного и несовершенного вида. Понятие видовой пары. Средства образования видовой пары. Одновидовые и двувидовые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Средства выражения переходности / непереходности. Возвратные и невозвратные глаголы. Категория залога русского глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Глаголы действительного и страдательного залога. Глаголы средневозвратного залога. Разновидности значения постфикса -ся. Категория наклонения глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Значение и образование форм повелительного наклонения. Переносное употребление форм повелительного наклонения. Значение и образование форм условного и изъявительного наклонения. Переносное употребление данных форм. Категории времени глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Образование временных форм глагола. Разновидности прямого и переносного значения видо-временных форм глагола. Категории лица глагола: семантика, средства ее выражения, типологическая характеристика. Ограничения в образовании личных форм глагола. Безличные глаголы как лексико-грамматический разряд. Типы безличных глаголов. Причастие как особая форма глагола: глагольно-именной синкретизм причастия. Образование причастий. Деепричастие как особая глагольная форма: глагольно-наречный синкретизм деепричастия. Наречие как часть речи. Семантические разряды наречий. Специфика местоименных наречий. Адвербиализация в современном русском языке. Категория состояния как часть речи. Омонимия слов категории состояния и других знаменательных частей речи. Предлог, союз, частицы как служебные части речи. Междометия и модальные слова в системе частей речи. Семантические разновидности междометий и модальных слов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочная работа
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Активность на семинарских занятиях + 0.35 * Проверочная работа + 0.5 * Экзамен