• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современная медиа-среда в России

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Литература и медиа)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Архангельская Ирина Борисовна
Прогр. обучения: Литература и медиа
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование у магистрантов представления о состоянии средств массовой коммуникации в российском обществе в контексте общемировых тенденций развития современного медиапространства. В процессе обучения студенты знакомятся с анализом ключевых параметров информационной индустрии как социального института, развитие которого тесно связано с историей человеческой цивилизации, прежде всего, с эволюцией коммуникативных технологий. Настоящая дисциплина является базовой дисциплиной учебного плана по направлению подготовки 45.04.01 «Филология», магистерская программа «Литература и медиа» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Дисциплина реализуется на 2 курсе. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах объединенного учебного плана «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Медиакультура и связи с общественностью». Она будет полезна при работе в коллективном проекте, при разработке практической части магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить магистрантов с трудами современных зарубежных и отечественных исследователей медиа; с характерными трендами развития российских массмедиа в контексте общемировых тенденций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать содержание понятий «медиа», «массмедиа», «медиапространство», «информация», «информационное общество»
  • знать  основные классификации информации (по способу восприятия, форме представления, значению, назначению и др.
  • знать  теории информационного общества и массовых коммуникаций (Д. Белла, М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра, Э. Тоффлера, Д. Маккуэйла, М. Кастелльса, Л. Мановича, Н. Хомского и др.
  • уметь  самостоятельно разбираться в вопросах, касающихся места и роли средств массовой коммуникации в современной мировой и российской общественной жизни
  •  основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ;
  • знать  ключевые тенденции в современном медиапространстве;
  • знать  ситуацию на рынке печатных СМИ РФ;
  • знать  роль интернет-СМИ и новых медиа в современном медиапространстве:
  • уметь  выделять главные проблемы и тенденции развития средств массовой коммуникации
  • уметь  прогнозировать развитие ситуации на рынке СМИ
  • знать  основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ;
  • знать  особенности новых медиа как средств массовых коммуникации
  • уметь  осваивать освоения новых форм коммуникации в сети Интернет и посредством технологий мобильной связи
  • знать  методы анализа текста, визуальных образов
  • знать  технологии управления информацией в медийном поле
  • владеть навыками  выявления технологий манипулирования аудиторией в массмедиа
  • знать  технологии управления информацией, в том числе установление повестки дня, манипулирования и мифологизации;
  • уметь  анализировать отчеты о состоянии медиарынка
  • владеть навыками  анализа средств массовой коммуникации
  • знать  основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ
  • уметь  самостоятельно разбираться в вопросах, касающихся места и роли средств массовой коммуникации в современной мировой и российской общественной жизни;
  • владеть навыками  использования различных методик для анализа печатных текстов, телевизионной и радио продукции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Новые отечественные и зарубежные концепции медиа.
    Понятия «информация», информационное общество», «медиасреда». Структура медиасреды, основные институциональные образования, содержание и определяющие факторы развития. Территориальная картография медиасред. Особенности медиасреды российского общества. Влияние глобализации на медиасреду. Теории медиа Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, теория информационного общества Д. Белла, Н. Хомского, Э. Тоффлера.
  • Основные тенденции развития печатных СМИ в России и за рубежом.
    Периодическая печать как системный объект. Общая ситуация на российском рынке периодической печати. Государственная политика в сфере печатных СМИ. Роль печатных СМИ в управлении информацией в медиапространстве.
  • Специфика развития индустрии теле и радиовещания в современной России
    Изменения и тенденции в структуре собственности на радио и телевизионном рынке России. Тенденции развития теле и радиовещательных форматов российских ТВ и радиостанций и изменения в программной политике ТВ и радиостанций России и особенности информационного радиовещания. Исследование аудитории радиостанций России. Роль телевидения и радио в формировании картины дня. Характерные черты развитие отечественных печатных и электронных СМИ в условиях медиаконвергенции, демассификации, депрофессионализации журналистики.
  • Интернет как площадка управления общественным мнением. Роль новых медиа в управлении информацией
    Коммуникационная роль компьютерной сети «Интернет». Гипертекст. Развитие Интернет в России. Интернет-СМИ и социальные сети в системе СМК. Управлении информацией в медиапространстве в Сети.
  • Визуализация массмедиа.
    Роль визуализации в традиционных и новых медиа: таймлайн, инфографика, использование фото и видео материалов в онлайн-медиа.
  • Технологии управления и манипулирования общественным мнением в современном медиапространстве
    Понятие «общественное мнение». Особенности формирования и выражения общественного мнения. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Технологии создания повестки дня. Методы манипулирования общественными мнением в СМИ.
  • Методы анализа содержания печатных и электронных СМИ.
    Мониторинг СМИ, контент-анализ, интент-анализ.
  • знать  основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ;
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Презентация по заданной теме от мини-группы и ответы на вопросы (12-15 минут). Студенты от мини-группы готовят доклад по выбранной из списка темы. Следует заранее обсудить структуру выступления (введение, аргументация «за» и «против», заключение), форму представления (Power Point-презентация с устным докладом и ответами на вопросы). Студенты должны понимать, что важна не только содержательная сторона доклада, но и умение подобрать визуальное сопровождение, уложиться в установленное время.
  • неблокирующий Подготовка Аналитический материала для СМИ
    Аналитический материал для СМИ по предложенной теме (3-4 страницы) Выполняется каждым магистрантом индивидуально по канонам журналистских жанров, при этом задание дает возможность авторам проявить исследовательские навыки.
  • неблокирующий Создание образа героя или компании в традиционных и новых медиа
    Письменный вариант проекта и Power Point-презентация
  • неблокирующий Экзамен
    устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Подготовка Аналитический материала для СМИ + 0.25 * Создание образа героя или компании в традиционных и новых медиа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесниченко А. В. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 292с. - ISBN: 978-5-534-02290-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-podgotovka-tekstov-433831
  • Массмедиа в социокультурном пространстве: Учебное пособие / В.А. Евдокимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006932-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415337
  • Массмедиа как сфера применения политических технологий : учеб. пособие / В.А. Евдокимов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 230 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59d230b58e4868.44153905. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/899759
  • Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06810-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnaya-zhurnalistika-televidenie-v-poiskah-televideniya-434634
  • Познин В. Ф. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 362с. - ISBN: 978-5-534-00656-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-radio-i-telezhurnalistika-433815
  • Пономарев Н.Ф. - Теории и стратегии медиатизации публичных коммуникаций. Монография - Русайнс - 2018 - 222с. - ISBN: 978-5-4365-3003-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931281
  • Тулупов В. В. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ: БИЛЬДРЕДАКТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-09230-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-bildredaktirovanie-427488
  • Чепкина Э. В. - СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СМИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 115с. - ISBN: 978-5-534-09946-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-zhurnalistika-problemy-tolerantnosti-v-smi-441668

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
  • Ненашев, М. Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009) [Электронный ресурс] / М. Ф. Ненашев. - Москва : Логос, 2010. - 320 c. - ISBN 978-5-98704-504-6. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/469113