• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Эмоциональный интеллект

Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Эмоциональный интеллект» разработан на основе Образовательного стандарта, программы и учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 ;Менеджмент; НИУ «Высшая школа экономики». Он представляет собой курс по выбору. На изучение курса «Эмоциональный интеллект» отводится 5 зачетных единицы (кредита), в том числе 16 часов на лекции и 17 часов на практические занятия. Изучается дисциплина в течение 3 модуля четвертого года обучения. Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: присутствие на практических занятиях, активность студентов в проводимых деловых играх, дискуссиях, правильность решения кейсов. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оауд - среднее арифметическое оценок, полученных студентом в ходе работы на практических занятиях; не подлежит пересдачи. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних заданий, полноту освещения тем, которые студент готовит для обсуждения на практическом занятии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения курса «Эмоциональный интеллект» являются: формирование знаний, умений, навыков для развития эмоционального интеллекта. В результате изучения курса студент должен: знать • подходы к определению эмоционального интеллекта; • существующие теории и модели эмоционального интеллекта; • методы диагностики эмоционального интеллекта; • основные методы и технологии развития эмоционального интеллекта; уметь • ориентироваться в существующих подходах к интерпретации эмоционального интеллекта; • использовать знания об эмоциональном интеллекте для личностного роста и развития; владеть • методами оценки эмоционального интеллекта для диагностики уровня его развития; • навыками идентификации, понимания, использования и управления собственными эмоциями и эмоциями других для совершенствования межличностных отношений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Самостоятельно анализирует всю имеющуюся информацию (зарубежный, отечественный опыт управления эмоциональным интеллектом сотрудников), критически оценивает ее, и на этом основании оперативно принимает решения о дальнейшей деятельности.
  • Знает и умеет пользоваться современными методами оценки эмоционального интеллекта: методы, основанные на самоотчете и самооценке, методы экспертной оценки (технологии «ассессмент-центр») и методы, основанные на решении задач.
  • Самостоятельно осуществляет поиск информации, формирует решение поставленной на обсуждение проблемы; самостоятельно изучает зарубежный и российский опыт организации работы с эмоциональным интеллектом персонала компаний.
  • Умеет собирать и анализировать данные по методам и техникам работы с эмоциональным интеллектом сотрудников предприятий из разных научных и научно-популярных источников.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие эмоционального интеллекта
    Понятие интеллект, эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность. Модели эмоционального интеллекта (Дж.Мэйера, Д. Карузо, П.Саловея, Р. Бар-Она, Д.В.Люсина, Т.Бредберри). Концепция структуры эмоционального интеллекта Д.Гоулмана (самоосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки). Роль и значение эмоционального интеллекта в бизнесе.
  • Тема 2. Оценка эмоционального интеллекта персонала
    Современные методы оценки эмоционального интеллекта: методы, основанные на самоотчете и самооценке, методы экспертной оценки (технологии «ассессмент-центр») и методы, основанные на решении задач (тест эмоционального интеллекта Дж.Мейера, П.Саловея и Д.Карузо (MSCEIT V2.0), опросник Р. Бар-Она (Bar-On Emotional Quotient Inventory), методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), методика «Эмоциональный интеллект-2» В.В.Одинцовой, тест «ЭмИн» Д.Люсина, методика МЭИ М.А.Манойловой, методика Н.Холла, метод «360 градусов» (EIV 360), видеотест на распознание эмоций (Овсянникова В.В, Люсин Д.В.) и др.). Методы диагностики отдельных компонентов эмоционального интеллекта (опросник поведения и переживания, связанного с работой AVEM (У.Шааршмидт, А. Фишер), тест диагностики алекситимии TAS, методика "САН" (адаптация А. Гончарова), опросник депрессивности А.Т. Бека (BDI), опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина), методика “Диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко, методика "Индекс общего психологического благополучия", методика диагностики социальной эмпатии, методика диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко), методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК), самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н.П. Фетискина), методика диагностики личностной агрессивности и конфликтности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), методика невербальной диагностика эмоциональных состояний (А.О. Прохоров), методика определения деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко), проективные методики и др.).
  • Тема 3. Развитие эмоционального интеллекта персонала
    Современные технологии обучения и развития эмоционального интеллекта персонала (тренинг, коучинг, наставничество). Принципы тренинга эмоциональной компетентности по Д.Гоулману (разработка тренинга на основе систематической оценки потребностей, проверка готовности участников и их мотивация, фокусирование на ясных и достижимых целях, организация системы поддержки и поощрения применения новых навыков и др.). Основные компоненты программ развития эмоционального интеллекта (развитие навыков и умений справляться с эмоциями (идентификация чувств и эмоций, оценка их интенсивности, управление эмоциями и чувствами, контролирование побуждений, ослабление стресса, понимание разницы между чувствами, мыслями и действиями). Развитие когнитивных способностей (считывание и толкование социальной информации, позитивное отношение к жизни, самоосознание/выработка реалистичных ожиданий в отношении себя и др.). Поведенческие навыки (навыки эффективной вербальной и невербальной коммуникации в различных ситуациях). Структура техник управления эмоциями и чувствами «Квадрат» на основе принципов целеполагания, цивилизованного влияния, принятия эмоций (реактивные и проактивные методы снижения/повышения интенсивности эмоций). Критерии оценки функциональности упражнений по развитию эмоционального интеллекта (по Е.В.Сидоренко). Оценка эффективности программы. Роль HR – менеджера и линейных менеджеров в развитии эмоционального интеллекта сотрудников.
  • Тема 4. Программы управления эмоциональным интеллектом в российских и зарубежных компаниях
    Эмоциональный интеллект и организационная культура. Понятие группового коэффициента эмоционального интеллекта. Системный подход к внедрению эмоционального интеллекта в российских и зарубежных организациях: создание эмоционально разумной системы мотивации персонала, формирование командного духа, управление конфликтами, процедура обратной связи. Проектирование системы управления эмоциональным интеллектом на предприятии. Программы управления эмоциональным интеллектом в российских и зарубежных компаниях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий работа на тренинговых занятиях по курсу
  • неблокирующий самостоятельная работа по курсу
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.25 * работа на тренинговых занятиях по курсу + 0.25 * самостоятельная работа по курсу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гоулман Д. - Эмоциональный интеллект в бизнесе - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 512с. - ISBN: 978-5-91657-729-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62190
  • Гоулман Д. - Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 560с. - ISBN: 978-5-91657-684-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62099
  • Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 351 с. - (Интеграция академической и университетской психологии). - ISBN 978-5-9270-0153-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059149
  • Шабанов С., Алешин А. - Эмоциональный интеллект. Российская практика - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 429с. - ISBN: 978-5-91657-900-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62197
  • Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации : монография / Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 259 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/mono-graphy_5b9b7045595fd8.85318460. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/972076
  • Эмоциональный интеллект: Учебное пособие - М.:Альпина Пабл., 2016. - 188 с.: ISBN 978-5-9614-5793-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926950

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коро Н.Р., Орлова Е.А., Павлов С.В., Шиманская В.А, Козьяков Р.В. - Психофизиология профессиональной деятельности и эмоциональный интеллект - КноРус - 2018 - 413с. - ISBN: 978-5-406-05920-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924190
  • Фишер Р., Шапиро Д. - Эмоциональный интеллект в переговорах - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-00057-366-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62380