• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Русская литература XX-XXI века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Литература и медиа)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Литература и медиа
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Основная идея курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представления о современной литературе, научить их читать, понимать и оценивать тексты еще не получившие какого-либо эстетически завершенного места в истории литературы. Курс должен систематизировать представления студентов об современной русской литературе (тенденциях, жанровых системах, авторах, их биографиях, произведениях, особенностях поэтики) и, одновременно, выработать способность к вкусовой (первоначальной) оценке произведения. В результате освоения дисциплины студент должен знать наиболее характерные тексты русской литературы рубежа ХХ – XXI веков, основные этапы литературного процесса, общую литературную ситуацию, исторический контекст, биографии изучаемых авторов, основные критические работы, посвященные знаковым произведениям данного периода. Студент вырабатывает умение интерпретировать произведения русской литературы рубежа XX – XXI веков, обосновывать эстетическую оценку тексту, понимать произведение в контексте литературной жизни и борьбы, в историческом контексте, в контексте общемировых культурных процессов. В результате изучения курса студент должен уметь анализировать явления современной сетевой литературы, свободно ориентироваться в литературном процессе рубежа ХХ – XXI веков, в научной и критической литературе, посвященной данному периоду, владеть навыками практического анализа художественного произведения как эстетической целостности, быть способным к анализу сложных мультимедийных текстов различной знаковой природы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения курса является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области восприятия, трактовки и эстетической оценки современной русской литературы. Предполагается ознакомление студентов с основными жанрами, направлениями, авторами и произведениями русской литературы указанного периода и формирование у них представлений о сложном многоаспектном процесс современной русской литературы. В ходе освоения курса студенты знакомятся с литературными процессами, протекающими в современной литературе, осмысляют произведения, ставшими знаковыми для своего времени, а также явлениями второго порядка и массовой культуры, постигают всю сложность литературной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю русской литературы указанного периода, биографии авторов, перечисленные далее тексты, исторический контекст
  • Знает наиболее характерные тексты русской литературы рубежа ХХ – XXI веков, основные этапы литературного процесса, общую литературную ситуацию, исторический контекст, биографии изучаемых авторов, основные критические работы, посвященные знаковым произведениям данного периода; умеет интерпретировать произведения русской литературы рубежа XX – XXI веков, может дать эстетическую оценку тексту, умеет анализировать явления современной литературы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская литература 1950-1980ых годов
    Литературный путь О.Э. Мандельштама в 1920-30ые. Автобиографическая проза («Шум времени», «Феодосия») и опыт «романа» («Египетская марка»). Гражданские стихи 1934 г., их «самоубийственный» характер. Арест, следствие, ссылка; их отражение в поэзии. «Воронежские тетради»: плотность стихового ряда и смысловые лакуны. «Стихи о неизвестном солдате». Гибель Мандельштама. Мандельштам и поэзия ХХ в. Литературный путь Анны Ахматовой в 1920-1960ые. Отношение Ахматовой к революции и эмиграции. Историзм как доминанта поэтического мышления Ахматовой. Поэма «Путем всея земли» («Китежанка»); цикл «В сороковом году». Постановление 1946 года. Поэтика поздней Ахматовой. «Поэма без героя». Концепция «серебряного века» в поэме. М.И. Цветаева. Ранняя лирика. Принцип противостояния: этического, эстетического, политического. Пьесы. Лирические поэмы «пражского» периода («Поэма Горы»; «Поэма Конца») Ностальгические мотивы в лирике начала 1930-х гг. «Стихи к Чехии». Мемуарная и эссеистическая проза Цветаевой. Особенности поэтики Цветаевой. Возвращение в СССР; гибель. Обериуты и их круг. Стихи и проза Д.И. Хармса, А.И. Введенского, Н.М. Олейникова. Литературный путь Н.М. Заболоцкого. «Столбцы», их поэтика. Стихотворения 1930-х гг., натурфилософские мотивы; поиски героя. Арест, следствие, лагерь («История моего заключения). Основные мотивы и стилистические особенности поздней лирики Заболоцкого. Литературный путь М.А. Булгакова. «Записки юного врача». «Белая гвардия», замысел романа и его изменения. Повести середины 1920-х гг.; фантастика и сатира; проблема ученого в «новом мире». Собачье сердце». Булгаков и театр. «Записки покойника» («Театральный роман»). «Мастер и Маргарита»; творческая история и изменения замысла; роман о художнике и роман мастера о Пилате; Бог и дьявол; Москва и Ершалаим; аллюзии на события и тексты конца 1920-х – 1930-х гг.; литературный пласт (классика и современность) три финала; значение романа для культуры конца 1960-х – 1990-х гг. А.П. Платонов. Символистские, народнические, натуралистические истоки творчества. Будущее и настоящее в интерпретации Платонова. Органичный мир и техника. «Чевенгур»; сюжет, композиция, герои; революция в России и мировая революция. «Котлован»; жанр, композиция, персонажи. (общее и индивидуальное); символика строительства. «Мусорный ветер»: гитлеровская Германия - двойник или/и антипод СССР? РСпоры о языке Платонова. Поэзия 1920-30-х гг. Н.С. Тихонов, Э.Г. Багрицкий, К.М. Симонов. «Поколение сорокового года»: М. В. Кульчицкий, П.Д. Коган, Б. А. Слуцкий, С. С. Наровчатов, Д. С. Кауфман (Самойлов), Н. Н. Глазков и др. Литература Великой Отечественной войны. «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова. Литературный путь Б. Л. Пастернака. Трудное самоопределение: музыка, философия, поэзия. «Сестра моя – жизнь»: лирический роман. Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт»; особенности трактовки революционной темы. «Спекторский» и пушкинская традиция «романа в стихах». Роман «Доктор Живаго»; мечта о «большой прозе»; опыт 1934 г.; всемирная история, история русской революции и история героя. Нобелевская премия. Пастернак и поэзия ХХ в. Литературный путь В.В. Набокова. Поэзия и проза в художественном мире Набокова; Набоков и русский модернизм; Набоков и классическая традиция, Набоков и западная литература. Осмысление истории ХХ века в литературе. Потаенная литература сталинской эпохи: повести «Софья Петровна» Л.К. Чуковской; проза Л.Я. Гинзбург. Литературный путь А.И. Солженицына; основные этапы. «Один день Ивана Денисовича», "Матренин двор». Роман «Раковый корпус»: жанр, сюжет, время действия. «Архипелаг ГУЛАГ»; жанр и его источники; композиция; спор с В.Т. Шаламовым; мировое значение «опыта художественного исследования». Ю.В. Трифонов. Тетралогия «московских» повестей. «Дом на набережной»; история и современность (1930-е – 1940-е – 1970-е). Русская поэзия второй половины ХХ века. Поэзия Иосифа Бродского.
  • Современная русская литература: техника рецепции
    Смена эстетической парадигмы в 1990-ые годы. Жизнь без цензуры. «Возвращенная» литература и ее влияние на современный литературный процесс. Разрушение традиционных связей между читательской аудиторией и писателями к середине 90-х годов XX века. Существование литературы в условиях рыночных отношений. Отмена цензурных и идеологических ограничений. Соотношение советской и постсоветской парадигм литературы. Автор – критик – издатель – читатель в современной литературе. Литература в сети интернет. Судьба «толстых журналов». Новый тип литературной премии как способ формирования нового литературного канона. Русский Букер. Литература 90-х и школьное образование. Творчество С. Довлатова как явление «нового реализма». Позднее творчество В. Астафьева. Роман «Прокляты и убиты» и повесть «Веселый солдат» как новый способ изображения войны. Позиция В. Богомолова. Роман «Мертвые срама не имут». История восприятия романа Г. Владимова «Генерал и его армия». Последний большой роман о Великой Отечественной войне. Концепция разрушения мифов. Провокация как основной прием повествования. Творчество С. Довлатова как ответ трагическому мировоззрению писателей-реалистов. Воскрешение пушкинских традиций в творчестве С. Довлатова. «Капитанская дочка» А. Пушкина и «Зона» С. Довлатова. Образ автора. Природа юмора С. Довлатова. Герой-маргинал как новый герой русской литературы. Поэтические школы как «единицы» литературного процесса 80-90 годов. Московские концептуалисты: Д.А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров. Поэзия необарокко: И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А. Парщиков. «Орден куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ, Д. Быков). История рецепции повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Экранизация как форма рецепции. С. Гандлевский и его роман «Трепанация черепа». Постмодернизм в России. Общая характеристика постмодернизма как литературного направления. Постмодернизм в русской литературе на рубеже ХХ и XXI веков. Историко-культурный контекст его возникновения и становления. Соцреализм как субстрат для русского постмодернизма. Кризис художественного вымысла. Многоликость постмодернизма. Проблема иллюзорности единства направления. Позиция Вик. Ерофеева и его статья «Поминки по советской литературе» (1990). «Жизнь с идиотом» как философская притча. Проблема новаторства и традиции в творчестве Вик. Ерофеева. Литературный нигилизм В. Сорокина. Логика творческого пути: от рассказов до «Голубого сала». В. Пелевин и его роман «Чапаев и Пустота». Черты философского романа. Границы авторской иронии. Концепция возможности художественного слова у Пелевина. Пелевин – сатирик. Новое и неизменное в творчестве В. Пелевина. Проблема творческой эволюции. «Бесконечный тупик» Д. Галковского как воплощение принципиальной относительности интеллектуального миропонимания. Тема Империи в романе Андрея Крусанова «Укус ангела». Литературная ситуация в России на рубеже XX XXI веков. Филологический роман как жанр. Д.Быкова «Орфография», «Пастернак». Человеческое, просто человеческое в произведениях Е. Гришковца. «Как я съел собаку», «Дредноуты», «Рубашка», «Асфальт». Инварианты жанра исторического романа. История как провокация. Реинкарнация классического романа. А. Чудаков и его роман «Ложится мгла на старые ступени». Сатирическое в произведениях В. Сорокина. «День опричника», «Теллурия». Исповедальная проза. Новые формы института поэзии. Журналы, объединения, порталы. Проблема графомании. Массовая и элитарная литература; литература и читатель. Основные жанровые процессы в современной русской литературе. Литература non-fiction: проблема вымысла и реальности. Судьба классических жанров. Жанровые разновидности современного романа. Пути обновления драматургии. Основные направления, школы, группы, имена в современной поэзии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа с последующей устной презентацией
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Письменная работа с последующей устной презентацией + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кормилов С. И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (20-90-Е ГОДЫ): ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 190с. - ISBN: 978-5-534-06887-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-hh-veka-20-90-e-gody-osnovnye-tendencii-441258
  • Под ред. Кормилова С.И. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА: ПРОЗА 1920-1940-Х ГГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 174с. - ISBN: 978-5-534-07056-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-hh-veka-proza-1920-1940-h-gg-434276
  • Черняк М. А. - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВВ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-12335-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-447369

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Егорова Л.П., Фокин А.А., Иванова И.Н. - История русской литературы ХХ века (первая половина). Кн. 1: Общие вопросы - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 450с. - ISBN: 978-5-9765-1834-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47595
  • Егорова Л.П., Фокин А.А., Иванова И.Н. - История русской литературы ХХ века (первая половина). Кн. 2: Personalia - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - 935с. - ISBN: 978-5-9765-1835-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/48323