• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Управленческие компетенции

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Волкова Елена Владимировна, Зинчак Елена Владимировна, Левкина Вероника Николаевна, Пимонова Светлана Александровна, Ратникова Дарья Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Управленческие компетенции» ориентирован на освоение студентами актуальных в сфере бизнеса и менеджмента знаний и навыков в области межличностной, групповой и организационной коммуникации, самопрезентации, эффективной организации своего времени, этического поведения современного управленца. Курс реализуется на 1-2 годах обучения, состоит из 4 блоков. Продолжительность каждого блока- один модуль. На первом году обучения студенты осваивают блоки « Тайм- менеджмент» и « Деловой этикет менеджера». На втором курсе – блоки «Личный бренд» и коммуникативный тренинг.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Управленческие компетенции» являются: освоение компетенций, направленных на саморазвитие (soft skills) в области тайм-менеджмента, делового этикета менеджера, коммуникативных компетенций и самопрезентации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать понятие тайм-менеджмента.
  • Знать методы тактической и стратегической эффективности.
  • Знать методы эффективного планирования.
  • Знать техники расстановки приоритетов.
  • Уметь определять структуру рабочего времени.
  • Уметь определять резервы времени.
  • Уметь делегировать полномочия.
  • Владеть постановкой эффективных целей.
  • Владеть методами самомотивации в работе.
  • Знать историю делового этикета и особенности делового этикета разных стран.
  • Уметь использовать правила этикета в различных ситуациях корпоративного взаимодействия.
  • Владеть приемами делового этикета в различных ситуациях корпоративного взаимодействия (этикетные формулы приветствия и представления в деловой среде, дресс-код, виды деловых подарков, деловых приемов, деловой переписки, телефонный этикет и т.д.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок I Тайм-менеджмент Раздел 1 Понятие «Управление временем» Тема 1. На что уходит наше время?
    Понятие и философия тайм-менеджмента.
  • Блок I Тайм-менеджмент Раздел 1 Понятие «Управление временем» Тема 2. Составляющие эффективного тайм-менеджмента
    Тактическая и стратегическая эффективность.
  • Блок I Тайм-менеджмент Раздел 2. Целеполагание Тема 3 Причины и преимущества целеполагания
    Методы планирования, самомотивация, борьба с ленью, эффективное управление рабочей нагрузкой.
  • Блок I Тайм-менеджмент Раздел 2. Целеполагание Тема 4 Техники постановки целей
    Формулировка жизненных целей. Модели smarter, grow, pure. Система управления временем Бенджамина Франклина.
  • Блок I Тайм-менеджмент Раздел 3. Расстановка приоритетов Тема 5 Как выделить важное и отвеять лишнее
    Определение жизненных ценностей в личной и профессиональной жизни.
  • Блок I Тайм-менеджмент Раздел 4. Планирование времени Тема 7 Структура рабочего времени
    Затраты рабочего времени. Методы определения затрат рабочего времени. Хронометраж, калибровка. Определение структуры рабочего времени. Основные области появления «пожирателей времени». Определение резервов времени. Принципы и методы планирования рабочего времени (метод «Альпы», планирование рабочего дня по Франклину, жестко-гибкий алгоритм планирования рабочего времени, «plan-chart», график Гантта, сетевое планирование для комплексных задач).
  • Блок I Тайм-менеджмент Раздел 4. Планирование времени Тема 8 Делегирование полномочий
    Делегирование полномочий. Факторы делегирования полномочий. Материализация делегирования. Типичные барьеры делегирования полномочий. Процесс эффективного делегирования полномочий. Карточка делегирования.
  • Блок II Деловой этикет менеджера Раздел 1 Введение, история и принципы делового этикета. Приветствие и представление.
    Определение понятия «этикет», «деловой этикет». История этикета и видов этикета. Принципы делового этикета. Роль и место делового этикета в формировании личного имиджа и имиджа организации. Золотые правила делового этикета Дж. Ягер. Первое впечатление и роль приветствия в нем. Этикетные формулы приветствия и представления в деловой сфере. Рукопожатия при приветствии и представлении. Виды рукопожатий, уверенное рукопожатие. Визитки и их необходимость при приветствии /представлении. История появления визитных карточек. Виды визитных карточек: личная, деловая, комбинированная. Основные правила и требования к оформлению и представлению информации на визитных карточках. Обмен визитными карточками.
  • Блок II Деловой этикет менеджера. Раздел 2. Дресс-код. Подарки.
    Понятие «дресс-код». Виды дресс-кода для разных деловых ситуаций. Функции «дресс-кода» в организации. Этапы разработки дресс-кода в организации. Введение дресс-кода в компании (правовой аспект). Примеры дресс-кода в разных компаниях. Виды деловых подарков: бизнес-сувениры, корпоративные подарки. Классификация подарков по Кибанову А. Основные принципы подбора и вручения деловых подарков. Стоимость подарков. Генерация идей подарков. Примеры разного типа подарков.
  • Блок II Деловой этикет менеджера Раздел 3. Деловая переписка
    Виды деловой переписки, типы писем по содержанию и назначению, правила их написания и оформления, общие правила при написании деловых писем, правила электронной деловой переписки.
  • Блок II Деловой этикет менеджера. Раздел 4. Телефонный этикет.
    Кто должен знать телефонный этикет, основные правила для принимающего звонки, основные правила для совершающего звонки, общие правила телефонного этикета, правила общения по рабочему и сотовому телефону.
  • Блок II Деловой этикет менеджера. Раздел 5. Этикет деловых приемов, столовый этикет.
    Виды деловых приемов: дневные, вечерние; официальные, неофициальные; приемы с рассадкой, без рассадки гостей. Характеристика приема каждого вида (цель, кол-во участников, время, продолжительность, меню, особенности организации). Основные задачи менеджера в процессе организации делового приема. Особенности сервировки стола. Основные принципы столового этикета.
  • Блок II Деловой этикет менеджера. Раздел 6. Особенности делового этикета разных стран.
    Основные правила и принципы делового этикета разных стран, особенности приветствий, правил проведения деловых переговоров, столовый этикет.
  • Блок II Деловой этикет менеджера. Раздел 7. Деловой протокол корпоративных мероприятий.
    Основные правила и принципы организации корпоративных мероприятий. Этапы подготовки корпоративных мероприятий. Обзор рынка MICE-услуг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа по блоку 1
  • неблокирующий Домашняя работа по 1 блоку
  • неблокирующий Аудиторная работа по 2 блоку
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа по 2 блоку + 0.3 * Аудиторная работа по блоку 1 + 0.2 * Домашняя работа по 1 блоку + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент - твоя работа. Действуй на опережение!: Учебник / Л.Д. Гительман. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 544 с.: 70x100 1/16. (переплет) ISBN 978-5-16-004970-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/224881
  • Методы принятия управленческих решений : учеб. пособие / Н.В. Кузнецова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 222 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/10400. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1006742
  • Тайм-менеджмент. Полный курс / Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 311 с.: ISBN 978-5-9614-1881-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925383

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 431 с. - ISBN 978-5-238-01337-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028716
  • Русский язык в деловой документации : учебник / М.В. Марьева. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 323 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/19999. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774280
  • Русский язык в деловой документации : учебник / М.В. Марьева. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 323 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/19999. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/940490
  • Семь навыков эффективных менеджеров: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала / Кови С., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 88 с.: ISBN 978-5-9614-4773-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923774
  • Тайм-менеджмент по Брайану Трейси: Как заставить время работать на вас / Трейси Б., - 4-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 302 с.: ISBN 978-5-9614-5074-3 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/925297