• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Макроэкономика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты: - получат знания о предпосылках построения, структуре и экономических выводах из изученных макроэкономических концепций; закономерностях функционирования современной экономики на макро-уровне; основных подходах в экономическом анализе на макро-уровне; особенностях функционирования экономик различных государств и мировой экономики; направлениях государственной политики в сфере регулирования экономики на макро-уровне; - научатся анализировать экономические явления на макро-уровне; применять необходимые методы макроэкономического анализа для анализа конкретных событий экономической жизни; использовать принципы микро- и макроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов и для решения прикладных задач; понимать и анализировать публикации экономического характера в специализированных и массовых изданиях; теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет макроэкономики. Особенностью курса является возможность проведения собственного небольшого исследования по изучаемой текущей теме (домашнего задания). Курс читается с использованием онлайн-курсов по макроэкономике (https://www.coursera.org/learn/makrojekonomika и https://openedu.ru/course/hse/MACROEC/)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с современным состоянием макроэкономической науки, наиболее широко используемыми моделями и подходами в экономическом анализе на макро-уровне, обучение студентов использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения в области макроэкономики. Способен выявлять научную сущность проблем в области макроэкономики. Знает основные понятия и категории, используемые в макроэкономике. Способен сравнивать кейнсианский и классический подходы к макроэкономике. Разбирается в основах построения современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне. Решает задачи на расчет основных макроэкономических показателей.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, относящуюся к поведению макроэкономических агентов на рынке благ, установлению и изменению равновесия на рынке благ в кейнсианской модели, особенностям проведения фискальной политики и ее воздействию на рынок благ. Решает задачи на нахождение компонентов совокупных расходов на рынке благ, равновесного уровня выпуска и его изменения в результате проведения фискальной политики.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, относящуюся к функционированию финансового рынка, особенностям проведения монетарной политики и ее воздействию на финансовый рынок. Решает задачи на нахождение величины предложения денег, спроса на деньги, равновесия на рынке денег и его изменения в результате проведения монетарной политики.
  • Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем на основе модели IS-LM. Решает задачи на: - вывод уравнений и построение кривых IS и LM, - расчет величины равновесного уровня выпуска и равновесной ставки процента; - влияние фискальной и монетарной политик на равновесные уровни выпуска и ставки процента в модели IS-LM.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в макроэкономику
    Тема 1.1 Предмет и метод макроэкономики Предмет макроэкономики. Основные проблемы, исследуемые в макроэкономике. Важность изучения макроэкономики. Макроэкономика и микроэкономика. История развития макроэкономики, основные положения классической и кейнсианской школы. Методы макроэкономического анализа. Принципы анализа ex post и ex ante. Макроэкономические модели и переменные: понятие экзогенных и эндогенных переменных, основные функции, используемые в макроэкономических моделях. Потоки и запасы, Понятие агрегирования. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Модель кругооборота расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками. Полная схема кругооборота. Основные макроэкономические потоки. Основное макроэкономическое тождество. Тождество инъекций и изъятий. Тема 1.2 Основные макроэкономические показатели Система национальных счетов. Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Понятие валового национального продукта (ВНП). Взаимосвязь ВВП и ВНП, чистый доход факторов производства (ЧДФ). Методы измерения ВВП: расчет ВВП по расходам, по доходам и по добавленной стоимости. Чистый внутренний продукт (ЧВП), Чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), личный располагаемый доход. Недостатки показателя ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: дефлятор ВВП, индекс потребительских цен (ИПЦ). Основные отличия дефлятора ВВП от ИПЦ. Инфляция: понятие, показатели, виды, последствия. Экономический цикл: понятие, фазы, виды. Экономический рост: понятие, факторы и типы. Безработица: понятие, показатели, виды, последствия.
  • Рынок благ и его равновесие
    Тема 2.1 Потребительские расходы Кейнсианская функция потребления. Предельная и средняя склонность к потреблению. Предельная и средняя склонность к сбережениям. Средняя склонность к потреблению в краткосрочном и долгосрочном периоде, «Загадка Кузнеца». Межвременной выбор домашних хозяйств (модель Фишера). Теория жизненного цикла Ф. Модильяни. Гипотеза перманентного дохода М. Фридмана. Теория потребления и эмпирические исследования. Тема 2.2 Инвестиционные расходы. Разновидности капитала и инвестиций. Дисконтирование и приведенная стоимость ожидаемой прибыли. Инвестиции в основной капитал: кейнсианский подход. Инвестиции в основной капитал: неоклассический подход. Модель простого акселератора. Модель гибкого акселератора. q – теория Тобина. Инвестиции в запасы. Тема 2.3 Государство как агент товарного рынка. Государственный бюджет. Расходы государства. Доходы государства. Виды состояний гос. бюджета. Дефицит гос. бюджета и его виды. Концепции государственного бюджета. Способы финансирования дефицита гос. бюджета. Государственный долг, его виды и последствия. Бюджетное ограничение правительства. Налоговая система и принципы налогообложения. Функции налогов. Виды налогов: прямые и косвенные. Налоговые ставки: средняя налоговая ставка, предельная налоговая ставка. Прогрессивная, пропорциональная и регрессивная система налогообложения. Налоговые ставки и налоговые поступления: кривая Лаффера. Тема 2.4 Внешний мир как агент товарного рынка. Платежный баланс страны и его структура. Валютный курс и его виды. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательной способности (абсолютный и относительный). Плавающий и фиксированный и валютный курс. Спрос и предложение на валютном рынке. Равновесный обменный курс. Международный перелив капиталов. Паритет процентных ставок. Фиксированный и плавающий валютный курс. Интервенции центрального банка. Факторы, влияющие на величину чистого экспорта. Тема 2.5 Кейнсианская модель равновесия товарного рынка Предпосылки анализа равновесия товарного рынка в кейнсианской модели. Планируемые и фактические совокупные расходы. «Кейнсианский крест». Роль товарно-материальных запасов в восстановлении равновесия на товарном рынке. Эффект мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс сбережений. Тема 2.6 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика и ее влияние на равновесный доход. Понятие, цели и инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и автоматическая. Встроенные автоматические стабилизаторы. Влияние мер фискальной политики на равновесие в кейнсианской модели. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор трансфертов. Влияние ставки подоходного налога на равновесный выпуск. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
  • Финансовый рынок и его равновесие.
    Тема 3.1 Предложение денег. Ценные бумаги: акции, облигации. Деньги, их функции и виды. Предложение денег. Денежные агрегаты. Банки и их роль в экономике. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их основные функции и операции. Резервы банков. Норма обязательных резервов. Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор, денежный мультипликатор. Факторы, влияющие на предложение денег. Тема 3.2 Спрос на деньги. Количественная теория денег и трансакционный спрос на деньги. Кейнсианский подход к спросу на деньги. Теория предпочтения ликвидности. Влияние ставки процента на величину спроса на деньги. Модель Баумоля-Тобина трансакционного спроса на деньги. Тема 3.3 Равновесие финансового рынка. Монетарная (кредитно-денежная) политика. Закон Вальраса для финансового рынка. Равновесие финансового рынка и факторы его определяющие. Монетарная (кредитно-денежная) политика: понятие и цели. Инструменты монетарной политики: операции на открытом рынке, ставка рефинансирования, норма обязательных резервов. Виды монетарной политики. Влияние монетарной политики на ставку процента.
  • Совместное равновесие на рынке благ и финансовом рынке (Модель IS-LM).
    Тема 4.1 Кривая IS, Кривая LM Построение кривой IS. Алгебраическое уравнение кривой IS. Факторы, влияющие на сдвиги кривой IS, на наклон кривой IS. Построение кривой LM. Алгебраическое уравнение кривой LM. Факторы, влияющие на сдвиги кривой LM, на наклон кривой LM. Тема 4.2 Равновесие в модели IS-LM в закрытой экономике и влияние на него фискальной и монетарной политик. Равновесные уровень национального дохода и ставки процента. Процесс установления равновесия в модели IS – LM. Изменение равновесия в модели IS-LM. Фискальная политика в модели IS – LM и ее эффективность. Эффект вытеснения. Монетарная политика в модели IS – LM и ее эффективность. Особые случаи в модели IS – LM: ликвидная ловушка, инвестиционная ловушка, «классический случай». Смешанная политика в модели IS – LM. Последствия государственного регулирования ставки процента, последствия государственного регулирования уровня выпуска. Мультипликационные эффекты в модели IS-LM. Тема 4.3 Равновесие в модели IS-LM в открытой экономике и влияние на него фискальной и монетарной политик. Большая и малая экономики. Модель Манделла-Флеминга. Фискальная и монетарная политики в малой открытой экономике. Случаи фиксированного и плавающего валютных курсов, совершенно-мобильного и совершенно-немобильного капитала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: правильность решения задач, активность студентов в устных ответах, а также выполнение домашнего задания. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется в зависимости от степени участия студента в обсуждении заданий, практических ситуаций, подготовки домашнего задания. Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость. Результаты складываются в оценку за аудиторную работу.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Moodle (https://et.hse.ru/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа 1 + 0.2 * Контрольная работа 2 + 0.2 * Контрольная работа 3 + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. ТОМ 1 11-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-534-02562-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-v-2-t-tom-1-437227
  • Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. ТОМ 2 11-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-534-02563-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-v-2-t-tom-2-437228

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА 10-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 527с. - ISBN: 978-5-9916-4988-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-390653