• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Производственный менеджмент

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина предназначена для подготовки студентов к прикладному применению получаемых по образовательной программе "Бизнес-информатика"; знаний на таких объектах управления, как производственные организации. На дисциплине формируются представления, знания и навыки: - о типовых структуре, терминологии и основных видах деятельности производственных организаций;- о постановке задачи повышения эффективности производственных организаций (основные применяемые метрики и методы оценки эффективности); - об основных направлениях преобразований и используемых подходах улучшений (инструменты моделирования, инструменты для решения основных подзадач); - об опыте управления преобразованиями производственных организаций. В рамках дисциплины студенты знакомятся с основами научной организации труда, аспектами управления качеством продукции/услуг на основе принципа «предупреждения несоответствий» и изучают современную управленческую концепцию организации операционной деятельности «Бережливое производство». На практических занятиях студенты на кейсах и учебных упражнениях отрабатывают навыки проектирования, оценки эффективности альтернативных и реализации «бережливых» решений по организации операционной деятельности компаний в соответствии с концепцией «Бережливое производство».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Производственный менеджмент» является формирование у студентов четких представлений о базовых целях, принципах, основных задачах и современных подходах/методах их решений, используемых производственными компаниями для эффективного управления своей операционной деятельностью, необходимых студентам для разработки адекватных прикладных информационных решений для данной проблемной области.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • воспроизводить историю развития производственного менеджмента, основы научной организации труда, основы управления качеством продукции и услуг на принципе «предупреждения несоответствий», основные принципы и понятия организации и совершенствования операционной деятельности в соответствии с концепцией «Бережливое производство».
  • воспроизводить историю развития производственного менеджмента, основы научной организации труда, основы управления качеством продукции и услуг на принципе «предупреждения несоответствий», основные принципы и понятия организации и совершенствования операционной деятельности в соответствии с концепцией «Бережливое производство».
  • применять изученные подходы, методы и инструменты к решению прикладных задач связанных с проектированием, оценкой эффективности и реализации решений по организации операционной деятельности компаний (цепей поставок или отдельных операций) в соответствии с концепцией «Бережливое производство»
  • проводить экономический анализ и моделирование производственно-хозяйственной деятельности компании (групп компаний объединенных в цепь поставок) в соответствии с концепцией «Бережливое производство»
  • проводить анализ и моделирование отдельных операций (групп операций) в соответствии с концепцией "Бережливое производство"
  • проводить оценку эффективности решений по организации операционной деятельности в соответствии с концепцией "Бережливого производства"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История производственного менеджмента и научная организация труда
    Лекции • Развитие потребительского спроса, разделение труда, технологический прогресс и подходы к обеспечению качества – основные источники развития производственного менеджмента. • Основные этапы в истории производственного менеджмента:  Система Тейлора - основа научной организации труда;  Статистическое управление процессами и контрольные карты Шухарта;  Производственная система Тойота. • Научная организация труда:  Совершенствование форм разделения труда;  Улучшение организации рабочих мест;  Рационализация методов труда;  Оптимизация нормирования;  Подготовка рабочих кадров.
  • Управление качеством продукции на основе принципа предупреждения несоответствий
    Лекции • Изменчивость, как основная причина проблем с обеспечением качеством;  Особые и обычные причины изменчивости. • Управление на основе принципа «предупреждение несоответствий»:  Общий алгоритм управления на основе предупреждения несоответствий:  Объекты управления и типы несоответствий;  Меры и методы предупреждения отказов на стадии «Разра-ботка конструкции»  Основные инструменты управления на основе предупреждения несоответствий:  MSA - Анализ измерительных систем,  FMEA – анализ последствий потенциальных отказов,  SPC – статистический анализ процессов;  Примеры применения:  Кейс «Литье решеток для аккумуляторов»;  Кейс «Склейка фольги»;  Кейс «Обработка лонжеронов лопастей».
  • История и основы Бережливого производства
    Лекции • История «Бережливого производства»;  Причины ревизии подходов к организации производства;  Тойота – компания основатель новой управленческой концепции;  Универсализм концепции «Бережливое производство». • Основы «Бережливого производства»:  Время, как ключевой показатель эффективности организации производства;  Ценность для потребителя, повышение ценности, создаваемой для потребителя, как основная цель совершенствования производственных систем;  Действия, создающие ценность для потребителя и потери в организации производства;  Поточная организация производства (непрерывность действий, создающих ценность и равномерность загрузки). • Кейс «Эксперимент с конвертами»; • Основные источники и оценка экономических эффектов от перехода на орга-низацию производства в соответствии с концепцией «Бережливое производ-ство» по направлениям:  Увеличение оборачиваемости и высвобождение оборотных активов;  Сокращение затрат на управление оборотными активами;  Высвобождение производственных активов;  Сокращение затрат на управление производственными активами;  Сокращение потерь от уровня несоответствий;  Увеличение возможностей по объему выпуска продукции. Практические занятия • Упражнение «Оценка экономической эффективности 2-х вариантов организа-ции производства топливных сборок для атомных электростанций»; • Упражнение «Анализ экономической эффективности организации Ритейл-бизнеса»; • Упражнение «Анализ экономической эффективности организации нефтеперерабатывающего бизнеса».
  • Гибкое управление производительностью
    Лекции • Планирование и экономика в условиях колебания спроса; • Гибкое управление производительностью:  Управление временем работы;  Клеточное (поточное) производство;  Увеличение партий обработки.
  • Моделирование и оценка эффективности организации производства
    Лекции • Инструмент моделирования организации производства «Карта потока создания ценности для потребителя (КПСЦ)»:  Область применения КПСЦ  Оценка эффективности текущего сосояния организации про-изводства;  Определение областей для улучшений организации производства;  Проектирование/моделирование целевого состояния организации производства;  Оценка эффективности альтернативных вариантов организации производства.  Основные показатели и элементы оценки:  Время производства;  Время обработки;  Время такта;  Время цикла;  Комплект;  Пост.  Алгоритм построения и используемые обозначения;  Подходы к организации планирования: вытягивание и вталкивание. Организация вытягивания с помощью карточек Канбан. Практические занятия • Упражнение «Определение комплекта»; • Упражнение «Определение времени производства операции»; • Упражнение «Расчет запасов Канбан в зависимости от времени производства операций»; • Деловая игра «Производство самолетиков».
  • Основные подходы и инструменты улучшения организации производства
    Лекции • Структурирование операций производственной деятельности: Обработка, Контроль, Хранение и Транспортировка; • 7 видов производственных потерь; • Кейс «Улучшение организации производства термопластавтоматов»; • Основные инструменты «Бережливого производства» для улучшения органи-зации производства:  Быстрые переналадки (SMED);  Всеобщее обслуживание оборудования (TPM);  Улучшение организации рабочего пространства (5S);  Предупреждение непреднамеренных ошибок (Poka-Yoke). • Кайдзен – подход к организации всеобщих постоянных улучшений организа-ции производства; • Кейс «Определение потерь заготовительной операции». Практические занятия • Деловая игра «Производство самолетиков».
  • Система менеджмента «Бережливое производство» - введение в действие
    Лекции • Этапы и принципы построения производственной системы Тойота; • Специфика организации производства и бизнес-среды постсоветского пространства, которую необходимо учитывать при реализации изменений в соответствии с концепцией «Бережливое производство»; • Примеры освоения концепции «Бережливое производство» отечественными компаниями (ГАЗ, КАМАЗ, БрАЗ, РЖД, Сбербанк, Росатом); • Этапы построения системы менеджмента «Бережливое производство» на предприятиях - рекомендации; • Специфика бережливого управленческого учета.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лидерство на всех уровнях бережливого производства: Практическое руководство / Лайкер Д.К. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 336 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6858-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002577
  • Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / Ротер М., Шук Д., Пер.Муравьевой Г., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 136 с.: 84x108 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6145-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926117

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами Учебник / Деминг У.Э., Адлер Ю.П., Шпер В.Л., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 417 с.: 70x100 1/16 ISBN 978-5-9614-5264-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912671
  • Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Лайкер Д.К., Хосеус М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 354 с.: ISBN 978-5-9614-4995-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914070