• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Маркетинг в малом и среднем бизнесе

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Самылина Дарья Александровна, Шигина Яна Игоревна, Шушкин Михаил Александрович
Прогр. обучения: Менеджмент
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе «Маркетинг в малом и среднем бизнесе» используется маркетинговая парадигма в качестве ключевого понятия, базирующегося на конкурентных преимуществах в современной рыночной среде. В данном курсе подчеркивается важность понимания нужд потребителей и рассматриваются основные управленческие решения по разработке и реализации успешной маркетинговой стратегии. Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах: «Основы менеджмента», «Стратегии в менеджменте», «Методология научных исследований в менеджменте».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подчеркнуть важность маркетинговой парадигмы и маркетингового инструментария для малого и среднего бизнеса с глобальной точки зрения.
  • Развивать понимание основных понятий в современной теории маркетинга, в том числе маркетинга отношений, один-к-одному маркетинга, экспедиционного маркетинга, подрывной маркетинг, вирусный маркетинг, цифровой маркетинг(relationship marketing, one-to-one marketing, expeditionary marketing, disruptive marketing, viral marketing, digital marketing) и т.д.
  • Дать базовые знания о видах деловых взаимодействий и потребительских отношений в развитых и переходных рынках.
  • Изменить мышление студентов от пассивного принятия идей, фактов, концепций и методов, к стилю генерации идей, выявления проблем, анализа и оценки альтернатив и, соответственно, к развитию наиболее важных предпринимательских навыков.
  • Предоставить студентам платформу для разработки научных идей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь определить роль маркетинга для представляемого продукта, оценить потенциальную емкость рынка, дать рекомендации по использованию маркетинговых инструментов
  • Научиться оценивать сильные и слабые стороны компании, использовать инструменты бенчмаркинга, формулировать конкурентные стратегии компании. Формулировать потребности, на удовлетворение которых нацелен товар, определять рыки и сегменты рынка для продукта, формулировать ценности и формулировать «товар в нормативах»
  • Осуществлять релевантный для решения проблемы выбор аналитических инструментов и уметь их использовать, формулировать выводы. Проводить сегментирование по выбранным критериям, уметь выбирать приоритетные для продукта сегменты, использовать методику построения карт восприятия
  • Уметь сформировать оптимальный товарный ассортимент, использовать для этого релевантные проблеме аналитические методики
  • Формировать дизайн канала распределения. Выбирать наиболее эффективные из них.
  • Принимать решение о выборе стратегии ценообразования и осуществлять выбор цены
  • Формировать коммуникационную стратегию, осуществлять выбор рекламных носителей, разрабатывать медиаплан, обосновывать маркетинговые метрики для оценки эффективности рекламных кампаний
  • Выбирать наиболее эффективные инструменты продвижения в диджитал среде. Формировать стратегию онлайн продвижения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные принципы маркетинга в малом и среднем бизнесе: цели, реализация и контроль.
    Что такое предпринимательство? Характеристики малого и среднего бизнеса в России и за рубежом. Проблемы малого и среднего бизнеса в современных условиях. Стратегическое мышление для малого и среднего бизнеса. Почему маркетинг так важен в предпринимательской деятельности? Понимание предпринимательства с маркетинговой точки зрения. Почему маркетинг "крупного бизнеса" не может быть взят за основу для малого-среднего бизнеса на практике? Реализация принципов маркетинга в малом и среднем бизнесе. Формы контроля реализации маркетинговых программ для малого и среднего бизнеса.
  • Внешняя и внутренняя среда предприятий малых и средних форм бизнеса.
    Анализ потребителей и конкурентной среды. Влияние макро-и микро факторов окружающей среды на маркетинговую деятельность малых и средних предприятий. Экологическая сканирование и межнациональный анализ - почему так важно предпринимательство для современного рынка? Создание саморегулирующейся поисковой системы(self-adjusting searching system) в малом и среднем бизнесе. Анализ потребителей. Анализ уровня вовлеченности потребителей на различных стадиях маркетинговой стратегии. Факторы, влияющие на процесс выбора покупателей. Маркетинговые исследования в малом и среднем бизнесе. Конкурентный анализ.
  • Стратегический маркетинг в малом и среднем бизнесе.
    Влияние окружающие среды на способность компании удовлетворять потребности своих клиентов. Демографические и экономические изменения, влияющие на маркетинговые решения для малого и среднего бизнеса. Основные тенденции развития технологий для малого и среднего бизнеса. Основные изменения в политической и культурной среде, влияющие на деятельность малого и среднего бизнеса. Выбор успешной маркетинговой стратегии для малого и среднего бизнеса, с учетом воздействия всех внешних и внутренних факторов.
  • Товарный маркетинг малых-средних предприятий.
    Что такое новый продукт и инновация? Система управления инновациями в малом и среднем бизнесе. Разработка новых продуктов в малом и среднем бизнесе. Брендинг. Особенности B2C и B2B маркетинга в малом и среднем бизнесе.
  • Дистрибуция в малом и среднем бизнесе.
    Стратегические и логистические функции дистрибуции. Основные задачи дистрибуции. Построение отношений с дистрибьюторами и посредниками. Ограничения для “place decisions”.
  • Стратегия ценообразования для малого и среднего бизнеса.
    Внутренние и внешние факторы, влияющие на ценовую политику компании малого и среднего бизнеса. Цели и переменные, от которых зависит ценообразование. Простой процесс расчета цен (включая ROI, markup and break-even volume).
  • Маркетинговые коммуникации для малого и среднего бизнеса.
    Особенности маркетинговых коммуникаций для малого и среднего бизнеса. Основные инструменты маркетинговых коммуникаций, используемые предприятиями малого и среднего бизнеса. Продвижение, с использованием небольшого маркетингового бюджета. ATL & BTL каналы.
  • Особенности Интернет-маркетинга для бизнеса в России и за рубежом.
    Интернет-маркетинг и малый-средний бизнес. Маркетинговый подход “360 °”. Онлайн маркетинговые инструменты для малого и среднего бизнеса. Интернет-маркетинговые цели и задачи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Решение кейса в течение 60 минут
  • неблокирующий Эссе
    Объем 10-15 страниц
  • неблокирующий Групповая работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.1 * Групповая работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Решение кейса в течение 60 минут + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Устный экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — М.: Юрайт, 2019. — 474 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3749-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/marketing-dlya-professionalov-prakticheskiy-kurs-426253#page/1 (дата обращения: 04.12.2019). Гриф УМО ВО
  • Маркетинг-менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Липсиц [и др.] ; под ред. И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — М.: Юрайт, 2019. — 379 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01165-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/marketing-menedzhment-432976#page/1 (дата обращения: 04.12.2019). Гриф УМО ВО

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник / О.А. Третьяк. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 403 с.: 60x90 1/16. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). (переплет) ISBN 5-16-002029-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/96501
  • Стратегический маркетинг для магистров: Учебник / Под общ.ред. О.Н. Жильцовой - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 354 с.: 60x90 1/16. - (Финанасовый университет при Правительстве РФ) (Переплёт) ISBN 978-5-9558-0434-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/505690