• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология литературы и чтения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Кто читает: Департамент социальных наук
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина призвана рассмотреть литературу как составную часть общественной культуры, вмещающую ценную социальную информацию, делая это с позиции различных социальных институтов, групп и процессов. В курсе будет продемонстрировано как социологические теории могут рассматривать литературу (как результат социальной жизни или как фактор влияющий на неё). Практическая составляющая курса нацелена на изучение книжного рынка, распространение литературы и практики читателей, их определенных социальных группах и в различных условиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель данной дисциплины заключается в знакомстве студентов со специальной отраслью в социологических исследованиях, связанной с литературой и чтением.
  • Цель данной дисциплины заключается в рассмотрении литературы и чтения как объектов социологического анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия социологии литературы и чтения
  • Знать основные проблемы, рассматриваемые социологией литературы и чтения
  • Уметь применить социологическую теорию рынков к литературной отрасли
  • Уметь объяснить как литература влияет на процесс социализации
  • Знать особенности литературы как социального института
  • Владеть знаниями о социо-культурных различиях отношения к чтению, как социальной практике.
  • Знать основные социальные функции книги
  • Уметь определить место книги в культурном пространстве и духовной жизни общества
  • Владеть основными методами социологического исследования
  • Уметь составлять программу социологического исследования
  • Знать специфические особенности литературного рынка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в социологию литературы и чтения
    Книга как общественное явление. Книга как средство массовой коммуникации. Чтение и общество. Место социологии чтения в системе книговедческого знания. Какие проблемы встают перед социологией литературы и чтения. Основные понятия
  • Социология книги
    Книга как проявление человеческой деятельности. Роль книги в культурном пространстве, духовной жизни общества, ее социальные функции. Социология книги и социология чтения.
  • Социология чтения
    Отношение к чтения в контексте разных культур. Чтения как повседневная практика. Читатель как объект исследования.
  • Литература и общество
    Литературное производство и потребление. Литература как социальный институт. Литература как форма социальной организации жизни, трансляция норм и ценностей. Литературная социализация.
  • Социология литературных рынков
    Рынки книжной продукции в зеркале социологии. Какие проблемы встают перед современным издательством? Какие проблемы решает маркетинговые исследования.
  • Эмпирические исследования в социологии литературы и чтения
    Основные методы социологического исследования. Анализ читательского опыта. Выяснение состояния и удовлетворения читательских потребностей в условиях трансформации книжного дела.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий групповой проект
  • неблокирующий самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * групповой проект + 0.5 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глушков С. В. - КНИГОВЕДЕНИЕ. ФИЛОСОФИЯ КНИГИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-10849-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/knigovedenie-filosofiya-knigi-431680
  • Деньгов В. В. - МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ТЕОРИЯ РЫНКОВ 4-е изд. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-04211-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-v-2-t-t-1-teoriya-potrebitelskogo-povedeniya-teoriya-firmy-teoriya-rynkov-432934
  • Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
  • Зомбарт В. ; Пер. Маркусон И. Д. - СОЦИОЛОГИЯ. ХРЕСТОМАТИЯ 3-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-9916-7122-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-hrestomatiya-392946
  • Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312
  • Оганян К. М. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-09590-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-sociologicheskogo-issledovaniya-434398
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
  • Сирота Н. М. - ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-09141-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-sociologiya-specialnye-sociologicheskie-teorii-444119
  • Эриашвили, Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение», «Менеджмент» / Н.Д. Эриашвили. — 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДДНА,2017. - 351 с. - ISBN 978-5-238-01619-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028497

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Белинский В. Г. - О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-09224-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-detskoy-literature-i-detskom-chtenii-427455
  • Глотов М. Б. - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 131с. - ISBN: 978-5-534-09523-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologicheskoe-issledovanie-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-428055
  • Головин Н. А. - СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 461с. - ISBN: 978-5-534-07033-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
  • Кареев Н. И. - ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 319с. - ISBN: 978-5-534-06643-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-izuchenie-sociologii-442097
  • Касьянов В. В. - СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-09839-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-massovyh-kommunikaciy-428767
  • Кременцов Л.П. - Теория литературы. Чтение как творчество: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 169с. - ISBN: 978-5-89349-482-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109558
  • Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-01822-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-1-434201
  • Розанова Н. М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 314с. - ISBN: 978-5-534-01824-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-ch-chast-2-434202
  • Тенекова А.М. - Твои путеводители по книге. Обучение жанрам справочного аппарата книги: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 175с. - ISBN: 978-5-9765-2791-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/92714