• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Диагностика персонала

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части специальных дисциплин, концентрации «Управление человеческими ресурсами» и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Изучается на 4 курсе. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: · Психология · Теория организации и организационное поведение · Управление человеческими ресурсами. В курсе излагаются основные теоретические проблемы и принципы диагностики персонала, а также изучается основной инструментарий, используемый в HR практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Диагностика персонала» является овладение теоретическими знаниями и базовыми навыками, которые необходимы для оценки персонала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет понятийным аппаратом и базовой терминологией курса.
  • знает основных провайдеров на рынке услуг по оценке персонала, знает основной перечень опросников для решения HR задач, умеет оценить качественные характеристики психодиагностического инструментария для различных целей оценки персонала.
  • знает возможности использования проективных методик для решения HR задач.
  • знает возможности использования изученных методик для решения HR задач.
  • умеет корректно выбирать и использовать методы/ методики для различных HR задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психодиагностику
    Понятие психодиагностики. Психодиагностика как звено, связывающее психологическую теорию и практику. Системное строение психодиагностики. Основные понятия психодиагностики: обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование; диагностические признаки, диагностические категории, диагностический вывод; психологический диагноз, 3 ступени психологического диагноза по Л.С. Выготскому. Основные этапы развития психодиагностики. Основные области практического применения методов психологической диагностики: сфера образования; медицинские учреждения; психологическое консультирование; сфера трудовой деятельности; область правосудия; армия, спорт и пр. Современные проблемы психодиагностики.
  • Классификация психодиагностических методов
    Критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные. Виды строгоформализованных методов психодиагностики: тесты; опросники и анкеты; проективные методы; психофизиологические методы и их основные характеристики. Виды малоформализованных методов психодиагностики: - метод наблюдения (основные виды; схема и правила проведения научного наблюдения; структурированное наблюдение как основной метод центров оценки); - беседа (интервью как наиболее распространенный вид беседы; виды интервью; стратегии проведения интервью); - анализ продуктов деятельности (понятие «документальный источник»; метод контент-анализа, его преимущества и недостатки; система ВААЛ как метод оценки текстов). Возможности и специфические трудности применения на практике каждого вида психодиагностических методов.
  • Алгоритм разработки стандартизированной методики
    Основные этапы конструирования методики. Формулирование цели методики. Разработка спецификации. Определение количества заданий, разработка заданий (виды заданий и шкал; проблемы, возникающие при разработке заданий; содержание методик как фактор, опосредующий влияние культуры). Оформление методики. Пилотажное исследование. Стандартизация методики (выборка стандартизации, правила ее подбора; генеральная и специфическая популяция). Определение надежности методики (надежность измерительного инструмента – коэффициент надежности, стабильность изучаемого признака – коэффициент стабильности, константность – коэффициент константности). Валидность методики (теоретическая и прагматическая валидизация). Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Права и обязанности психодиагноста. Использование психодиагностических методик специалистами-смежниками. Права тестируемого. Авторское право в психодиагностике.
  • Диагностика интеллектуально-познавательной сферы личности
    Основные характеристики психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Методика «Расстановка чисел». Методика «Мюнстерберга». Методика «Корректурная проба». Методика «10 слов». Методика «Сложные аналогии». Методика «Закономерности числового ряда». Методика «Гибкость мышления». Подходы к определению интеллекта. Структура интеллекта. История вопроса и современное состояние проблемы интеллекта. Интеллект и наследственность. Интеллект и биологическая среда. Интеллект и половые различия. Интеллект и питание. Интеллект и социокультурная среда. Интеллект и возраст. Интеллект и личность. Виды и цели использования тестов интеллекта. Подходы к определению эмоционального интеллекта. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д.Крузо «Эмоциональный интеллект». Опросник ЭмИн Д.В. Люсина. Подходы к определению креативности. Креативность и интеллект. Проблемы отечественной диагностики творческих способностей. Подходы к определению способностей. Понятия общих и специальных способностей. Возможности тестов в диагностике способностей. Сущность тестов достижений. Виды тестов достижений. Разработка тестов достижений. Применение тестов достижений.
  • Личностные опросники
    Виды личностных опросников. Надежность и валидность личностных опросников. Области и цели их применения. Типологические опросники. Опросники черт личности. Опросники мотивов. Опросник интересов. Опросники ценностей. Опросники установок. Общие представления о психосемантической диагностике.
  • Проективные методы в психодиагностике личности
    История возникновения проективных методов. Общая характеристика проективных методов. Надежность и валидность проективных техник. Требования к специалистам, использующим проективные техники. Классификация проективных методов. Знакомство с проективными методиками: методикой незаконченных предложений, методикой «Ассоциативный рисуночный тест». Символдрама в коучинге и организационном консультировании. Системные расстановки в контексте менеджмента.
  • Психодиагностика межличностных отношений
    Межличностные отношения как объект диагностики. Задачи, решаемые межличностной диагностикой. Диагностика межличностных отношений в группе на основе субъективных предпочтений: социометрический тест Дж.Морено. Диагностика интерперсональных отношений: опросник Т. Лири; Калифорнийский психологический опросник личности (CPI); опросник описания поведения К.Н. Томаса.
  • Оценка персонала в HR практике
    при подборе, адаптации персонала, работе с талантами/выявлении потенциала, параметрами вовлеченности сотрудников, HR брендинге и др. Возможности и ограничения психодиагностических методов в HR. Компьютеризация психологической диагностики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий аудиторная работа студентов
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * аудиторная работа студентов + 0.2 * домашнее задание + 0.3 * контрольная работа + 0.3 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 384 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-01584-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055312 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055312
  • Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Рыбакова А.И., Шагидаева А.Б. - Психодиагностика. Практикум по психодиагностике. Учебное пособие - Русайнс - 2017 - 174с. - ISBN: 978-5-4365-1617-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929673
  • Под ред. Акимовой М.К. - ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 631с. - ISBN: 978-5-534-03162-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihodiagnostika-teoriya-i-praktika-402554

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильева И. В. - ПСИХОТЕХНИКИ И ПСИХОДИАГНОСТИКА В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ 2-е изд. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 122с. - ISBN: 978-5-534-11293-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihotehniki-i-psihodiagnostika-v-upravlenii-personalom-444856
  • Гуревич, К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды : сборник научных трудов / К.М. Гуревич. — Санк-Петербург : Питер, 2008. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-91180-765-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055254 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055254
  • Носс И. Н. - ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 500с. - ISBN: 978-5-9916-6464-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihodiagnostika-431829
  • Под ред. Кошелевой А.Н., Хороших В.В. - ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 373с. - ISBN: 978-5-534-00775-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihodiagnostika-433624
  • Роршах Г. - Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) - ООО "Когито-центр" - 2003 - 320с. - ISBN: 5-89353-089-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109094
  • Туник, Е. Психодиагностика супружеских отношений : практическое руководство / Е. Туник. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 96 с. — (Практическая психология). - ISBN 978-5-496-00981-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055310 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055310