• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Немецкая интеллектуальная история, часть 2

Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Во второй части курса Немецкая интеллектуальная история внимание акцентировано на продолжении ключевых дебатов XVIII-XIX вв.. В рамках лекционных и семинарских занятий студенты ознакомятся с наиболее важными текстами, посвященными роли интеллектуалов и интеллигенции, появлению "публичной сферы" (Ю. Хабермас), дискуссиям вокруг понятия "просвещение", а также особое внимание уделяется спорам о методе в исторической науке, понятиям историзма и историцизма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Раскрыть теоретическую плотность и многогранность немецкой интеллектуальной истории, поместить конкретно-дисциплинарное знание студентов различных направлений бакалаврской подготовки в целостный контекст немецкой мысли, отличающейся необычайной теоретической насыщенностью и комплексностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные споры и дискуссии, которые велись в обозначенный временной период.
  • Владеть основными понятиями, необходимыми для понимания различных текстов историко-культурного характера.
  • Знать важнейшие феномены немецкой истории идей.
  • Уметь проводить параллели с современной немецкой интеллектуальной историей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Немецкое Просвещение.
    Общая характеристика и основные особенности. Публичное пространство и коммуникативные структуры эпохи Просвещения. Специфика религиозности и отношения к религии в немецком Просвещении. Автономия субъекта как основная идея. Просвещенческое понимание рациональности и отношение к истории. Критика идей просвещения в современной философии и социальной теории.
  • Понятие публики и публичности, публичная и приватная жизнь.
    Институциональные и коммуникативные структуры публичной сферы. Идея свободы слова: pro et contra. Особенности немецкой публичной сферы. Интеллектуалы и интеллигенция, основные теории интеллигенции. Кризис публичной сферы. Концепция «публичной сферы» Юргена Хабермаса.
  • Просвещенческая критика университета и французская реформа университета.
    Британская модель университета. Уединение и свобода: возникновение и особенности немецкой модели исследовательского университета. Прусские либеральные реформы 1807-1814 гг. Дискуссии о характере новой модели университета: Фихте vs. Шлейермахер. Основные принципы исследовательского университета Гумбольдта и их организационное обеспечение. Историческое развитие исследовательской модели университета и его кризисные моменты. Современные дискуссии об университете.
  • XIX в. как компенсационный «век истории».
    Историзм и его особенности по отношению к основным идеям эпохи Просвещения. Французская революция, рождение консерватизма и политический романтизм. Трансформация политического романтизма в историко-культурные программы исследований. Процесс сциентизации гуманитарных дисциплин в структуре исследовательской модели университета. Август Бёк и его «Энциклопедия и методология филологических наук». Филологизация философии и «лингвистический поворот». Сциентизация историографии: Л. фон Ранке и И.Г. Дройзен. Споры о методе в исторической науке.
  • Историзм и историцизм.
    Историцизм, философия Гегеля, спор за гегелевское наследие – правые и левые гегельянцы. Специфика марксизма. Критика историцизма К. Поппером. Историзм и релятивизм: аргументы Ф. Ницше против историзма и исторического образования. Спор о психологизме и интерполяция Э. Гуссерлем антирелятивистской аргументации на психологизм.
  • Историзм в юриспруденции.
    Историческая школа права и критика теории естественного права. Отношение главных представителей исторической школы права к обычному праву. Современное измерение теории исторической школы права (Э. де Сото). Типы юридического мышления.
  • Герменевтика и понимающая методология в гуманитарных науках.
    Консолидация эпистемологии гуманитарного знания в проекте критики исторического разума В. Дильтей. Критика идеи понимающей психологии Дильтея у Г. Эббингауза.
  • Историческая память и история.
    Историческая память и история. Историческая политика памяти и современные дискуссии о меморизации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинаре + 0.6 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Девлетов О. У. (2015). История Европы с древнейших времён до конца XV века : учебное пособие для студентов вузов. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467142

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ПЕНИОНЖЕК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. (2015). Интеллектуальная история Европы: культурное пространство ценностных значений. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D1A2C72D