2019/2020
Социальная психология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Корягина Наталья Александровна,
Макарушкина Мария Александровна,
Рябиченко Татьяна Анатольевна,
Сариева Ирена Ремаевна,
Терскова Мария Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
В этом курсе мы поговорим о том, что происходит с человеком, когда он становится членом социальной группы. Рассмотрим, как люди анализируют информацию о себе и окружающих; когда испытывают позитивные и негативные эмоции друг к другу; при каких условиях ведут себя кооперативно и конкурентно, помогают и наносят ущерб. Обсудим, что происходит с человеком при межличностном общении, в малых и больших группах, а также при межгрупповом взаимодействии. Поговорим об основных эффектах, трудностях и способах их решения. Курс включает в себя онлайн лекции и много дополнительных материалов: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. На семинарах будут проходить: обсуждения основных тем, решения творческих кейсов, игры и тесты.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление с закономерностями мышления и поведения человека в рамках социальных групп
- анализ ситуаций, возникающих при включении человека в социальную группу
- формирование поведенческих навыков воздействия на групповое поведение человека
Планируемые результаты обучения
- описывать области и уровни анализа в социальной психологии
- формулировать принципы диспозиционизма и ситуационизма
- описывать теоретические подходы в социальной психологии
- описывать виды исследований в социальной психологии
- описывать методы исследования в социальной психологии
- формулировать принципы этического кодекса психологов
- воспроизводить определение и основные свойства социальной категории
- описывать факторы, оказывающие влияние на восприятие и первичную категоризацию людей
- описывать содержание стратегий анализа информации о людях
- описывать роль эвристик в формировании представления о людях
- описывать выбор причин для объяснения поведения человека
- описывать содержание атрибутивных предубеждений
- формулировать сущность и классификации ценностей и социальных верований
- формулировать сущность и свойства аттитюдов
- описывать условия, при которых аттитюды влияют на поведение
- описывать роль намерений во влиянии аттитюдов на поведение
- формулировать основные положения и эффекты теории когнитивного диссонанса
- формулировать основные положения и эффекты теории самовосприятия
- описывать структуру Я-концепции
- описывать стабильность, доступность и осознанность Я-концепции
- формулировать определение и последствия самооценки
- формулировать определение и последствия самоэффективности
- формулировать определение и последствия саморегуляции
- описывать сущность и стратегии самопрезентации
- формулировать и описывать определение, виды и структуру эмоций
- описывать подходы к изучению эмоций
- описывать роль эмоций в социальном познании
- описывать сущность и последствия эмпатии
- описывать условия возникновения аттракции
- описывать роль коммуникатора и реципиента в коммуникации
- описывать роль коммуникативного поля, коммуникативных барьеров и обратной связи в коммуникации
- формулировать различие между вербальной и невербальной коммуникацией
- описывать системы невербальной коммуникации
- описывать стадии и стратегии анализа убеждающего сообщения
- описывать факторы, оказывающие влияние на эффективность убеждения
- описывать сущность и свойства социального конфликта
- описывать структуру конфликтной ситуации
- описывать стратегии и тактики поведения в конфликте
- описывать психологические способы разрешения конфликта
- описывать сущность и виды социальных дилемм
- описывать факторы, оказывающие влияние на поведение в социальных дилеммах
- описывать сущность и виды агрессивного поведения
- описывать когнитивные механизмы агрессивного поведения
- описывать эмоциональные механизмы агрессивного поведения
- описывать индивидуальные факторы, оказывающие влияние на агрессию
- описывать ситуативные факторы, оказывающие влияние на агрессию
- описывать психологические способы уменьшения агрессии
- описывать сущность и мотивацию помогающего поведения
- описывать когнитивные механизмы помогающего поведения
- описывать эмоциональные механизмы помогающего поведения
- описывать индивидуальные факторы, оказывающие влияние на помощь
- описывать ситуативные факторы, оказывающие влияние на помощь
- описывать источники и последствия социальной власти
- описывать условия и психологические механизмы влияния большинства
- описывать условия и психологические механизмы влияния меньшинства
- описывать условия и механизмы подчинения авторитетному лицу
- описывать индивидуальные черты и стили лидерства
- описывать групповые и ситуативные факторы лидерства
- формулировать определение и свойства малой группы
- описывать структуру малой группы
- описывать содержание эффекта простого присутствия
- описывать содержание эффекта социальной лености
- описывать содержание эффектов, возникающих в групповой дискуссии
- описывать стадии развития малой группы
- формулировать определение и виды массового поведения
- описывать психологические механизмы, определяющие поведение в толпе
- формулировать определение и виды коллективного поведения
- описывать психологические механизмы, определяющие коллективное поведение
- описывать общие психологические классификации культур
- описывать классификации культур, основанные на ценностях
- описывать кросс-культурные различия в социально-психологических феноменах
- описывать сущность культурного шока
- описывать сущность и стратегии процесса аккультурации
- описывать специфику межгрупповых отношений
- описывать сущность стереотипов, групповых эмоций, предрассудков и межгрупповой дифференциации
- описывать влияние стереотипов и предрассудков на оценки и поведение
- формулировать индивидуальные объяснения межгрупповых конфликтов
- формулировать групповые объяснения межгрупповых конфликтов
- описывать роль контакта в улучшении межгрупповых отношений
- описывать сущность, стадии и возрастную специфику социализации
- описывать институты и механизмы социализации
- описывать роль родителей в социализации человека
- описывать механизмы воздействия массовой коммуникации на человека
- описывать влияние новостей массовой коммуникации на человека
- описывать влияние сообщений массовой коммуникации с элементами агрессии и помощи на человека
Содержание учебной дисциплины
- Что изучает социальная психология? Предмет и методы исследования- чем занимается социальная психология; - какие теоретические подходы применяются в социальной психологии; - как проводятся социально-психологические исследования
- Как мы формируем представление о людях? Механизмы социального познания- что такое социальная категоризация; - каковы стадии формирования представления о людях; - как происходит атрибуция черт; - как происходит каузальная атрибуция.
- Как мы оцениваем других людей? Ценности, верования и аттитюды- что такое ценности, социальные верования и аттитюды; - как аттитюды влияют на поведение; - как поведение влияет на аттитюды.
- Как мы воспринимаем себя? Я-концепция- что такое Я-концепция; - как формируется Я-концепция; - как люди представляют себя окружающим
- Что мы чувствуем? Эмоции в социальных процессах- какую роль эмоции играют в социальном познании и поведении; - как возникает и к чему приводит эмпатия; - при каких условиях возникает аттракция.
- Как мы передаем информацию? Социальная коммуникация- как устроена коммуникативная ситуация; - в чем различие между вербальной и невербальной коммуникацией; - как происходит процесс убеждения.
- Как мы разрешаем противоречия? Социальный конфликт- как устроен социальный конфликт; - каковы психологические способы разрешения конфликта; - как люди ведут себя в социальных дилеммах.
- Почему мы наносим ущерб? Агрессивное поведение- что такое агрессивное поведение; - каковы психологические механизмы агрессивного поведения; - при каких условиях чаще возникает агрессивное поведение.
- Почему мы оказываем помощь? Помогающее поведение- что такое помогающее поведение; - каковы психологические механизмы помогающего поведения; - при каких условиях чаще возникает помогающее поведение.
- Что такое социальное влияние? Конформизм, инновации, подчинение- что такое социальное влияние; - как устроено большинства и меньшинства; - как устроено влияние авторитетного лица и лидера.
- Когда «Я» превращается в «Мы»? Малые группы- что такое малая группа; - как малая группа влияет на продуктивность работы ее членов; - как происходит групповая дискуссия.
- Как возникает коллективная активность? Стихийные социальные группы- что такое массовое и коллективное поведение; - каковы психологические механизмы массового поведения; - каковы психологические механизмы коллективного поведения.
- Универсальна ли социальная психология? Психология межкультурных различий- на чем основаны психологические классификации культур; - в чем заключаются кросс-культурные различия в социально-психологических феноменах; - что происходит с человеком при вхождении в новую культуру.
- Ты с нами или против нас? Психология межгрупповых отношений- по каким показателям можно судить о наличии межгруппового конфликта; - как можно объяснить возникновение межгруппового конфликта; - как можно улучшить межгрупповые отношения.
- Как формируется Я-социальное? Социализация- как происходит социализация; - какую роль в социализации играет родительская семья; - какую роль в социализации играют средства массовой коммуникации.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Домашняя работа + 0.125 * Квиз + 0.125 * Кейс + 0.25 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hogg, M. A., & Vaughan, G. M. (2014). Social Psychology : UEL (Vol. 7th edition). Harlow, England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418528
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
- Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aronson, E., Wilson, T. D., & Akert, R. M. (2013). Social Psychology: Pearson New International Edition (Vol. Eighth edition). Boston: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418165
- Douglas Kenrick, Steven L. Neuberg, & Robert B. Cialdini. (2013). Social Psychology: Pearson New International Edition : Goals in Interaction. Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418790