• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Управление проектами

Статус: Майнор
Кто читает: Кафедра управления проектами
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Востокова Анна Викторовна, Нечаева Ирина Михайловна, Свистунов Даниил Николаевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Управление проектами» формирует у слушателей необходимый объем фундаментальных и прикладных знаний, а также практических навыков для успешного управления проектами. Дисциплина включает базовый теоретический материал и практическую работу в форме группового проекта. Дисциплина рассчитана на широкий круг слушателей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения теоретического блока дисциплины слушатель должен знать: понятие, признаки проектов и их контекста как объектов управления; процессы и инструменты управления различными функциональными облатями проекта; историю и тенденции развития подходов к управлению проектами; методы, применяемые при управлении проектами.
  • В результате освоения практического блока дисциплины студент должен уметь: определять цели, задачи, предметную область, заинтересованных сторон проекта; выделять структуры проекта; формировать основные документы по функциональным областям управления; применять инструменты календарного, стоимостного планирования; качественно и количественно оценивать риски и возможности проекта; управлять коммуникациями и заинтересованными сторонами проекта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия дисциплины.
  • Знает основные понятия темы "Жизненный цикл проекта". Способен описать стадии развития проекта.
  • Знает основные понятия, способен дать общую характеристику основным методологиям управления.
  • Способен сформулировать идею группового проекта
  • Знает основные понятия темы "Процессы и функциональные области управления проектом"
  • Знает основные понятия темы "Интеграция проекта"
  • Способен сформулировать цели и задачи проекта
  • Знает основные понятия темы "Содержание проекта"
  • Способен построить иерархическую структуру работ по проекту.
  • Знает основные понятия темы "Управление проектом по временным параметрам"
  • Способен построить расписание, сетевую модель и определить критический путь проекта.
  • Знает основные понятия темы "Управление стоимостью проекта"
  • Способен оценить стоимость, сформировать бюджет проекта
  • Знает основные понятия темы "Управление человеческими ресурсами и командой проекта"
  • Способен сформировать матрицу ответственности в проекте
  • Знает основные понятия темы "Управление качеством в проекте"
  • Способен подготовить план управления качеством в проекте.
  • Знает основные понятия темы "Управление рисками в проекте"
  • Способен сформировать план управления рисками проекта.
  • Знает основные понятия тему "Управление стейкхолдерами и коммуникациями в проекте"
  • Способен провести анализ стейкхолдеров (заинтересованных сторон) проекта
  • Способен составить план коммуникаций в проекте
  • Способен системно представить информацию по проекту
  • Использует инструменты систематизации и визуализации информации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в управление проектами
    Управления проектами в современном мире. Понятие проекта. Системное представление управления проектами. Особенности различных видов проектов.
  • Жизненный цикл проекта
    Стадии жизненного цикла проекта. 
Взаимосвязь жизненных циклов проекта, продукта и организации. Вехи и контрольные события в проекте.
  • Обзор методологий управления проектами
    Основные методологии, выбор и особенности их применения. Каскадная модель, процессно-ориентированные, гибкие. Общее, различие, границы применения.
  • Идея проекта и бизнес-модель
    Источники проектов. Инструменты генерации идей. Предпринимательские, социальные, событийные проекты. Бизнес-модель проекта.
  • Интеграция проекта
    Определение цели, стратегии и задач проекта. Окружение и заинтресованные стороны проекта. Критерии успешности.
  • Процессы и функциональные области управления проектом.
    Ограничения проекта. Обзор функциональных областей. Обзор процессов управления проектом по методологии PMI.
  • Содержание проекта
    Понятие работ в проекте, основные принципы управления содержанием. Иерархическая структура работ.
  • Управление проектом по временным параметрам
    Модели, методы и процедуры управления расписанием проекта. Основы календарно-сетевого планирования.Метод критического пути.
  • Управление стоимостью проекта
    Факторы, влияющие на стоимость проекта.Бюджет проекта. Метод освоенного объема.
  • Управление человеческими ресурсами и командой проекта
    Организация, управление и руководство командой проекта. Распределение функционала. Матрица отвественности.
  • Управление качеством проекта
    Принципы, подходы, методы обеспечения и контроля качества в проекте.
  • Управление рисками проекта
    Разновидности рисков в проектах. Методы определения, оценки и реагирования на риски. План управления рисками.
  • Управление стейкхолдерами и коммуникациями в проекте
    Понятие окружения и заинтересованных сторон, методы и подходы по взаимодействию. Задачи, особенности, инструменты коммуникаций в проекте.
  • Подготовка группового проекта к защите
    Формат защиты группового проекта. План аудиторной защиты, содержание отчета по проекту.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по теории
  • неблокирующий Самостоятельная работа (в группах) над проектом
  • неблокирующий Презентация группового проекта в аудитории и/или на научно-практической конференции
  • неблокирующий Письменный экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Письменный экзамен + 0.2 * Презентация группового проекта в аудитории и/или на научно-практической конференции + 0.3 * Самостоятельная работа (в группах) над проектом + 0.2 * Тест по теории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Osterwalder, A., Clark, T., & Pigneur, Y. (2010). Business Model Generation : A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=335366
  • Project Management Institute. (2017). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide)–Sixth Edition (RUSSIAN) (Vol. Шестое издание). Newtown Square, Pennsylvania: Project Management Institute. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1689594
  • Project Management Institute. (2019). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK(R) Guide-Sixth Edition / Agile Practice Guide Bundle (HINDI). [N.p.]: Project Management Institute. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240462
  • Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
  • Управление проектами : фундаментальный курс: учебник для вузов, Алешин, А. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide), Sixth Edition, 2017. Режим доступа: http://library.books24x7.com/bookshelf.asp
  • Agile. Оценка и планирование проектов: Практическое руководство / Кон М. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 418 с.: ISBN 978-5-9614-6947-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003486
  • Anna Yakovleva. (2014). Methodological Aspects of Project Techniques Selection for Innovation Project Management. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.67DD7EED
  • Chapman, C. B., & Ward, S. (2012). How to Manage Project Opportunity and Risk : Why Uncertainty Management Can Be a Much Better Approach Than Risk Management (Vol. 3rd ed). Chichester, West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=509606
  • Crouhy, M., Mark, R., & Galai, D. (2006). The Essentials of Risk Management. [New York]: McGraw-Hill Professional. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309132
  • Eskerod, P., & Jepsen, A. L. (2013). Project Stakeholder Management. Burlington, VT: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=504481
  • Harris, E. (2009). Strategic Project Risk Appraisal and Management. Farnham, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=292718
  • Harvard Business Review, Clayton M. Christensen, Mark W. Johnson, Rita Gunther McGrath, & Steve Blank. (2019). HBR’s 10 Must Reads on Business Model Innovation (with Featured Article “Reinventing Your Business Model” by Mark W. Johnson, Clayton M. Christensen, and Henning Kagermann). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1855536
  • Kotarba Marcin. (2018). Digital Transformation of Business Models. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF63B999
  • Lam, J. (2013). Enterprise Risk Management : From Incentives to Controls (Vol. Second edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=686077
  • Maximini, D. (2018). The Scrum Culture : Introducing Agile Methods in Organizations (Vol. Second edition). Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1741933
  • Project Management Institute. (2017). A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide)–Sixth Edition (Vol. Sixth edition). Newtown Square, PA: Project Management Institute. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1595320
  • Roland Gareis, M. H. Project Management and Sustainable Development Principles / Roland Gareis, Dr., Dkfm., Professor, Martina Huemann, Dr., Mag., Assistant Professor, Andr? Martinuzzi, Dr., Mag., Associate Professor, with the assistance of Claudia Weninger, Mag., Michal Sedlacko, PhD, DI. – Project Management Institute, 2013 – 198 p. ISBN:9781935589884 (доступ через электронную библиотеку НИУ ВШЭ http://library.books24x7.com/bookshelf.asp, для перехода по ссылке нужна авторизация в системе удаленного доступа ресурса)
  • Корягина Н. А. - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 225с. - ISBN: 978-5-534-11562-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/samoprezentaciya-i-ubezhdayuschaya-kommunikaciya-445661
  • Презентация: Лучше один раз увидеть! / Лазарев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 126 с.: ISBN 978-5-9614-1445-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916181
  • Управление проектами: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0308-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/417954