• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Новая и новейшая история Франции

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Карп Сергей Яковлевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках этого курса студенты познакомятся с основными этапами истории Франции от начала XVII столетия до наших дней. Основным содержанием курса станет изучение эволюции политического режима Франции – от абсолютизма к Пятой республике, ее социальной истории, а также истории французской культуры от «Великого века» и эпохи Просвещения до современности. Большое внимание будет уделено выявлению причин особого значения французского языка и культуры в самой Франции и за ее пределами, перспективам воспроизводства французской культурной модели. Студенты познакомятся также в общих чертах с историей французской колониальной империи, ролью Франции в истории других стран, их взаимным влиянием, а также с современными попытками написания «глобальной» истории Франции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов целостного представления о ключевых процессах, событиях и деятелях Новой и Новейшей истории Франции, ее месте в европейской и мировой истории;
  • Ознакомление студентов с ролью Франции в истории и культуре других стран;
  • Ознакомление студентов с основными тенденциями развития общества, государства, культуры и языка Франции в Новое и Новейшее время.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание важнейших фактов, процессов и событий «Великого века» в истории Франции, ключевых факторов ее развития, основных исторических деятелей этого периода. Знание исторических карт, умение ориентироваться по ним.
  • Знание основных тенденций в современной историографии эпохи Просвещения, основных деятелей и текстов французского Просвещения. Понимание роли французского Просвещения в истории мировой культуры и общественно-политической мысли.
  • Знание основных тенденций в современной историографии Французской революции; знание ее периодизации, основных политических группировок и их лидеров. Знакомство с работами по социологии революций, понимание социологических закономерностей революционных и постреволюционных процессов на примере истории Франции.
  • Знание основных этапов развития Третьей республики, особенностей развития французской колониальной империи во второй половине XIX – начале XX в., места Франции в международной политике накануне Первой мировой войны. Знакомство с культурой «прекрасной эпохи».
  • Понимание масштабов участия Франции в Первой и Второй мировых войнах, умение прослеживать взаимосвязь между их причинами, характером и итога-ми. Знание их места в исторической памяти Франции. Знание основных событий и тенденций развития в межвоенный и послевоенный периоды истории Франции.
  • Знание причин возникновения V республики, знание ее политического устройства, умение сравнивать его с режимами IV и III республик. Знакомство с основными политическими деятелями Франции от де Голля до Макрона. Знание особенностей современной политической культуры Франции.
  • Знать периодизацию Новой и Новейшей истории Франции.
  • Знать основные процессы и события истории Франции указанного периода, ключевые факторы ее развития.
  • Знать основных исторических деятелей Франции указанного периода, их вклад в ее историю и культуру.
  • Усовершенствовать навыки анализа письменных источников и визуальных репрезентаций по теме курса.
  • Получить представление о об истории формирования политической культуры Франции Нового и Новейшего времени, ее государственного и административного устройства, языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наследие Генриха IV. Ришелье, Фронда и Мазарини. Век Людовика XIV.
    Людовик XIII и Ришелье (1610-1643). Мазарини, парламентская Фронда и Фронда принцев. Восстановление порядка. Франция в эпоху барокко. Рождение классицизма. Начало католической реформы и янсенизма. Тридцатилетняя война и Вестфальский мир. Единоличное правление Людовика XIV. Административные реалии. Кольбер, финансы и экономика. Галликанство и янсенизм. Отмена Нантского эдикта. Голландские войны и Аугсбургская лига. Война за испанское наследство. «Король-солнце»: символика Версаля и ее значение в европейской культуре.
  • Век Просвещения.
    Франция в XVIII столетии: демография, экономика, судебная система и исполнительная власть. Семилетняя война. Особенности французского Просвещения. Париж – столица Просвещения. «Энциклопедия» и ее роль в мировой культуре. Великие философы-просветители: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро. Французское Просвещение и Россия. Роль Франции в Войне за независимость Североамериканских Соединенных Штатов. Конец Старого порядка.
  • Французская революция XVIII в. и Первая империя (1789-1814). Конституционная монархия и французское общество (1815-1848). Вторая республика и Вторая империя (1848-1870).
    Взятие Бастилии. Декларация прав человека и гражданина. Политическая жизнь: партии, клубы, газеты. Падение монархии. Вандея. Якобинская диктатура и Термидор. Современные дискуссии по ключевым проблемам историографии Французской революции. Наполеоновская империя, ее внутренняя организация и взаимоотношения с внешним миром. Образ Наполеона в мировой культуре. От Реставрации к революции 1830 г. Июльская монархия. От Второй республики ко Второй империи. Наполеон III. Париж Османа. Всемирные выставки. Французская колониальная экспансия.
  • От Парижской коммуны до дела Дрейфуса. Культура и общество на рубеже XIX-XX вв. Франция накануне Первой мировой войны.
    Рождение Третьей республики. Коммуна. Победа республиканцев. Великие республиканские законы. Буланжизм. Дело Дрейфуса. Отделение церкви от государства. Франция накануне Первой мировой войны: экономическая география, социальные изменения, культурная жизнь. La Belle Époque.
  • Франция в Первой и Второй мировых войнах. Четвертая республика.
    «Великая война» 1914-1918 гг. и ее последствия. Левый блок. Кризис 1930-х годов. Народный фронт. Франция во Второй мировой войне: «Странная война», Виши, Сопротивление, Освобождение (1939-1945). Четвертая республика. Алжирский кризис (1946-1958).
  • Пятая республика от де Голля до наших дней.
    Пятая республика при генерале де Голле (1958-1969): внутренняя и внешняя политика, деколонизация. Эволюция Пятой республики: политика, экономика, общество, культура. Франция и новая Европа. Традиции политической сатиры в СМИ. Политическая жизнь современной Франции: кризис традиционных политических партий и изменения в раскладе политических сил. Франция в Евросоюзе и за его пределами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Исхакова О. Д. - ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 242с. - ISBN: 978-5-534-07599-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-francii-437792
  • Обичкина Е.О. - Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012) - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 382с. - ISBN: 978-5-7567-0663-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68711
  • Руссо Ж. - ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 146с. - ISBN: 978-5-534-06412-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ob-obschestvennom-dogovore-ili-principy-politicheskogo-prava-441987

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке, , 2013
  • Тарле Е. В. - НАПОЛЕОН - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 359с. - ISBN: 978-5-534-08925-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/napoleon-441156
  • Франция в XX веке : учеб. пособие для вузов, Смирнов, В. П., 2001