• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Креативные технологии

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Кузьмина Елизавета Владимировна, Медведев Богдан Павлович, Яголковский Сергей Ростиславович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Предлагаемый курс даёт представление об основных научных подходах к исследованию креативности, которая в значительной степени предопределяет успешность человека в его продуктивной деятельности. Эта деятельность может быть связана с: • генерированием новых и оригинальных идей, • творческим решением самых разных задач и проблемных ситуаций, • выявлением «точек роста» в различных сферах жизнедеятельности человека и поиском путей их превращения в инновации. Курс предполагает сочетание лекций и практических занятий. У студентов будет возможность не только ознакомиться с моделями и теориями творческого мышления, но и отработать на практике методы диагностики и развития креативности. Они получат опыт участия в групповой творческой деятельности, а также организации этой деятельности. Одним из достоинств предлагаемого курса является его полезность для развития у студентов способности ставить и решать творческие задачи в самых разных сферах. Полученные ими знания о природе креативности и направлениях её исследования, а также приобретённый на практических занятиях опыт её диагностики и развития могут оказаться полезными в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Креативные технологии» являются: ● формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления; ● формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист того или иного направления может встретится в своей профессиональной деятельности; ● ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности; ● формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет общее представление о креативности и её роли в профессиональной деятельности
  • Понимает сущность креативности
  • Может перечислить критерии креативности
  • Понимает роль эмоциональных и мотивационных факторов в творческой деятельности
  • Может перечислить личностные характеристики субъекта, играющие важную роль в творческой деятельности
  • Знает методы диагностики креативности
  • Умеет применять методы диагностики креативности
  • Имеет представление о социокультурных факторах творческой деятельности
  • Имеет представление о теории инвестирования
  • Знает закономерности группового творчества
  • Может перечислить достоинства и недостатки группового творчества
  • Знает принципы и правила мозгового штурма
  • Умеет применять методы синектики и морфологического анализа
  • Имеет представление о современных креативных технологиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о креативности. Место и роль креативности среди компетенций «4К». Роль креативности в профессиональной деятельности.
    Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса. Новейшие разработки в исследованиях креативности. Основные критерии креативности. Современные исследования в рекламе.
  • Основные подходы к определению креативности, её описанию и исследованию. Биологический подход к изучению креативности.
    Физиологические корреляты индивидуальной творческой деятельности. Роль корковой активации в творческой деятельности. Развертывание внимания. Активация правого и левого полушарий. Леворукость и креативность. Творчество и психические заболевания.
  • . Когнитивный подход к изучению креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.
    Возможности стимуляции креативности на когнитивном уровне. Конвергентное и дивергентное мышление. Генерация идей как ассоциативный процесс. Матричная модель генерация идей. SIAM Модель генерации идей. Роль памяти и знаний в творчестве процесс. Творчество как продуктивное мышление. Творчество и искусственный интеллект. Компьютерное творчество. Творчество и интеллект. Эмоциональные факторы, влияющие на творческую деятельность субъекта. Инсайт и эмоциональное предвосхищение решения задачи. Роль внутренней и внешней мотивации субъекта как детерминанты его креативности (Т. Эмабайл). Чувствительность к противоречиям как важнейшая составляющая творческого мышления. Барьеры, мешающие проявлению творческого потенциала человека. Краткое описание основных подходов к развитию и стимуляции креативности. Индивидуальные и групповые методы, их преимущества и недостатки.
  • Личностный подход к изучению креативности.
    Основные характеристики как корреляты творческой личности. Самореализация и творчество. Черты творческой личности. Сложность, открытость и пластичность и их роль в творчестве. Модели инсайта. Роль внутренней и внешней мотивации в творчестве. Состояние потока. Историометрические и биографические методы в творческом исследовании. Творчество в психоанализе.
  • Креативность и группа: групповая динамика, роли, особенности организации.
    Распределение ролей в креативном процессе. Учет групповой динамики в работе с креативной задачей. Методы организации пространства работы группы для достижения творческого результата. Простые упражнения для развития креативности в команде.
  • Диагностика креативности. Методы диагностики креативности.
    Диагностика креативности. Проблема выделения критериев креативности. Основные подходы к её диагностике. Достоинства и недостатки психометрических методов, их критика. Концепция дивергентного и конвергентного мышления Дж. Гилфорда. Диагностика дивергентного мышления. Критика дивергентности как критерия креативности. Проблема соотношения интеллекта и творческих способностей. Экспертные методы в диагностике креативности. Их преимущества и недостатки. Методы диагностики креативности. Наиболее популярные методики диагностики креативности. Диагностика вербальной и невербальной креативности. Наиболее популярные тестовые методики: тест невербальной креативности Э. Торренса, тесты вербальной креативности Дж. Гилфорда и С. Медника.
  • Социальный, культурный, экономический подходы в креативности.
    Совместное творчество. Модель рыбьей чешуи. Групповое творчество. Креативный класс. Межкультурные исследования творчества. Системный подход к исследованию творчества. Особенности совместной творческой деятельности. Экономические теории креативности. Теория инвестирования (Р. Стернбберг и Т. Любарт). Психоэкономическая модель.
  • Концепция мозгового штурма: виды, правила, особенности. Влияние обмена идеями на креативность субъекта.
    Сущность концепции мозгового штурма (А. Осборн). Правила, особенности и примеры его использования. Ограничение критического мышления во время сессии. Специфика процессов обмена идеями в условиях мозгового штурма. Недостатки и преимущества метода. Новейшие модификации мозгового штурма: электронный мозговой штурм (EBS). Использование мозгового штурма в сочетании с другими методами.
  • Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики. Комбинаторные методы в развитии и стимуляции креативности. Морфологический анализ.
    Визуализация и работа с образом как средства развития креативности. Роль метафор и аналогий в процессе генерирования творческих идей. Общая характеристика метода синекти-ки (У.Гордон). Виды аналогий: персонифицированная, прямая, символическая и фантастиче-ская. Особенности переноса при использовании различных видов аналогий. Возможности применения метода синектики в рекламной деятельности. Ограничения метода синектики. Сущность и основные преимущества комбинаторных методов развития креативности. Метод морфологического анализа: его краткое описание, основные принципы, преимущества и недостатки (Ф.Цвики). Возможности совершенствования метода морфологического анализа и его применения в различных областях.
  • Технологии креативного мышления
    Основные понятия ТРИЗ: понятие систем, технические системы, социальные системы, исследовательские ситуации и задачи. Латеральное мышление. Дизайн-мышление. CRAFT
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашнюю работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Домашнюю работу студент выполняет самостоятельно. В ходе выполнения работы допускается использование электронных средств.
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-10% - 1 балл, 11-20% - 2 балла, 21-30% - 3 балла, 31-40% - 4 балла, 41-50% - 5 баллов, 51-60% - 6 баллов, 61-70% - 7 баллов, 71-80% - 8 баллов, 81-90% - 9 баллов, 91-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * активность на занятиях + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kaufman, J. C., & Sternberg, R. J. (2010). The Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=337689
  • Психология креативности и инноваций : учеб. пособие, Яголковский, С. Р., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
  • Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412