• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Современное искусство в России

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Баринова Екатерина Анатольевна, Трубицына Антонина Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 98

Программа дисциплины

Аннотация

Модуль продолжает общий курс истории и теории современного искусства и сконцентрирован на художественных процессах, происходивших в России с начала 20 века, а также актуальных сегодня. Особое внимание будет уделено 50-90 гг. Специфика отечественного искусства объясняется изоляцией советской (и отчасти постсоветской) культуры от западных образцов и формированием в этих герметичных условиях уникального явления независимого, или нонконформистского искусства. Как, вопреки всевозможным запретам и на фоне тотального соцреализма, в СССР возникли свои концептуалисты, метафизики, абстракционисты, авторы инсталляций и перформансов, как выглядели квартирные арт-галереи и выставки-однодневки — этим и другим приметам российского искусства посвящена посвящена данная дисциплина.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассказать об истории русского искусства ХХ-ХХI веков в ее непрерывности, от экспериментов начала ХХ века до современного арт-активизма.
  • Изучить специфики становления и развития современного искусства в институциональных, социально-политических обстоятельствах и экономике искусства описываемого периода.
  • Проявить логику развития стилей, направлений, художественных групп и течений внутри магистральной линии истории, отразить преемственность и систему взаимовлияний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает о специфике появления символизма в России.
  • Знает о причинах интенсификации выставочной и издательской деятельности провозвестников авангарда
  • Знает историю зарождения футуристического движения в российском искусстве.
  • Знает об особенностях взаимодействия власти и художников в пост-революционное время.
  • Перечисляет новаторские методы художественного образования, предложенные ВХУТЕМАСом и ВХУТЕИНом.
  • Знает историю зарождения конструктивизма в российском искусстве.
  • Знает о времени расцвета конструктивизма в России и о его влиянии на мировое искусство.
  • Знает о роли фигуры Эля Лисицкого в российском искусстве.
  • Знает об особенностях искусства "Станковистов" в 1920-ых годах.
  • Знает о специфике творчества групп "Новое общество живописцев", "Бытие", "Четыре искусства".
  • Перечисляет предпосылки зарождения социалистического реализма.
  • Знает о специфике развития соцреализма в 1940-1950-ых годах.
  • Знает специфику развития искусства в России в эпоху оттепели.
  • Знает о главных итогах выставки "30 лет МОСХ" 1962 года и зарождении "неофициального искусства".
  • Знает о специфике зарождения "Нового реализма" и геометрических абстракциях в "неофициальном искусстве"
  • Знает об особенностях существования "подпольного" художественного мира в 1960-ых годах.
  • Рассказывает о специфике зарождения соц-арта и диссидентства
  • Рассказывает о роли фигуры Ильи Кабакова в российском искусстве.
  • Рассказывает об особенностях деятельности московской школы концептуализма в конце 1970-ых.
  • Знает об особенностях деятельности группы "Мухомор", "Гнездо".
  • Рассказывает о роли галереи APTART и развитии концептуализма в 1980-ых.
  • Знает о роли мастерских в доме в Фурманном переулке в российском искусстве.
  • Знает о специфике появления новых художественных институций в период Перестройки.
  • Знает об истории художественного процесса в России после снятия "запретов" в 1980-1990-ые годы.
  • Знает о специфике деятельности художников в рамках Московского акционизма
  • Рассказывает о специфике работы галереи-лаборатории "В Трехпрудном переулке".
  • Знает о специфике художественной деятельности в России в 1990-ых годах.
  • Рассказывает о политическом искусстве в России в 1990-ых годах.
  • Рассказывает об особенностях художественного процесса в России в начале 2000-ых.
  • Знает о специфике искусства "Новых скучных и нескучных".
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Близость неизвестного нового
    ХХ век открывается в России утверждением символизма, который стал важной ступенью в «борьбе художников за свободу» -- не только от «рабского подражания реальности» и движения в сторону автономизации формы, но и от системы регулярных институциональных выставок. С символизмом в русской живописи связана и идея синтеза искусств, и усиление концептуализации изобразительного знака.
  • Разлом: от сезаннизма к кубизму и футуризму
    Движение молодых художников к радикальному переосмыслению западно-европейской модернистской живописи воплотилось в интенсивной выставочной и издательской деятельности провозвестников авангарда. Умеренный формализм художников «Бубнового валета» вступал в конфликт с амбициозными программами групп «Ослиный хвост», «Союз молодежи» и «Мишень», не только сталкивая идею о «чистом искусстве» с концепцией «жизни как искусства», но и западнические модели развития искусства с сугубо национальными.
  • "Дыр-бул-щыл": алогизм и абстракция
    К 1913 году складывается совершенно новая тенденция, на время объединившая разнонаправленные тенденции в авангардном искусстве России. Одна из них ставит под вопрос не просто язык живописи, но и саму живопись и картину как главную форму ее существования. Этот вектор развития русского авангарда направлен на выход искусства в реальность. Здесь речь пойдет о перформансах и скандальных выставках футуристов. Другой вектор устремлен к выходу из конвенций изобразительности. В живописи главным героем становится Казимир Малевич с его супрематизмом.
  • «Большевики искусства» (В. Маяковский)
    Стремление к революционным переменам в искусстве художники-авангардисты проявляют сразу после февральской революции 1917 года. Они становятся организаторами целого ряда объединений новых художников, провозглашающих независимость искусства от государства и рынка и декларирующих избавление от цензуры. Новый советский порядок управления искусством подразумевал государственную поддержку лояльных власти художников и тотальный передел не только экономики искусства, но и старой образовательной системы. В лекции пойдет речь об этих шагах советской власти, вызванных необходимостью создать новую визуальность для государства рабочих и крестьян.
  • На руинах Академии
    Перестройка художественного образования породила новую систему преподавания пластических искусств и выпустила в профессию совершенно новый класс профессионалов, опиравшихся на изучение формальных основ изобразительного искусства и архитектуры. Новаторские методы преподавания были опробованы в Свободных мастерских, ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе. Системы преподавания и репрезентации истории, главные действующие лица этих революционных процессов станут предметом обсуждения на этой встрече.
  • Конструкция вместо композиции
    Лекция посвящена ранней стадии развития конструктивизма – первым опытам осмысления объемной беспредметной формы и концепции ее утилитарности. Абстракция не только вытесняет репрезентативность как основу классической эстетики, но и меняет художественное мышление, помещая в центр творческой лаборатории проектирование взамен изображения. Отправной точкой в этом повествовании станет деятельность Владимира Татлина.
  • «Не к старому, не к новому, а к нужному!» (В. Татлин)
    Конструктивизм в изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне, театре и кино оказался важнейшим вкладом русской/советской культуры в мировую историю искусства. Отказ от диктатуры вкуса и эстетического произвола в пользу функциональности предмета, манифестированный в текстах идеологов и практиков производственничества, означал радикальный поворот от идеалистического [буржуазного] потребления образа к позитивистскому [пролетарскому] использованию визуальности как части коммунального существования.
  • «Настало время социально-целесообразному» (А. Ган)
    Генетически связанный с формотворческими исканиями авангарда 1910-х годов, функционализм обретает всё более отчетливые признаки идеологической ангажированности в 1920-е годы. Этот аспект истории будет связан с именем Эль Лисицкого и его «проектами утверждения нового», книгами-конструкторами и полиграфическим дизайном, архитектурными разработками, оформлением выставок и фотоколлажами.
  • Станковисты 1920-х
    Беспредметные опыты и производственничество в искусстве не отменили работу оппонентов абстракции над созданием репрезентативных моделей для нового общества. Авангарду 1910-х наследовало творчество Павла Филонова и его учеников из группы «Мастера аналитического искусства», Михаила Матюшина и его учеников из группы «Зорвед». Наследие символизма отзывалось эхом в творчестве художников группы «Маковец», фигуративный экспрессионизм проявлялся в работах «проекционистов» и художников группы «ОСТ».
  • «Быть понятным народу»
    Роль узнаваемых изображений повседневной жизни человека, созданных в традиции станковой живописи, в течение выставочной истории занимают всё больше места в эстетической полемике к концу 1920-х годов. Абстракция становится поводом для творческих баталий в «борьбе за реализм». В данной лекции будет рассмотрено творчество участников групп «Новое общество живописцев», «Бытие», «Четыре искусства». Особое внимание будет уделено деятельности Ассоциации художников революционной России / АХРР.
  • «Изображать действительность в ее революционном развитии» (А. Жданов)
    Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) остановило развитие свободного творчества и привело к роспуску всех творческих объединений и групп, по приказу государства перешедших в ведение региональных и городских Союзов художников. Единение «инженеров человеческих душ» увенчала речь секретаря ЦК компартии А. Жданова на 1-м съезде советских писателей (1934), в которой он изложил концепцию нового художественного метода – социалистического реализма. Эстетика сталинского искусства – неотъемлемая часть самой системы тоталитарного управления культурой, ее экономики, идеологической цензуры, выставочной политики, академической иерархии.
  • Соцреализм «с человеческим лицом»
    В 1945-1953 годах в художественной жизни СССР происходит ужесточение репрессивной политики советской власти по отношению к художникам: послевоенные годы в отечественной истории искусства связаны с рядом кампаний, направленных на подавление инакомыслия в культуре – «космополитизмом» и «буржуазным формализмом». После смерти И. Сталина в 1953 году в структуре управления советского искусства происходят стремительные изменения: открываются спецхраны музеев и библиотек, московский комитет ВЛКСМ начинает проводить «молодежные выставки». После ХХ съезда КПСС, разоблачившего «культ личности» Сталина, организуются выставка произведений Пабло Пикассо (1956), художественная выставка и открытые мастерские в рамках 6-го Фестиваля молодежи и студентов (1957) и многие другие события, которые привели к радикальным переменам в искусстве.
  • «Оттепель»: новые возможности
    Либерализация художественной политики партии и правительства в изобразительном искусстве в годы хрущевской «оттепели» привела к возникновению таких направлений как «суровый стиль», воспринимавшийся как символ обновления. В тот же период формируется новое поколение художников, заинтересованных в освоении альтернативных соцреализму методов в творчестве. Одно из первых неформальных художественных объединений «оттепели» - так называемая «Лианозовская группа». Стили, освоенные ее участниками, могут послужить каталогом потенциальных реализаций в стремлении к свободному искусству.
  • «Такое "искусство" нам не нужно» (редакционная статья в газете «Правда»)
    С 1956 до 1962 в Москве сложилась небольшая группа художников, мыслящих себя продолжателями наследия западного модернизма и русского авангарда. Многие из них в эти годы свободно выставляется вместе с уже признанными молодыми авторами, но есть и те, кто не проходит фильтры выставочных комиссий. Абстрактная живопись, экспрессионизм, сюрреализм, метафизическая живопись, - те стилевые модели, которые советская власть не рассматривает в качестве возможных для публичного демонстрирования. В декабре 1962 на выставке «30 лет МОСХ» в ЦВЗ «Манеж» произошел скандал, спровоцированный руководством идеологической комиссии ЦК КПСС и начальством СХ СССР, который привел к окончательному разделению советского искусства на «официальное» и «неофициальное». За открытым конфликтом последовала партийная кампания 1963 года по восстановлению монополии соцреализма в репрезентации жизни советских людей.
  • «Новый реализм» и геометрическая абстракция в «неофициальном» советском искусстве
    Большая часть молодых художников, обратившихся к традициям модернизма и авангарда ХХ века как к альтернативе «реализму без берегов» в его советской версии, выбрали для подражания те направления, которые были основаны на субъективном, экзистенциальном переживании реальности. Более жесткими стратегиями воспользовались те, кто начал работать со специфической советской предметностью, эстетикой «бедной вещи», с жесткой оптикой социального анализа в искусстве и структурной, геометрической абстракцией.
  • Художественная работа под властным запретом
    Художественная работа под властным запретом – занятие, требующие особого подхода и специфических навыков выживания в системе. Искусство нонконформистов 1960-х годов формирует спрос и – как следствие, – «черный рынок» своей продукции. Невозможность публично показывать и обсуждать свои произведения заставляла также изобретать и новую систему распространения информации о «новом искусстве», и иной тип коммуникации.
  • Искусство и политика: соц-арт и диссидентство
    Соц-арт возник в отечественном искусстве как критическая реакция на опыт искусства авангарда и модернизма ХХ века, сталинский соцреализм, саму советскую художественную систему, включая как «официальную», так и «неофициальную» ее часть. Виталий Комар и Александр Меламид в 1972 году распространили среди друзей-художников манифест соц-арта. Стилевая эклектика работ отцов-основателей нового движения в искусстве в сочетании с идеологическим радикализмом привели к технологическим изменениям – станковые формы изобразительного искусства уступили место перформансу, фотодокументации, слайд-фильму, инсталляции. К 1974 году ситуация в «неофициальном» искусстве становится критической. Рост протестного движения венчается проведением «Бульдозерной выставки» и последующими уступками власти.
  • «Одиннадцатый персонаж»: Илья Кабаков
    Творчество Ильи Кабакова в середине 1970-х годов становится важнейшим пунктом исторической повестки. В мастерской Кабакова на Сретенском бульваре складывается среда, формирующая облик следующих десятилетий современного русского искусства. В фокусе рассказа – «текстовые» и «пустые» картины Ильи Кабакова, его первые альбомы и теоретические тексты.
  • «Пустое действие»: московская школа концептуализма в конце 1970-х
    Ядро московской школы концептуализма формируют художники, работающие с текстом: Римма и Валерий Герловины с их объектами, поэтическим самиздатом, совместными акциями и фотопроектами, Лев Рубинштейн и его «карточки» как авторская стихотворная форма, филолог Андрей Монастырский и художник-поэт Никита Алексеев, стоявшие у истоков группы «Коллективные действия». Усложненные сценарные коллизии акций «КД», поэтика «пустого действия», восприятие реальности как бесконечного текстового потока привлекают московскую богему к поездкам за город и последующему их обсуждению.
  • «Дух дадаизма живет и побеждает»
    В конце 1970-х годов московская художественная среда переживает нашествие молодого поколения, жаждущего произнести свое слово в искусстве. Первые акции группы «Мухомор» совпадают по времени с перформансами участников группы «Гнездо», Юрия Альберта и Вадима Захарова. Это пестрое сообщество конфликтовало и дружило между собой, ниспровергало старших – никто не чтил авторитетов. Художники активно искали новые пути развития.
  • Жизнь на полях: «белый шум» московской школы концептуализма 1980-х
    Новый этап развития современного русского искусства связан с историей московской «подпольной» галереи APTART, объединившей поколение new wave, зараженное вирусом концептуализма. Квартирная галерея, просуществовавшая 2 года, полностью изменила взаиморасположение сил внутри «неофициального» искусства.
  • Кто расписал фасад Перестройки?
    С 1982 года в Ленинграде начинает активно работать группа, сформировавшаяся вокруг Тимура Новикова и объединившая художников, музыкантов и поэтов вокруг идеи тотального обновления. С изменением политического климата в стране многие события становятся возможными – выставки постконцептуальной живописи, синтетические представления с участием рокеров, художников и режиссеров «параллельного кино». Эти представления собирают огромную аудиторию. В Москве главным производственным кластером в области искусства становятся мастерские в доме в Фурманном переулке, на несколько лет ставшие «фабрикой» роста для Art from USSR.
  • «Великая победа» (группа «Чемпионы мира»)
    Венцом эпохи Перестройки в области культурной и художественной политики становится деятельность институций – «Клуба авангардистов», Объединения «Эрмитаж», первых галерей, работающих в стране на законных основаниях. Коммерческие и некоммерческие, государственные и частные инициативы складываются в пеструю картину бурной художественной жизни, в которой заявляют о себе передовые группы и ассоциации.
  • Искусство на свободе
    После снятия политических, экономических, идеологических и институциональных запретов на творчество «неофициальных» художников интерес к их творчеству возрос не только у арт-дилеров и галеристов, но и у кураторов музеев и центров современного искусства со всего мира. 1988-1990 годы стали временем непрерывных гастролей в недавнем прошлом «запрещенных» художников. Переизбыток событийности и визуальности отразился на работе нового художественного объединения – группы «Инспекция Медицинская герменевтика».
  • Московский акционизм 1990-х
    В 1989 году громкими акциями заявляет о себе группа «Движение «Экспроприация территории искусства». Прямой жест вместо текстуальной рефлексии, авангардистский эпатаж взамен интеллектуального теоретизирования, физиология города в уличных акциях «ЭТИ» как оппозиция шизоаналитической культуре чтения постиндустриальных загородных пространств, – всё это предложили участники группы. Знаковой для эпохи стала деятельность галереи «Риджина» во главе с куратором Олегом Куликом. Громкие выставки-акции «Риджины» скандализировали общество так же, как и публичные выходки акционистов. Группа «Нецезюдик» и издаваемый ею журнал «Радек», индивидуальные акции Олега Кулика и Александра Бренера, «Группы без названия» и группы «Секта абсолютной любви» будут предметом обсуждения в рамках данной лекции.
  • «Искусство или смерть»
    Новая сила московского искусства 1990-х возникла благодаря художниками – выходцам из Украины и с юга России, создавших галерею-лабораторию «В Трехпрудном переулке». Еженедельные встречи в галереи для многих художников стали стартовой площадкой для новых союзов и пересмотра эстетических концепций. Отдельного разговора заслуживает формирование собственно институциональной структуры постсоветской России – открытие новых пространств, центров современного искусства, коммерческих галерей, возникновение новых профессий и видов деятельности (куратор, галерист, художественный критик, арт-менеджер).
  • «Картины по заказу», или Современное русское искусство в поисках зрителя
    Вторая половина 1990-х годов отмечена серьезными изменениями в мире современного искусства России. Энтузиазм и динамика первых лет после распада СССР сходят на убыль. Финансовые и политические кризисы снижают возможности прежде мобильного сообщества. Флагманами рынка и своего рода факторами подъема становятся индивидуальные художественные стратегии арт-дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, группы АЕС+Ф, Владислава Мамышева-Монро, Олега Кулика, Валерия Кошлякова и Константина Звездочетова.
  • «Против всех»
    Политическое искусство конца 1990-х – драматичная страница в истории современного русского искусства. Ряды акционистов поредели: кто-то был вынужден уехать из страны, кто-то сошел с дистанции и занялся более конвенциональными практиками. Верные идеям авангарда художники начали разрабатывать новые способы противостояния «рыночной диктатуре» и «диктатуре вкуса» кураторов. Политические и художественные свободы на исходе десятилетия постепенно сворачивались. Своеобразным ответом на происходящие в обществе и искусстве процессы стала деятельность Программа ESCAPE и новое течение, получившее название «нонспектакулярное искусство».
  • Поколение эпохи стабильности
    2000-е открыли сразу несколько новых инициатив, продолжающих, однако, важнейшие тенденции в искусстве 1990-х. Участники Общества «Радек» исследовали проблемы коммуникации в арт-среде. Работая в группе и порознь, они создавали проекты для первой самоорганизации этого времени – галереи «Франция». Новую генерацию пополнили и молодые художники, выпускники первого и второго курса образовательного проекта для художников, запущенного в 1999 году Центром современного искусства Дж. Сороса и Институтом современного искусства. Получив известность в разных областях, они и по сей день находятся в фокусе внимания критиков и кураторов (Ирина Корина, Виктор Алимпиев, Елена Ковылина, Лиза Морозова, группа «Лето», Ростан Тавасиев). Динамика 2000-х формируется в значительной степени благодаря масштабным проектам и деятельности благотворительных фондов и центров современного искусства.
  • «Новые скучные и нескучные»
    Интерес к формальному эксперименту в сочетании с углубленным изучением теории и практики мирового художественного процесса характеризует группу авторов, ставших известными под названием «новые скучные», творчество которых объединяют не только внешние совпадения мотивов, но и впервые за десятилетия возникшие референтные связи с визуальной культурой начала ХХ века. Особый взгляд на актуальность в 2000-2010-е годы формируют новые системы преподавания языка современного искусства. Политическое искусство на рубеже 2000-2010-х выходит из тени. К началу 2000-х годов история арт-активизма в России пополнилась не только петербургскими коллективами «Фабрика найденных одежд» и «Что делать», но и московскими группами «Бомбилы», «СВОИ2000», «Affinity», «Война» и другие. 2010-е годы – это время активизации региональных художественных школ и самоорганизаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Структура эссе: 1. Визуальное описание здания 2. История проекта 3. Анализ архитектурного стиля 4. Здание в контексте современного города Объем эссе: 3000 – 5000 символов (без пробелов)
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Ответ на вопросы из билета
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.29 * Аудиторная работа + 0.4 * Ответ на вопросы из билета + 0.31 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Марина Екатерина Дмитриевна. (n.d.). Советское Неофициальное Искусство 1950-1980-Х Гг. - Методология Современных Исследований.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лазебникова, И. (2009). Концептуальные Альбомы 1970-Х Годов: Илья Кабаков И Виктор Пивоваров. Вестник Челябинского Государственного Университета, 22.