• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

«Капитал» К. Маркса: текстологический анализ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину ««Капитал» К. Маркса: текстологический анализ», студентов и слушателей, желающих принять участие в работе факультатива. В результате освоения учебной дисциплины студенты и слушатели должны овладеть следующими образовательными результатами (компетенциями): - умение анализировать структуру и логику большого научного текста; - умение выделять основные понятия и формировать «сетку понятий» в рамках теоретического текста; - умение интерпретировать понятия и основные положения социальной теории в историческом контексте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • умение анализировать структуру и логику большого научного текста
  • умение выделять основные понятия и формировать «сетку понятий» в рамках теоретического тек-ста
  • умение интерпретировать понятия и основные положения социальной теории в историческом кон-тексте
  • умение применять теоретические знания для анализа современных проблем общественного развития
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь анализировать структуру большого научного текста
  • уметь выделять основные понятия
  • уметь формировать "сетку понятий" в рамках теоретического текста
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Карл Маркс: долгий путь к «Капиталу»
    Начало: «Экономическо-философские рукописи 1844 года» и примыкающие экономические вы-писки. Подходы к собственному пониманию природы прибыли: «Нищета философии» и «Наемный труд и капитал» (1847). Прообраз «Капитала»: рукопись «Grundrisse der Kritik der politischen Ökonomie» (1857-1859) и «К критике политической экономии» (1859). 2-й полный черновик «Капитала»: экономическая рукопись 1861-1863 гг. Вершина: рукопись 1863-1865 гг. и на ее основе - 1-е немецкое издание 1 тома «Капитала» (1867). Попытки «упрощения» изложения: 2-е немецкое (1872-1873) и 1-е французское (1873-1875) издания 1 тома «Капитала»
  • «Экономические рукописи 1857-1861 гг.», Введение; Предисловии «К критике политической эко-номии»: материалистическое понимание истории
    Как «робинзонады» в понимании Маркса связаны с антиисторизмом буржуазной экономи-ческой науки? Можно ли, по Марксу, понять механизм функционирования общества через выделение «общечеловеческих» законов? В чем «простота» простых категорий? При каких общественных условиях возможны наиболее всеобщие абстракции? В каком смысле «анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны»? Что доказывают типичные примеры несовпадения развития материального производства и развития отдельных сфер общественной жизни, по Марксу (военные отношения и мирное общество, материальное производство и искусство)?
  • «Капитал» в 20 веке
    Новое прочтение «Капитала» в 20 в.: основные причины и факторы: Незавершенность «Капитала»; Издание черновых экономических рукописей Маркса в 20 в.: 1-я и 2-я МЭГА и «аутентич-ный Маркс»; Противостояние советского марксизма-ленинизма и западной «марксологии»; Студенческая революция 1960-х гг. на Западе и неомарксистские прочтения «Капитала»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Основным элементом итоговой оценки является активная текстологическая работа на семинаре.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание заключается в чтении текста и выделении в нем фрагментов, позволяющих ответить на вопросы к семинару в ходе совместного обсуждения прочитанного, При отсутствии слушателя на семинаре, проконтролировать восполнение этого элемент освоения программы невозможно
  • неблокирующий Проверка знания соответствующего текста, необходимого для активной работы на семинарских занятиях
    Семинары ведутся в диалоговом режиме и носят характерр коллективного чтения и комментирования "Капитала" К. Маркса; при оценке освоения материала учитывается регулярность участия в обсуждении текста и адекватность ответов поставленным преподавателем вопросам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Онакопленная = 0,2* Опосещ + 0,5* Оаудиторная + 0,3* Оэссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Choonara, J. (2019). A Reader’s Guide to Marx’s Capital. Chicago, Illionis: Haymarket Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2088480
  • Dellheim, J., & Wolf, F. O. (2018). The Unfinished System of Karl Marx : Critically Reading Capital As a Challenge for Our Times. Cham: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1792722
  • Fredric Jameson. (2014). Representing Capital : A Reading of Volume One. [N.p.]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694953