• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Формальная семантика

Статус: Майнор
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках этого курса студенты познакомятся с основами формальной семантики — направления лингвистики, моделирующего композициональность в языке, то есть способность выводить значения сложных выражений из значений их частей. Именно эта способность позволяет нам как носителям языка интерпретировать новые, ранее никогда не слышанные высказывания. Мы начнем с описания небольшого фрагмента естественного языка и введем базовые понятия и принципы. Постепенно эмпирическая база будет расширяться, а теория — надстраиваться и усложняться. Будут подробно рассмотрены семантика простых нераспространенных предложений; семантика прилагательных и других модификаторов имени, таких как относительные предложения; семантика местоимений; связывание переменных в языке; обобщенные кванторы и вопросы сферы действия семантических операторов. Курс предполагает значительный общем домашней работы, которая в основном состоит из решения задач (problem sets) по формальной семантике. Эти задачи должны, с одной стороны, позволить закрепить пройденный материал и, с другой, подготовить студентов к самостоятельным исследованиям композиционального значения. Курс в первую очередь ориентирован на студентов-лингвистов, но может представлять интерес для всех интересующихся формальными подходами к языковому значению. Поскольку при выводе значения сложных выражений, формальная семантика опирается на структуру этих выражений, студентам понадобятся базовые знания в области синтаксиса непосредственных составляющих. Также приветствуется знание основ теории множеств и математической логики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Формальная семантика» являются знакомство с основными понятиями формальной семантики и овладение техниками композиционального анализа языкового значения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • представление о свободной и связанной интерпретации переменных в языке; представление о логико-семантических типах, не сводимых к типам индивидов и истинностных значений
  • Представление об основных принципах семантической композиции; умение провести семантическую деривацию простого нераспространенного предложения; умение устанавливать случаи неоднозначности предложений с операторными выражениями; умение определять сферу действия кванторов.
  • Умение отличить условия истинности от других аспектов значения; представление о предикатах как о множествах или функциях; умение переходить от экстенсиональной семантики в терминах множеств к экстенсиональной семантики в терминах функций; умение установить логико-семантический тип выражения в синтаксическом контексте и т. п.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философские и математические основания формальной семантики
    Принцип композициональности. Истинностные значения и условия истинности. Множества и функции. Шейнфинкелизация функций от нескольких аргументов. Логико-семантические типы языковых выражений. Типизированное лямбда-исчисление.
  • Принципы семантической композиции
    Применение функции к аргументу. Предикатно-аргументная структура. Семантика разноместных предикатов. Семантика прилагательных. Предикатная модификация. Семантика относительных предложений. Предикатная абстракция. Квантификация. Обобщенные кванторы. Свойства Монотонности кванторов. Консервативность кванторов в естественном языке. Обобщенные кванторы в объектной позиции. Подъем квантора. Сфера действия кванторов. Анализ неоднозначной сферы действия операторных выражений.
  • Формально-семантический анализ языковых фактов
    Семантика местоимений. Кореферентность и связывание. Тип степеней. Семантика сравнительной конструкции. Начала интенсиональной семантики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * домашнее задание + 0.25 * контрольная работа + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davis, S., & Gillon, B. S. (2004). Semantics : A Reader. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=151422
  • Paul H. Portner, & Barbara H. Partee. (2008). Formal Semantics : The Essential Readings. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231496
  • Zimmermann, T. E., & Sternefeld, W. (2013). Introduction to Semantics : An Essential Guide to the Composition of Meaning. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=604253

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kracht, M. (2003). The Mathematics of Language. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=558200
  • Peters, S., & Westerståhl, D. (2006). Quantifiers in Language and Logic. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=192220