• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Логика и основы критического мышления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Горбатова Юлия Валерьевна, Горбатов Виктор Викторович, Максудова-Елисеева Гала Валерьевна, Селиверстов Владимир Валерьевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Современная философия, претендующая на право рассуждать о фундаментальных мировоззренческих вопросах в широком диалоге с частными науками, предъявляет очень высокие требования к ясности, четкости и обоснованности своих понятийных и аргументативных конструкций. Поэтому одной из главных задач курса является выработка у слушателей рационального, проблемно-ориентированного, критического мышления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • содействовать формированию и повышению логической культуры студентов, развитию у них навыков критического мышления и обоснованного рассуждения
  • дать базовые логические знания, сформировать четкое и ясное представление о формах мышления, видах и критериях правильных рассуждений, основных логических законах, ключевых логических понятиях и операциях
  • сформировать у студентов понимание места логики в системе когнитивных наук, а также ее роли в развитии современной философии
  • привить практические навыки решения логических задач и упражнений, построения выводов, выполнения таких логических операций, как определение и классификация
  • научить студентов четко распознавать логические ошибки и просчеты
  • ознакомить студентов с основами теории аргументации и логическими приемами аргументативного дискурса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Овладеть навыками критического мышления, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, отличать информацию от дезинформации, отделять важное от неважного, а полезное от бесплодного, организовывать и систематизировать информацию. Развить навыки критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты и правильно организовывать собственные, улучшить навыки публичных выступлений.
  • Распознавать когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимать и отслеживать, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
  • Умение корректно строить аргументацию. Избегать самому и изобличать у других аргументативные уловки и ошибки. Понимать, какой тип диалога необходим в той или иной ситуации. Соблюдать максимы Грайса, узнавать импликатуры,
  • Понимать сложность и многозначность языка. Уметь различать нарушение принципов теории именования.
  • Умение владеть понятиями, различать их виды. Эффективно использовать при формулировке тезиса и построении аргументации.
  • Уметь корректно формулировать определения, объединять их в непротиворечивые множества. Осознавать значимость определения как инструмента академической и аргументативной деятельности
  • Различать кооперативные и некооперативные диалоги. Соблюдать максимы Грайса. Различать коммуникативные импликатуры и пресуппозиции. Уметь корректно формулировать вопросы и ответы.Разоблачать основные ошибки и уловки в вопросно-ответной процедуре: провокационные вопросы, недоопределенные вопросы, парадоксальные вопросы, бессмысленные вопросы, подмена вопроса, нерелевантные ответы, тавтологические ответы, уклонение от ответа.
  • Понимать логические границы применимости языка и связанные с ними проблемы и опасности
  • Понимать логическое следование. Различать дедуктивные и недедуктивные способы рассуждения. Эффективно использовать их в аргументации.
  • Уметь строить таблицы истинности и с их помощью устанавливать верность дедуктивных рассуждений.
  • Знать основные признаки научной теории. Понимание научных методов, умение использовать их по мере необходимости.
  • Умение использовать методы установления причинных связей. Понимание, в чем суть действующей причины.
  • Понимать значение вероятностей в жизни и аргументации. Понимание формулы Байеса, умение эффективно применять ее для анализа поступающий данных.
  • Понимание сложных форм знания и рассуждения. Умение учитывать их в ходе дискуссии или аргументации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение. Критический вопрос: зачем мыслить критически?
    Критическое мышление: цели, особенности, основные характеристики. Три главных ком-понента КМ: теории, практики, установки. Различные подходы к определению КМ. Роль КМ в построении современной рациональной картины мира. Связь КМ с логикой, риторикой, теорией аргументации, когнитивной психологией, теорией принятия решений.
  • 2. Критический анализ познания. Как наши познавательные способности нас обманывают?
    Познание, его виды и уровни. Знание как истинное обоснованное мнение. Проблема Гетье. «Трилемма Мюнхгаузена». Прагматика познания: методы закрепления верований по Пирсу. Карта и территория. Когнитивные искажения. Восприятие, типизация, предвосхищение. Кон-формизм восприятия. Установки. Фрейминг. Якорение и калибровка. Прайминг и контаминация. Ложные воспоминания и криптомнезия.
  • 3. Критический анализ аргументации. Как нам навязывают ошибочные выводы?
    Аргументация, ее цели и субъекты. Состав и структура аргументации. Виды аргументов. Обоснование и объяснение. Доказательства и свидетельства, примеры и иллюстрации. Леги-тимные и нелегитимные способы аргументации. Стратегия и тактика спора. Распространенные неформальные ошибки и уловки в аргументации (fallacies). Вырывание из контекста, неоправданное акцентирование (просодия), необоснованное объединение/разделение, ошибка «соломенного пугала» (Straw Man Fallacy), необоснованный аргумент к авторитету (Argumentum ad Verecundiam), аргумент от ошибочности обоснования (Argumentum ad Logicam), предвосхищение основания (Petitio Principii), аргумент «до тошноты» (Ad nauseam), «палочный аргумент» (Argumentum ad Baculum), аргумент к последствиям (Argumentum ad Consequentiam), аргумент к человеку (Argumentum ad Hominem), ошибка «плохой компании» (Bad Company Fallacy), аргумент континуума (Slippery Slope, Argument of the Beard), ложная дилемма, ошибка поверхностной этимологии (Etymological Fallacy), отступление от сути дела (Ignoratio Elenchi, Red Herring Fallacy), апелляция к ханжеству (Tu quoque), необоснованное оправдание (Two Wrongs Make a Right), подмена действительного желаемым (Wishful Thinking), ошибка мнимой точности (Overprecision Fallacy).
  • 4. Слова и вещи. Почему слова что-то значат?
    Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки, их когнитивные и коммуникативные характеристики. Синтаксис, семантика и прагматика языка. Анализ семантического содержания по Фреге: различие смысла и значения. Отношение именования. Принципы теории именования и ошибки, связанные с их нарушением: неопределенность, эквивокация, амфиболия, смещение области действия, автонимное употребление, ошибка «человека в маске» (Masked Man Fallacy).
  • 5. Понятия и операции с ними. Как жить по понятиям?
    Понятие как форма мысли. Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения. Виды понятий (по объему, содержанию и типу элементов объема). Булевы операции над объемами понятий. Отношения между понятиями. Диаграммы Венна. Деление: правила и основные ошибки. Категоризация и познание: теория прототипов. Концептуализация и языковые фреймы.
  • 6. Определение и определимость. Внесем ясность!
    Определение и приемы, сходные с ним. Явные и неявные определения. Контекстуальные и неконтекстуальные определения. Реальные и номинальные определения. Формальная корректность и прагматическая ценность определений. Существуют ли границы определимости?
  • 7. Речевые акты. Как делать вещи при помощи слов?
    Речевые акты, их предмет и направленность. «Иллокутивное самоубийство». Максимы Грайса. Значение как коммуникативное намерение. Коммуникативные импликатуры и пресуппозиции. Логика вопросов и ответов. Логические и прагматические требования к вопросам и ответам. «Нагруженность» вопросов (Plurium Interrogationum). Основные ошибки и уловки в вопросно-ответной процедуре: провокационные вопросы, недоопределенные вопросы, парадоксальные вопросы, бессмысленные вопросы, подмена вопроса, нерелевантные ответы, тавтологические ответы, уклонение от ответа.
  • 8. Самореферентность. О чем этот раздел?
    Логические аспекты самоприменимости. Самоприменимость и самореференция. Понятие рекурсии. Парадоксы Эвбулида, Рассела, Греллинга-Нельсона, Ришара-Берри, Ябло и др. Основные подходы к разрешению логико-семантических парадоксов: разрыв семантической замкнутости и многозначные логики. Проблема «реванша».
  • 9. Логические основы мышления. Как держать форму?
    Базовые логические понятия. Формы рационального познания: понятие, суждение, теория. Приемы рационального познания: рассуждение, объяснение, определение, классификация и др. Логическая форма мысли. Логическая истинность и логическая ложность высказываний. Понятие логического закона. Проблема универсальности логических законов. Логическое следование как критерий правильности дедуктивных умозаключений. Разновидности недедуктивного следования. Специфика недедедуктивных рассуждений.
  • 10. Истинностные функции. Или нет?
    Классическая логика высказываний. Пропозициональные связки как истинностные функции. Выполнимость и общезначимость формул. Основные законы классической пропозициональной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего) и их ограничения. Логические отношения между сложными суждениями. Умозаключения из сложных суждений, их основные разновидности. Основные логические ошибки, связанные с пропозициональными связками: утверждение консеквента, отрицание антецедента, необоснованная конверсия, не-обоснованная контрапозиция, утверждение конъюнкта, отрицание дизъюнкта.
  • 11. Научный метод. Какие ваши доказательства?
    Дедуктивно-номологическая модель. Выразительные и дедуктивные возможности формальных теорий. Индуктивно-статистическая модель. Проблемы и парадоксы индуктивного следования (парадокс Гемпеля, парадокс Гудмена). Основные виды индуктивных умозаключений. Репрезентативность и надежность. Умозаключения по аналогии. Гипотетико-дедуктивная модель. Основные признаки научных гипотез. Верификация и фальсификация. Научное объяснение и предсказание. Абдукция. Распространенные ошибки в не-дедуктивных рассуждениях: чрезмерное обобщение, ошибка доступности, нерепрезентативный пример, необоснованное отклонение контрпримера (No True Scotsman Fallacy), слабая аналогия, круг в аналогии. Проблема демаркации научного знания. Основные признаки псевдонаучных рассуждений.
  • 12. Каузальный анализ. А все почему?
    Причина как необходимое и достаточное условие. Проблема сверхдетерминированости. Формальные и динамические причины. Простые и сложные причины. Теория регулярностей. Методы установления причинных зависимостей. Причинность и корреляция. Контрфактический анализ причинных связей. Типичные ошибки при установлении причинных связей: post hoc ergo propter hoc, «регресс к среднему», ошибка «техасского снайпера».
  • 13. Вероятность. Каковы наши шансы?
    Виды вероятностей. Совместная вероятность. Условная вероятность. Априорная и апостериорная вероятность. Пересмотр мнений и кондиционализация. Теорема Байеса. Действие, полезность и субъективная вероятность. Понятие ожидания. Рациональность как максимизация полезности. Основные ошибки вероятностных рассуждений: «ошибка базовой ставки», «ошибка конъюнкции», «ошибка игрока», «ошибка горячей руки», «ошибка множественного сравнения». Использование статистики и возможные ошибки, возникающие при этом. Проблема «среднего значения». Точность и репрезентативность статистики. Парадокс Симпсона.
  • 14. Рассуждения о рассуждениях. Я знаю, что ты знаешь!
    Понятия «знания» и «мнения», их логические свойства. Проблема «знания о знании». Основные понятия динамической эпистемической логики. Формы группового знания, их логические особенности. Виды информационного обновления. Рассуждения о рассуждениях других агентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий peer review
  • неблокирующий контрольная работа
    округление оценки стандартное
  • неблокирующий экзамен
    Округление оценки стандартное
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * peer review + 0.3 * аудиторная работа + 0.1 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008
  • Введение в логику : университетский курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2010
  • Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение [Электронный ресурс] /Чатфилд Т.; Пер. с англ. Н. Колпаковой.; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 328 с. – ISBN 9785961420814 – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/18472.
  • Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914654
  • Теория и практика аргументации: Учебное пособие / Д.В. Зайцев. - Москва : ИД ФОРУМ, 2010. - 224 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0328-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/213680

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 100 правил убеждения и аргументации / Непряхин Н.Ю. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 131 с.: ISBN 978-5-9614-4751-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/911404
  • Асакер Т. - Основа убеждений. Как лучшие в мире маркетологи, дизайнеры, продавцы, тренеры, учителя, предприниматели и лидеры заставляют нас поверить в свои идеи - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 208с. - ISBN: 978–5–91657–894-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62350
  • Вероятность. Кн. 1: Вероятность - 1: Элементарная теория вероятностей. Математические основания. Предельные теоремы, Ширяев, А. Н., 2004
  • Гоулстон М., Уллмен Д. - Искусство влияния. Убеждение без манипуляций - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 288с. - ISBN: 978-5-91657-753-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62223
  • Грайс, Г., & Стросон, П. (2012). В защиту догмы. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15461000
  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08802-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-438613
  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08984-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-441612
  • Ивин А. А. - ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-9916-2329-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-praktika-argumentacii-425240
  • Искусство дипломатии: не победить, а убедить / Алексеев И.С., - 5-е изд. - Москва :Дашков и К, 2017. - 284 с.: ISBN 978-5-394-02788-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/430662
  • Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Учебное пособие / О'Коннор Д., Макдермотт И., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 256 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5289-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913068
  • Как писать убедительно: Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах / Графф Д., Биркенштайн К. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 258 с.: ISBN 978-5-9614-4648-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913593
  • Как убедить, что ты прав / Шелл Р., Мусса М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 283 с.: ISBN 978-5-9614-4355-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913905
  • Линдстром М. - Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нами и убеждают покупать их товары - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - 304с. - ISBN: 978-5-91657-360-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62279
  • Льюис Д. - Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 304с. - ISBN: 978-5-00057-332-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91736
  • Михайлов К. А. - ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 467с. - ISBN: 978-5-534-04524-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-431905
  • Михайлов К. А., Горбатов В. В. - ЛОГИКА. ПРАКТИКУМ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 431с. - ISBN: 978-5-534-04536-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-praktikum-431994
  • Москвин В. П. - РИТОРИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 725с. - ISBN: 978-5-534-09710-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-i-teoriya-argumentacii-428443
  • Шилов, Е. (2007). Лоу С. Философский Тренинг / А. Л. Никифоров, Пер. М.: Аст; Хранитель, 2007. 352 С. Лоу С. Философские Истории / А. Л. Никифоров, Пер. М.: Аст; Хранитель, 2007. 280 С. Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия, (20). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14272215