• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Советские культурные политики и культурные революции

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Виноградова Ольга Владимировна, Дмитриев Тимофей Александрович, Куренной Виталий Анатольевич, Махалова Ирина Андреевна, Россман Элла Юрьевна, Танис Кристина Александровна, Хестанов Руслан Заурбекович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Советская культурная политика нередко описывается как единый «культурный проект», целью которого было создание «культуры нового типа», соответствующей утопическому проекту социалистического государства. Однако данный курс предлагает другой способ интерпретации моделей управления сферой культуры в советском обществе, фокусирует внимание слушателей на разрывах и противоречиях стратегий культурной политики в СССР, открывая сферу управления культурой как пространство конфликтов и столкновений разных интересов, идеологий и авторитетов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Переосмысление способов интерпретации моделей управления сферой культуры в советском обществе.
  • Рассмотрение вопросов, как менялись представления об объектах культурной политики, возможностях и целях «политической работы» в сфере культуры, каковы были основные инструменты управления культурой.
  • Обращение к широкому кругу тем, среди которых формы советской массовой культуры, революции совершившиеся и «мнимые» в системе массового образования, стратегии работы с исторической памятью и практики музеефикации, трансформация функций домов культуры и творчества, значение самодеятельности в системе культурного воспитания советского человека и т.д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы развития советской и постсоветской культурной политики
  • Уметь работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Уметь в письменной и устной речи логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, аргументировать свою точку зрения
  • Уметь решать коммуникативные задачи с использованием современных технологий презентации результатов исследовательской и другой профессиональной деятельности
  • Владеть навыками ведения исследовательской деятельности, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
  • Владеть навыками критической оценки и переосмысления накопленного опыта (собственного и чужого), осмысления профессиональной и социальной деятельности
  • Владеть навыками анализа культурных явлений в широком социальном и историческом контексте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теоретические и антропологические основания советского проекта.
    Марксизм и его положение в теоретическом контексте XIX в. Теория исторического развития марксизма, историцизм и историзм. Светская утопия и секуляризованный хилиазм. Марксизм и философия подозрения: элиминация субъекта. Децизионизм и педагогика. Теория отчуждения Маркса. Ранние советские антропологические проекты.
  • Тема 2. Советская культурная революция: постановка проблемы, временные рамки, основные подходы.
    Советская модернизация первой половины XX в. и ее структурные дилеммы. Партия большевиков как главный агент советской модернизации. Революция и культура. Культурная политика коммунистической партии. Споры о стратегии, целях и тактических приемах культурной революции в партийной среде в 1920-е гг. Какая культура: пролетарская или советская? Субъекты советской революции: коммунисты, симпатизанты, попутчики, непримкнувшие. Вопрос об отношении к старому культурному наследию и к старым культурным кадрам. Две главные ставки советской культурной революции: преодоление цивилизационной отсталости и создание нового социалистического человека. Сталинизм как выражение просвещенческой утопии. Роль стратегий просвещения в советской модернизации. Многомерный характер советской культурной революции: культурная революция как «классовая война»; политики создания новой советской интеллигенции и правящей элиты; политика формирования новых социалистических наций и культур; культурная революция как просвещение «третьей волны» и прививка массам цивилизованных форм жизни. Советская культурная политика периода нэпа (1921—1928). Дискуссии о роли интеллигенции в строительстве нового общества и культуры. Советская власть и старая «буржуазная» интеллигенция в годы нэпа. Феномен «бывших людей». Буржуазные «спецы». Особенности политики советской власти по отношению к научно-технической интеллигенции и людям творческих профессий. Коммунистическая партия и «творческие союзы».
  • Тема 3. Советская культурная революция: эпоха «великого перелома» (1929—1932). 3.1 «Классовая война» на «культурном фронте».
    Поворот на «культурном фронте» к политике «классовой войны» со старой интеллигенцией и его причины. Сталинская «революция сверху» и борьба с «правым уклоном». «Спецеедство». Акторы «классовой войны» на «культурном фронте». Оживление утопических энергий в советском обществе рубежа 1920-х — 1930-х гг.: «коллективизация» быта, движение за создание городских «коммун» и миражи соцгородов. Борьба с бюрократизмом конца 1920-х гг. как форма избавления от старых специалистов и советский вариант «классовой войны» на «культурном фронте». Чистки советского административного и хозяйственного аппарата от «бывших». Показательные советские судебные процессы над старой «буржуазной» интеллигенцией: «Шахтинское дело» (1928), «дело Промпартии» (1930) и процесс «Союзного бюро ЦК меньшевиков» (1931). Внесудебные расправы над старой русской интеллигенцией: «дело Трудовой крестьянской партии» (1930), «академическое дело (дело С. Ф. Платонова — Е. В. Тарле)» (1929—1931), «дело Весна (дело военных специалистов)» (1930—1932). Советизация системы высшего образования и Академии наук СССР. «Классовая война» на «культурном фронте» в СССР (1929—1932) и китайская «культурная революция» (1966—1976): моменты сходства и различия.
  • Тема 3. 3.2. «Выдвиженцы» и создание новой советской интеллигенции.
    Советская культурная революция как антропологический проект. Ставка на молодежь («людей без капитала») как отличительная черта сталинской культурной революции. «Великий перелом» (1929— 1932), индустриализация и создание новой советской интеллигенции. «Выдвиженчество». Социальная мобильность в Советском Союзе 1920-х — 1930-х гг. и ее значение для создания нового сословия «людей знания». Механизмы создания советской интеллигенции: «выдвиженцы», подфаки, рабфаки, отмена экзаменов для поступлений в вузы и втузы и выпускных (дипломных) работ, бригадный метод обучения, университеты культуры. Лозунги «В период реконструкции техника решает все!» и «Кадры решают все!» (И. В. Сталин) и их общественно-политическое и культурное значение. «Борьба с уравниловкой», практики культурного потребления 1930-х гг. и их роль в создании новой советской интеллигенции. «Большой террор» 1937—1938 гг. и восхождение «брежневского поколения». Итоги сталинской культурной революции: новая советская элита приходит к власти (1939—1941).
  • Тема 4. Советская национально-культурная политика (1922—1941).
    Дебаты по национальному вопросу в среде европейской социал-демократии начала XX вв.: «Национальное» или «многонациональное» государство как канон модерна? Теоретические и доктринальные основы культурно-национальной политики в СССР. Наркомат национальностей РСФСР (1917—1924) как оператор культурно-национальной политики. Разработка стратегий культурно-национальной политики в СССР и РСФСР в 1920-е годы. Главные императивы советской культурно-национальной политики 1922— 1934 гг.: борьба с «великорусским шовинизмом» и «преодоление отсталости». СССР как империя «положительной деятельности» и лаборатория по созданию новых социалистических наций. Основные составляющие советской культурно-национальной политики 1920-х — 1930-х гг.: создание национально-государственных образований в составе РСФСР и СССР; территориальная, языковая и культурная гомогенизация; политика «коренизации»; «борьба за национальные кадры», создание национальных культур и литератур. Феномен советских этносословий. Социолингвистические проблемы советской национальной политики 1920-х — 1930-х гг. Смена приоритетов в советской культурно-национальной политике второй половины 1930-х гг.: от политики «преодоления отсталости» к расцвету культур народов СССР, национальных по форме и социалистических по содержанию. «Русский вопрос» в Советском Союзе 1920-х — 1930-х гг. и проблема «руссоцентричного» поворота середины 1930-х гг. Символический язык советской культурно-национальной политики: «расцвет национальных культур» и «дружба народов»
  • Тема 5. Советская культурная революция как процесс цивилизации.
    Процесс цивилизации по-советски: власть и культура повседневной жизни. Исходная проблема: необходимость рационализации, систематизации и дисциплирования повседневного образа жизни масс. Просвещение и прививка массам цивилизованных форм жизни как главные составляющие процесса цивилизации по-советски. Императив эпохи: «быть культурным». Основные ингредиенты «культурного рациона» нового советского человека 1930-х гг. Базовая логика овладения культурностью: от «внешнего» к «внутреннему». Процесс цивилизации по-советски как способ выработки форм индивидуальной идентичности «новых людей». Феномен личных дневников раннего советского модерна. Письмо и чтение прецедентных текстов как механизмы формирования индивидуальной идентичности в рамках раннего советского модерна. Демографическая и семейная революция в СССР (1922—1941). Медико-санитарная и гигиеническая революция как составные части процесса цивилизации по-советски. Спорт, советский модерн и советская концепция нормативной телесности. Зрелища и другие формы массового досуга в Советском Союзе, их культурное и цивилизационное значение.
  • Тема 6. Особенности управления культурой в СССР.
    Культурная политика в СССР – компаративистская перспектива. Выделение культуры как сферы социальной реальности, подлежащей управлению. Рационализация определенных правительственных практик, порождающих новую действительность – действительность культуры. Выделение культуры из агитационно-пропагандистской работы. «Аппараты» управления и этатизация культуры. Объекты управления и учреждения. Использование советского опыта управления культурой в развитых и развивающихся странах.
  • Тема 7. Советский культурный проект.
    Культурный проект Просвещения и его советская версия. Стратегическая нормативность культурных проектов модерна. Антропологические амбиции культурного строительства СССР. Культура как альтернатива государственному принуждению и насилию, бюрократизации и правовому регулированию.
  • Тема 8. Институты культурной дипломатии.
    Определение культурной дипломатии; отличие культурной дипломатии от «канцелярской». Культурный империализм и его советская версия. Внешнеполитический проект СССР и его эволюция. Модели культурных дипломатий и культурных универсализмов (СССР, Франция, Великобритания, США). Соревнование культурных универсализмов. Институты культурной дипломатии СССР в компаративистской перспективе.
  • Тема 9. Пропаганда в СССР: институты и практики.
    Генезис пропаганды. Формирование институтов пропаганды во время первой мировой и гражданской войны. Имплементация практик пропаганды во внутренней политике. Пропаганда и агитация. Культура, искусство и пропаганда.
  • Тема 10. Современная российская культурная политика.
    Особенности советской культурной политики: от культурной революции к министерству культуры. «Разделение властей» в советской культурной политике. Культура в советской и российской конституции. Основные модели культурной политики и их трансформация. Инфраструктура государственных учреждений культуры в РФ. Контур федеральной культурной политики. Региональная активность в сфере культурной политики. Культурная активность за пределами государственной инфраструктуры культурной политики.
  • Тема 11. Культурные практики современной России.
    Проблема информационного сопровождения культурной политики: типы и модели. История российской статистики в сфере культуры. Досуг в индустриальном и постиндустриальном обществе. Общество переживаний. Трансформация культурных практик в России. Анализ культурных практик современной России: государственная статистика и независимые источники.
  • Тема 12. Распределенный образ жизни.
    Специфика модернизации России: между деревней и городом. Российская дача. «Гаражная экономика». Экономика и образ жизни D.I.Y. Панк-государство. Труд и работа (Ханна Арендт). «Квартира, машина, дача»: парадигма российского образа жизни.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Проект
    Подготовка и презентация коллективного проекта, связанного с анализом современного культурного процесса
  • неблокирующий Проверочная работа №1
    По материалам лекций
  • неблокирующий Проверочная работа №2
    По материалам семинаров
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Проект: презентация проекта
  • неблокирующий Проект: участие в дискуссии на презентации проектов
  • неблокирующий Проект: работа в архиве в рамках подготовки проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.07 * Проверочная работа №1 + 0.07 * Проверочная работа №2 + 0.063 * Проект: презентация проекта + 0.084 * Проект: работа в архиве в рамках подготовки проекта + 0.063 * Проект: участие в дискуссии на презентации проектов + 0.35 * Работа на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хестанов, Р. (2012). Генезис культурной политики и возникновение массовой культуры в СССР (1917-1953). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.47D709E0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Виталий Куренной. (2015). Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения полевой работе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5D19E11
  • Куренной, В. (2015). Социологическая Экспедиция Как Исследовательская Практика И Форма Обучения Полевой Работе. Laboratorium: Russian Review of Social Research, 24(2), 157–161. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=117559322
  • Чикишева, О. (2013). «Оттепель» Как Историко-Культурный Феномен И Предмет Современного Научного Осмысления: Региональный Аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6F7304DB