• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Психология влияния

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является факультативной, предназначена для студентов различных специальностей и внешних слушателей, желающих овладеть навыками социального влияния. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать содержание основных принципов и закономерностей социального влияния Уметь анализировать конкретную ситуацию с точки зрения использования механизмов и методов социального влияния; подбирать соответствующие социально-психологические методы для осуществления воздействия. Иметь навыки (приобрести опыт) использования технологии анализа механизмов и методов социального влияния. Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социальная психология Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание социально-психологических механизмов общения; Умение анализировать коммуникативный процесс с точки зрения социально-психологических механизмов и закономерностей
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология социального влияния» являются: 1. Ознакомление студентов с закономерностями, механизмами и методами социального влияния; 2. Освоение методов воздействия на другого человека; 3. Формирование навыков управления ситуациями социального влияния.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает различия влияния и воздействия, виды воздействия, умеет анализировать функции влияния в конкретной ситуации.
  • Знает механизмы социально-психологического воздействия на личность, умеет определять их в конкретной ситуации социального взаимодействия.
  • Знает и умеет применять методы социального влияния в ситуации межличностного взаимодействия.
  • Знает признаки и виды манипуляции, способы защиты от манипуляции, умеет их применять в ситуации социального взаимодействия.
  • Знает механизмы и методы социального убеждения, умеет их применять.
  • Знает механизмы и методы внушения, способы защиты от них, умеет определять и применять в ситуации социального взаимодействия.
  • Знает виды и механизмы влияния группы на личность умеет анализировать конкретные ситуации группового влияния, использовать их.
  • Знает виды и механизмы воздействия в массовых коммуникациях, способы противостояния им. Умеет их применять.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и функции социального влияния. Влияние и воздействие. Виды воздействия.
    Понятие социального влияния в психологии (соотношение понятий «влияние», «личное влияние» и «социальное влияние»). Общение, взаимодействие и влияние. Понятия воздействия и влияния, их соотношение. Общие характеристики психологического воздействия.
  • Тема 2. Социально-психологические механизмы воздействия на личность.
    Социально-психологические механизмы восприятия человека человеком: идентификация, эмпатия, заражение, внушение. социально-психологическая рефлексия, каузальная атрибуция, их использование в процессе воздействия. Побуждения социального поведения.
  • Тема 3. Виды и методы социального влияния
    Виды влияния - цивилизованное, варварское, спорное (Сидоренко Е.В.). Классификация методов воздействия (Кабаченко Т.С.).
  • Тема 4. Манипуляция и влияние: сходство и различие. Виды и методы манипулятивного воздействия .
    Манипуляция как метод психологического воздействия. Виды манипулятивного воздействия. Критерии и признаки манипуляции. Причины и предпосылки манипуляции. Манипулятивные технологии.
  • Тема 5. Убеждение как метод конструктивного влияния.
    Понятие убеждения и аргументации. Отличие аргументации от других методов влияния. Правила и условия эффективного убеждения. Понятие коммуникативной комплектности. Умение слушать и задавать вопросы.
  • Тема 6. Внушение как метод влияния. Суггестивные методы влияния и их ограничения. Влияние в СМИ и рекламе.
    Суггестивные методы влияния в межличностном общении: технологии внушения и убеждения. Суггестивные методы воздействия в рекламе и маркетинговых технологиях. Анализ кейсов.
  • Тема 7. Влияние группы на личность.
    Группомыслие (И. Джанис) и групповая дискуссия. Джанис и Пратканис о группомыслии. Эффекты поляризации мнений и «сдвига к риску» в процессе групповой дискуссии. Теории социального давления. Влияние меньшинства на большинство, основные закономерности.
  • Тема 8. Влияние массовых коммуникаций: механизмы и технологии. Противостояние влиянию.
    Влияние и убеждение в торговле, рекламе и политике. Информационные влияния и средства массовой коммуникации. Экспериментальные данные о влиянии СМК на поведение и сознание человека. Медиакомпетентность и медиапедагогика в информационную эпоху: зарубежный и отечественный опыт. Понятие цивилизованного противостояния влиянию.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятии: участие в деловых играх, выполнение упражнений, заданий на занятии.
    Оценка за активность на занятии складывается из элементов контроля: 0,1 (О1) + 0,1 (О2) + 0,1 (О3) + 0,1 (О4) + 0,1(О5) Где Оn - упражнения и техники влияния, которые отрабатываются на соответствующих занятиях.
  • неблокирующий Домашнее задание: анализ ситуации влияния.
  • неблокирующий Тест из 40 тестовых пунктов в ЛМС.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на занятии: участие в деловых играх, выполнение упражнений, заданий на занятии. + 0.3 * Домашнее задание: анализ ситуации влияния. + 0.2 * Тест из 40 тестовых пунктов в ЛМС.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Чалдини, Р. Психология влияния : учебное пособие / Р. Чалдини. - 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01033-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055321 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055321

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383