• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Культура памяти в ХХ веке

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Морозов Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Слушатели этой дисциплины познакомятся с основными способами, посредством которых в течение ХХ в. создавалась историческая память в разных странах мира. Дисциплина предполагает как теоретические аспекты изучения индивидуальной и коллективной памятей, так и обсуждение конкретных технологий "проработки прошлого", применявшихся после Второй мировой войны. Мы поговорим о методологии memory studies; узнаем о таких понятиях, как "память", "забвение", "травма", "жертва" и "свидетель"; проанализируем связь между культурой памяти и исторической наукой; обсудим плюсы и минусы разных форм увековечивания прошлого. В центре нашего внимания будет память о Первой и Второй мировых войнах, Шоа, сталинских репрессиях и гражданских войнах в США и Испании. Прослушав эту дисциплину, студенты узнают, зачем государства используют прошлое в политических целях, нужен ли в современном мире национальный консенсус в отношении истории, как политика памяти соотносится со строительством гражданских институтов и почему историю все время приходится переписывать. Дисциплина рассчитана на студентов всех непрофильных специальностей Вышки. Элементы контроля: устная работа на семинарах, одно эссе, устный экзамен. Студенты, получившие 8 и выше за семинары и эссе, от экзамена освобождаются.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студентов пользоваться профессиональным языком, используемым современными представителями memory studies, а также познакомить их с основными этапами и проблемами "преодоления прошлого" в США, Европе и России.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать (1) основные виды памяти и подходы к их изучению; (2) главные типы и виды источников, которыми пользуются специалисты по memory studies; (3) определения понятий "мемориальная культура", "политика памяти", "коллективная память", "жертва", "свидетель" и др.; (4) аргументы исследователей в спорах об изучении коллективной памяти;
  • понимать, почему Первая мировая война стала войной нового типа и как это отразилось на военнослужащих, гражданском населении воюющих стран и всей последующей истории войн;
  • знать (1) взаимосвязь между Первой мировой войной и геноцидом армян в 1915 г.; (2) основные этапы и итоги геноцида; (3) позицию современных Турции и Армении по вопросу геноцида; (4) разницу между политикой памяти, проводимой турецкими властями, и семейной памятью о геноциде; (5) репрезентацию геноцида армян в современной художественной культуре;
  • знать (1) основные черты идеологий тоталитарных режимов второй четверти ХХ в.; (2) главные этапы истории евреев и причины их частой миграции; (3) ключевые составляющие европейского антисемитизма; (4) основные черты внутренней политики нацистов по отношению к евреям в 1933–1939 гг.; (5) обстоятельства появления трудовых лагерей и лагерей смерти на Восточном фронте; (6) главные события Холокоста и примерное число жертв — евреев, цыган, гомосексуалов, советских военнопленных и др.;
  • знать (1) основные этапы политики памяти в ФРГ; (2) современные черты немецкой мемориальной культуры и аргументы ее критиков; (3) роль европейских мемориальных законов о Холокосте в конструировании коллективной памяти ЕС; (4) теорию глобальной памяти о Холокосте и трудности ее имплементации; (5) проблемы признания коллективной вины за Холокост в странах Восточной Европы;
  • знать, (1) как формировалась память о сталинских репрессиях в 1953—2000-е гг. и какую роль в этом процессе сыграли советское политическое руководство, интеллигенция и диссиденты; (2) место сталинских репрессий в современной российской политике памяти; (3) "акторов памяти", участвующих в проведении политики памяти; (4) основные "места памяти", связанные с жертвами сталинских репрессий; (5) способы изучения памяти о сталинских репрессиях в научной литературе;
  • знать (1) способы инструментализации памяти о Второй мировой войне в современной российской политике памяти; (2) место Сталина в памяти о войне и памяти о победе; (3) отличия между государственной политикой памяти и семейной памятью о войне; (4) способы изучения памяти о войне в научной литературе;
  • понимать (1) как устроены способы коммеморации Гражданской войны на Севере, Юге и в афро-американской общине США; (2) связь между памятью о Гражданской войне и борьбой за гражданские права; (3) причины появления и распространения белого супрематизма в США; (4) программу деятельности "The Lost Cause of the Confederacy", ее наследие в американских культуре и образовании и современные способы преодоления этого наследия; (5) аргументы противников и сторонников сохранения памятников кофедератам;
  • понимать (1) место Гражданской войны в коллективной памяти испанцев; (2) способы увековечивания памяти о войне при Ф. Франко; (3) как менялось отношение к Франко в Испании 1980-х — 2010-х гг.; (4) способы осмысления войны в современном кинематографе;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в memory studies
    История и память в гуманитарных дисциплинах. Виды памяти в memory studies: социальная, индивидуальная, глобальная, коммуникативная, культурная. Способы изучения памяти в гуманитарных науках. Споры о коллективной памяти в научной литературе. Понятийный аппарат memory studies. Политика памяти и мемориальная культура. Память и моральная ответственность. Роль государства и гражданского общества в создании мемориальной культуры. Новые теории памяти в начале XXI в.
  • Первая мировая война и геноцид армян
    Споры о причинах войны в научной литературе. Первая мировая война как война нового типа. Краткая хронология боевых действий. Итоги войны. Проблемы изучения Первой мировой войны в XXI в. Увековечивание памяти о войне в США, Европе и России: мемориалы, музеи, литература, кинематограф. Память о жертвах войны: геноцид армян и память о нем в современном мире. Государственная и семейная память о геноциде армян в современной Турции.
  • Холокост и становление мемориальной культуры
    Тоталитарные идеологии ХХ в. Германия 1933—1939 гг.: цензура, пропаганда, расовые чистки. Жизнь евреев в Германии до войны. Начало Второй мировой войны. Холокост/Шоа: споры о терминах. Система нацистских концлагерей. Жертвы Шоа: евреи, цыгане, гомосексуалы и др. Шоа: проблема свидетельства и молчания. Политика памяти в ФРГ и ГДР в 1950-е — 1990-е гг. Процессы над надзирателями Освенцима. Сериал "Холокост" и реакция на него в Германии. 1968 г. в ФРГ и "преодоление" прошлого. "Спор историков": Ю. Хабермас и Э. Нольте. "Банальность зла": проблема вины и ответственности за Шоа у Х. Арендт. Законы о Холокосте во Франции, Германии и других странах. Шоа и лженаука: Д. Ирвинг против Д. Липштадт. Холокост как фундамент европейской коллективной памяти. Теория глобальной памяти о Холокосте. Критика политики памяти в современном Евросоюзе.
  • Гражданские войны и травматические воспоминания в США и Испании
    Рабство и его роль в появлении европейских колониальных империй. Рабство в США: Север и Юг. Рабство как фактор начала Гражданской войны в 1861—1865 гг. Победители и проигравшие: положение Юга после 1865 г. Расовая сегрегация и борьба за права человека в США ХХ в. Гражданская война в литературе, кинематографе, музейных экспозициях. Американская культура и влияние на нее идеологии "The Lost Cause of the Confederacy". Белый супрематизм и политика памяти в США 2000-х гг. Гражданская война в Испании: социалисты против фалангистов. Память о Гражданской войне в Испании второй половины ХХ в. "Преодоление прошлого" в Испании начала XXI в. Новый национальный нарратив в 2000-е гг. Память и кинематограф: осмысление Гражданской войны художественными средствами.
  • Сталинизм, война и историческая политика в России
    Большевики и Октябрь 1917 г. Коллективное руководство в СССР и возвышение И. Сталина. "Большой скачок". Коллективизация и раскулачивание. Последствия сталинской политики в деревне: голод 1932—1933 гг. Убийство Кирова и Большие московские процессы. "Большой террор". Советская система принудительного труда. Сталинские репрессии во время и после войны. Демографические потери СССР в период сталинизма. Проблемы изучения сталинских репрессий в современной научной литературе. Память о сталинизме после 1953 г.: разоблачение "культа личности", творческая интеллигенция, диссидентское движение, перестройка. Сталинизм в кинематографе поздних 1980-х — ранних 1990-х гг. Память о сталинских репрессиях в 1990—2000-е гг.: "Международный Мемориал", мемориальные музеи и другие "места памяти" в современной России, репрезентация сталинизма в российских учебниках истории, Сталин в политической риторике российских лидеров. Вторая мировая война в современной российской политике памяти: Парады Победы, "Диктант Победы", георгиевская лента, "Бессмертный полк" и др. Память о войне и моральная ответственность. Память о войне и сталинских репрессиях в научной литературе: Н. Копосов, Д. Хапаева, С. Ушакин, А. Эткинд и др.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка (работа на семинарах * 70% + одно эссе * 30%)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка по дисциплине (100%) рассчитывается на основе двух элементов контроля – накопленной оценки (60%) и оценки за экзамен (40%). Накопленная оценка (100%) состоит из оценки за работу на семинарах (70%) и оценки за эссе (30%). Если накопленная оценка, то есть общая оценка за работу на семинарах и эссе, больше или равна 8 (7,5 округляется до 8), то слушатель дисциплины освобождается от экзамена.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexis Papazian. (2018). Suny, Ronald G.: “They Can Live in the Desert but Nowhere Else”. A History of the Armenian Genocide, Princeton, Princeton University Press, 2015. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD28A9C1
  • Applebaum, A. (2010). Gulag : A History. New York: Anchor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=720010
  • Assmann, A. (2006). History, Memory, and the Genre of Testimony. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E7E9235
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • Barbara Erysian. (2018). Why the Armenian Genocide Lives in Me. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E564FDE1
  • Blight, D. W. (2001). Race and Reunion : The Civil War in American Memory. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281960
  • Catherine Portuges. (2018). Kékesi, Zoltán. 2015. Agents of Liberation – Holocaust Memory in Contemporary Art and Documentary Film. Trans. Reuben Fowlkes. Budapest and New York: Central European University Press; Saint Helena, CA: Helena History Press. 221 pages. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CFF1AF43
  • Charlwood, D. (2019). Armenian Genocide : The Great Crime of World War I. Barnsley, South Yorkshire: Pen and Sword Military. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2103321
  • Faust, D. G. (1979). A Southern Stewardship: The Intellectual and the Proslavery Argument. https://doi.org/10.2307/2712487
  • Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
  • Levi, P., & Benedetti, L. de. (2017). Auschwitz Testimonies : 1945-1986. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1619156
  • Lipman, M., & Miller, A. I. (2012). The Convolutions of Historical Politics. New York: Central European University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481164
  • MacMillan, M. (2013). The War That Ended Peace : The Road to 1914. New York: Random House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=738500
  • Marcuse, H. (2018). Holocaust Angst: The Federal Republic of Germany and American Holocaust Memory since the 1970s. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt4hw4z9f0
  • Miller, A. I. V. (DE-588)142901873, (DE-576)176793100, aut. (2018). The Russian revolution of 1917 : history, memory, and politics / Alexei Miller ; Valdai Discussion Club. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.500671486
  • Papazian, S. (2019). The Cost of Memorializing: Analyzing Armenian Genocide Memorials and Commemorations in the Republic of Armenia and in the Diaspora. https://doi.org/10.18352/hcm.534
  • Rogan, E. L. (2015). The Fall of the Ottomans : The Great War in the Middle East. New York, NY: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953819
  • Smith, K. E., & Inter-Republic Memorial Society (Soviet Union). (2009). Remembering Stalin’s Victims : Popular Memory and the End of the USSR. Ithaca, NY: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1814616
  • Snyder, T. (2010). Bloodlands : Europe Between Hitler and Stalin. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953826
  • Snyder, T. (2015). Black Earth : The Holocaust As History and Warning. New York: Tim Duggan Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926463

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A century of denial : the Armenian genocide and the ongoing quest for justice : hearing before the Commission on Security and Cooperation in Europe, One Hundred Fourteenth Congress, first session, April 23, 2015. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.ocn914184989
  • Assmann, A. (2014). Transnational Memories. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D7305AE2
  • Assmann, A. (DE-588)121012700, (DE-576)160116279. (2007). Der lange Schatten der Vergangenheit : Erinnerungskultur und Geschichtspolitik / Aleida Assmann. Bonn: Bundeszentrale für Politische Bildung. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.274288982
  • Bennich-Björkman, L., & Kurbatov, S. (2019). When the Future Came : The Collapse of the USSR and the Emergence of National Memory in Post-Soviet History Textbooks. Stuttgart: Ibidem Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2117494
  • Blight, D. W. (1993). `What will peace among the Whites bring?’: Reunion and race in the struggle over the memory of.. Massachusetts Review, 34(3), 393. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9401275675
  • Dekel, I. (2016). Subjects of memory? : On performing Holocaust memory in two German historical museums. Dapim; Studies on the Shoah, 30(3), 296–314. https://doi.org/10.1080/23256249.2016.1266990
  • Eder, J. S., Gassert, P., & Steinweis, A. E. (2017). Holocaust Memory in a Globalizing World. Göttingen: Wallstein Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1478240
  • Faust, D. G. (1981). The Ideology of Slavery : Proslavery Thought in the Antebellum South, 1830–1860. Baton Rouge: LSU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=534487
  • Faust, D. G. (1983). Rice and Slaves (Book Review). Journal of Social History, 16(3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=5010119
  • Faust, D. G. (1990). Altars of Sacrifice: Confederate Women and the Narratives of War. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89B3D6DB
  • Faust, D. G. (2008). This Republic of Suffering (Vol. 1st ed). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723220
  • Faust, D. G., & Ayers, E. L. (1985). Southern Violence Revisited. https://doi.org/10.2307/2702411
  • Fitzpatrick, S., & Geyer, M. (2009). Beyond Totalitarianism : Stalinism and Nazism Compared. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=263477
  • Gilbert, S., & Alba, A. (2019). Holocaust Memory and Racism in the Postwar World. Detroit, MI: Wayne State University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2172722
  • Greindl, S., Probert, C., BrightSummaries.com, & Levi, P. (2015). If This Is a Man by Primo Levi (Book Analysis) : Detailed Summary, Analysis and Reading Guide. [France]: BrightSummaries.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1094284
  • Hansen-Glucklich, J. (2014). Holocaust Memory Reframed : Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716934
  • Hovannisian, R. G. (2008). The Armenian Genocide : Cultural and Ethical Legacies. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=395706
  • Noah Berlatsky. (2016). The Armenian Genocide. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399059
  • Stalinism : new directions / ed. by Sheila Fitzpatrick. (2000). London [u.a.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.080753531
  • Varnavskii, P. (2004). Soviet People: The Making of a Common Identity in the USSR as the Creation of Common Memory (the Case of Buriat ASSR). Ab Imperio, (4), 239–262. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=32956946
  • Welch, S. (2011). The resilience of the nation state : cosmopolitanism, Holocaust memory and German identity. German Politics and Society, 29(3), 38–54. https://doi.org/10.3167/gps.2011.290303