• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Устная и письменная академическая коммуникация

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Баженова Елена Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Устная и письменная академическая коммуникация» является:  формирование у магистрантов навыка создания, редактирования и представления академических текстов разных жанров;  развитие способности генерировать собственные идеи и оформлять их в виде стилистически корректного научного текста. Пререквизитами изучения дисциплины являются базовые умения и навыки в рамках школьного курса русского языка и культуры речи средних общеобразовательных учреждений. Постреквизитами изучения дисциплины являются сформированная языковая и коммуникативная компетенции и их реализация в профессиональной деятельности: студенты смогут писать научные статьи, отвечающие требованиям международных научных журналов; составлять заявки на гранты; представлять результаты научных исследований на русском языке на конференциях любого уровня. Настоящая дисциплина относится к циклу общевузовских факультативов. Формат изучения дисциплины: без использования онлайн курса В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: ЗНАТЬ:  лингвостилистические параметры и принципы построения научного текста;  международные нормы и требования академического письма. УМЕТЬ:  логически упорядочивать текст и организовывать его элементы;  пользоваться различными моделями и технологиями академического письма в работе над текстом;  учитывать фактор восприятия текста адресатом, понимать и уважать чужую точку зрения;  обосновывать проблему и собственную гипотезу, формулировать тезис и выстраивать текст от гипотезы к выводам;  критически оценивать, отбирать, обобщать и использовать информацию из различных источников;  объективно и обоснованно аргументировать свою позицию на основе логики и фактов, избегая различных видов плагиата;  создавать содержательный, цельный и логически связный текст, соответствующий нормам научного стиля речи;  выражать свои мысли ясным и точным литературным языком. ВЛАДЕТЬ:  технологиями генерации собственных идей;  навыками построения текста на основе моделей;  навыками парафраза и цитирования;  навыками построения связного и логически упорядоченного текста;  навыками использования критериев оценки академического письма в применении к своему и чужому тексту;  навыками исправления речевых, грамматических, стилистических и логических ошибок;  приемами редактирования и саморедактирования научного текста.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Устная и письменная академическая коммуникация» является:  формирование у магистрантов навыка создания, редактирования и представления академических текстов разных жанров;  развитие способности генерировать собственные идеи и оформлять их в виде стилистически корректного научного текста. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками: ЗНАТЬ:  лингвостилистические параметры и принципы построения научного текста;  международные нормы и требования академического письма. УМЕТЬ:  логически упорядочивать текст и организовывать его элементы;  пользоваться различными моделями и технологиями академического письма в работе над текстом;  учитывать фактор восприятия текста адресатом, понимать и уважать чужую точку зрения;  обосновывать проблему и собственную гипотезу, формулировать тезис и выстраивать текст от гипотезы к выводам;  критически оценивать, отбирать, обобщать и использовать информацию из различных источников;  объективно и обоснованно аргументировать свою позицию на основе логики и фактов, избегая различных видов плагиата;  создавать содержательный, цельный и логически связный текст, соответствующий нормам научного стиля речи;  выражать свои мысли ясным и точным литературным языком. ВЛАДЕТЬ:  технологиями генерации собственных идей;  навыками построения текста на основе моделей;  навыками парафраза и цитирования;  навыками построения связного и логически упорядоченного текста;  навыками использования критериев оценки академического письма в применении к своему и чужому тексту;  навыками исправления речевых, грамматических, стилистических и логических ошибок;  приемами редактирования и саморедактирования научного текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает лингвостилистические параметры эталонного научного текста
  • Представляет результаты научного исследования в формах доклада и презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Письменная академическая коммуникация
    Тема 1. Академический текст в условиях современной научной коммуникации Признаки современной научной коммуникации: коллективный характер науки; лавинообразный поток научной информации и растворение границ текста в ее гиперпространстве; новые технологии хранения и передачи знаний; изменения в социально-экономических условиях работы ученых; унификация норм академического письма и др. Требования к современному научному тексту: выдвижение нового авторского знания как главная цель позиционирования ученого; оценка методологии исследования; толерантность к «чужим» идеям и обоснование их неприятия; правильное оформление сильных позиций текста; соотнесение собственного научного текста с эталоном, принятым в данной научной области; академическая грамотность и хороший стиль изложения. Тема 2. Модели научного текста и оценка академической грамотности Эпистемическая ситуация в единстве онтологического, методологического и аксиологического аспектов как основа смысловой структуры научного текста. Модель политекстуальности научного текста. Гамбургер-модель научного текста. 3D-модель эталонного научного текста Б. Грина как способ измерения академической грамотности. Тема 3. Технологии генерации идей и организации процесса письма Стадии создания научного текста: 1) спонтанное выражение содержания; 2) ориентация текста на читателя; 3) редактирование текста. Технологии генерации идей: создание документа; свободное письмо; выжимка; вопросы; россыпь идей; кластеры; кубик. Принципы редактирования научного текста: эпистемический, голографический, аналитико-синтезирующий, технологический. Виды внимания при редактирующем чтении: волнообразное, челночное, скачкообразное, стратегическое. Тема 4. Свое и чужое знание в текстообразовании Чужая речь как способ представления старого знания. Функции чужой речи в научном тексте. Способы введения в текст и оформления чужой речи. Виды плагиата. Критичность мышления и оценка научного знания. Языковые средства выражения оценки. Тема 5. Речевые стереотипы академического письма Единство стереотипного и творческого в научном мышлении и научной речи. Факторы, обусловливающие стереотипизацию речемыслительной деятельности: социальный характер науки и развитие информационных технологий, ускорение коммуникативного процесса и тенденция к автоматизму мысли и речи и др. Состав стереотипных единиц для выражения 1) этапов развития мысли (определение области исследования, объекта и предмета исследования, материала и методов исследования, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, поиск аргументов, формулировка выводов); 2) логичности речи; 3) рациональной оценки; 4) диалогичности речи; 5) связности речи. Тема 6. Композиционно-смысловая структура научных текстов разных жанров Жанры как устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы научных текстов. Первичные жанры академических текстов: статья, монография, учебник, диссертация, ВКР и др. Вторичные жанры академических текстов: аннотация, автореферат, тезисы, рецензия и др. Типичные ошибки при составлении научных текстов данных жанров.
  • Раздел 2. Устная академическая коммуникация
    Тема 7. Академическая риторика Риторика как теория и практика эффективной речи. Риторический канон. Этапы работы над текстом выступления. Роль аргументации в научном тексте и речевые средства введения аргументов. Средства речевой выразительности в научном тексте, рекомендации к их употреблению в соответствии с требованием уместности. Специфика устной научной речи (логичность, наглядность, возможность схематического представления). Монологические жанры устной научной речи: доклад, научное (реферативное) сообщение, выступление на семинарском занятии, устная рецензия или устный отзыв, защита выпускной квалификационной работы магистра. Диалогические жанры устной научной речи: научная дискуссия, научная беседа. Способы преобразования письменного академического текста в устный текст.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Публичное выступление и электронная презентация с представлением результатов научного исследования
  • неблокирующий Самостоятельная работа (написание научной статьи)
  • неблокирующий Экзамен в форме тестирования
    Экзамен проходит в асинхронном формате. Студенты высылают индивидуальные задания творческого характера на электронную почту преподавателя
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Публичное выступление и электронная презентация с представлением результатов научного исследования + 0.4 * Самостоятельная работа (написание научной статьи) + 0.4 * Экзамен в форме тестирования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей / Б.А. Райзберг. - 10-e изд., доп. и испр. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 240 с.: 60x90 1/16 + СD-ROM. - (Менеджмент в высшей школе). (переплет, cd rom) ISBN 978-5-16-004645-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/256804