• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Основы теории организаций и управление человеческими ресурсами

Статус: Майнор
Кто читает: Кафедра управления человеческими ресурсами
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Основы теории организаций и управление человеческими ресурсами» призван сформировать у студентов системное представление о природе организаций и месте человека (сотрудника) в организационной среде, получить представление о ключевых принципах управления организациями, сформировать навыки самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций и принятия решений. Структура курса включает два основных раздела: «Основы теории организаций» и «Управление персоналом».В рамках первого раздела на теоретическом и практическом уровне рассматриваются проблемы, связанные с: анализом различных подходов к пониманию природы организаций, формированием структуры организаций, значением в процессе управления таких внутриорганизационных процессов как коммуникации, власть и принятие решений, принципами организационного развития. В рамках второго раздела рассматриваются: основы построения системы управления персоналом, вопросы реализации программ и мероприятий по управлению персоналом в организации, современные технологии и методы планирования, найма, адаптации, стимулирования, развития и оценки персонала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Основы теории организаций и управление человеческими ресурсами» является формирование у студентов системного представления о природе организаций и месте человека (сотрудника) в организационной среде, представ-ления о ключевых принципах управления организациями, навыков самостоятельного анализа организационно-управленческих ситуаций и принятия решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать различные подходы к месту организационной теории в системе управленческого знания, уметь определить характерные черты тех или иных концепций и подходов.
  • знать подходы к определению организации, уметь выявлять основные условия возникновения и функционирования организаций
  • знать основные измерения и типы организационных структур, уметь определять тип организационной структуры
  • знать подходы к определению контекстуальных переменных, уметь определять влияние контекстуальных переменных на организационную структуру
  • знать основные задачи, этапы и методы организационного проектирования, уметь применять их для проектирования основных типов организационных структур
  • знать основные подходы к определению типов власти в организации, методов принятия решений и видов коммуникаций; уметь анализировать особенности организационных процессов в разных типах организаций
  • знать основные подходы к определению характеристик внешней среды организации, уметь выявлять особенности разных типов среды
  • знать различные концепции организационного развития, уметь выявлять стадии жизненного цикла организаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и сущность организации.
    Место ТО в системе наук. Понятие организации. Эволюция теории организации. Функции организации как социальной системы. Естественная, искусственная системы. Классификация типов организации (Ч. Барнард, А.И. Пригожин).
  • Классические виды организационных структур. Определение организационной структуры, формальная и неформальная структура.
    Структурные характеристики организации. Линейная структура управления. Функциональная и линейно-функциональная структуры. Дивизиональная структура. Сравнение функциональной и дивизиональной структур.
  • Современные типы организационных структур.
    Функциональные связи. Проектная структура. Матричная структура. Современные комплексные организации. Модели организации Г. Минцберга.
  • Контекстуальный подход: стратегия и структура.
    Ситуационные модели, контекстные переменные. Модель Чандлера. Модель Портера. Модель Майлза и Сноу. Типология стратегических целей В.И. Герчикова. Модель структурного соответствия.
  • Контекстуальный подход: технология, размер и стадия жизненного цикла.
    Технология: модель Дж. Вудворд. Технология: кастомизированное производство. Технология сервиса. Размер: исследование Астонской группы. Нормативные характеристики организаций разных размеров. Модель жизненных циклов Адизеса. Функции менеджмента на разных стадиях жизненного цикла.
  • Контекстуальный подход: культура и внешняя среда.
    Культура организации и структура. Понятие внешней среды, микро- и макроокружение. Проблема границ организации. Открытая и закрытая системы. Размерности и типы внешней среды. Ситуационная модель Дункана.
  • Энвайронментальные концепции организации.
    Модель Бернса и Сталкера (Дафт). Неоинституциональная теория: базовый подход. Реакции организации на институциональное давление. Институциональный изоморфизм: соревновательный и институциональный "миры организаций". Парадокс Стокдейла. Организационная экология: базовые положения. Основные выводы организационных экологов. Теория ресурсной зависимости: классический подход. Теория ресурсной зависимости: современная версия. Итоги: реакция организации на изменения внешней среды.
  • Организационное развитие. Типы организационных изменений.
    Критерии организационного развития. Основные модели организационного развития. Структурно-ситуационная модель. Инновационная концепция развития организации: процесс изменений. Инновационная концепция развития организации: методы осуществления изменений. Инновационная модель В.С. Дудченко. Супер-цели. Неоинституциональная теория организационного развития. Развитие с позиций организационной экологии. Развитие организации в теории жизненных циклов. Поддержание жизнеспособности "долгоживущих" организаций. Школа социальных систем. Оценка эффективности организационной структуры.
  • Основные теории и подходы к управлению персоналом. Система управления человеческими ресурсами организации
    Теории управления персоналом: классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль); теории человеческих отношений (Э. Мэйо); теории человеческих ресурсов (школа поведенческих наук); теории человеческого капитала (Г. Беккер), теории стратегического управления человеческими ресурсами (С. Фомбрун, М. Бир, П. Боксалл). Современные подходы: от управления человеческими ресурсами к управлению человеком. «Война» за талан-ты (War for Talent). Управление талантами (Talent Management). Внутренний маркетинг (Internal Marketing). Управление по ценностям (Management by Values). Управление на основе поколенческих различий (Generation Management). HR-аналитика (HR-analytics). Понятия «персонал» и «человеческие ресурсы»: основные признаки. Классификация персонала по категориям работников. Внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование функции управления человеческими ресурсами в современной организации. Основные цели управления человеческими ресурсами организации: жесткий и гиб-кий подходы. Система управления человеческими ресурсами организации и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления человеческими ресурсами: уровни управления, кем представлены, выполняемые функции. Роли кадровой службы как партнера бизнеса (модель Д. Ульриха), их сходство и различие. Виды кадровых служб.
  • Планирование персонала
    Понятие «планирование персонала». Качественная и численная потребности в персонале. Временной диапазон планирования. Основные этапы процесса планирования персонала. Требования к должности (Job Profile). Профессиональные стандарты. Разра-ботка требований к должности (должностная инструкция, описание рабочего места, модель рабочего места, профиль требований к должности, профессиограмма, карта компетенций). Компетентностный подход. Изучение рынков труда. Оценка наличных трудовых ресурсов организации. Анализ текучести персонала. Направления изучения внешне-го рынка труда. Определение (расчет) потребности в персонале. Затраты, связанные с удовлетворением потребности в персонале. Пути покрытия потребности в персонале. Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности организации в персонале
  • Найм (набор, отбор и прием) персонала
    Процедура найма персонала: набор, отбор и оформление приема персонала. Понятие «набор персонала». Внешние и внутренние источники набора персонала. Современные технологии набора персонала: скрининг, рекрутинг, executive search. Процедура отбора персонала в организации: основные этапы. Заочное знакомство с кандидатом. Оформле-ние анкетных данных. Анализ рекомендаций и опыта работы. Собеседование (интервью): основные виды, типы, этапы проведения. E-рекрутмент. Оценка профессиональной при-годности кандидата (испытания). Психодиагностика: преимущества и недостатки. Метод «Assessment-Center». Медицинское освидетельствование. Принятие решения о приеме на работу. Оформление приема на работу. Трудовой договор. Испытательный срок
  • Адаптация персонала
    Понятие «адаптация персонала». Основные цели и задачи адаптации. Направления адаптации (первичная, вторичная). Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Продолжительность адаптационного периода. Особенности адаптации раз-личных категорий персонала. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации. Методы адаптации персонала. Программа (система) адаптации персонала организации: основные направления и мероприятия. Разработка «Книги сотрудника». «Симптомы» психологической дезадаптации работника
  • Мотивация и стимулирование персонала
    Понятие «трудовая мотивация». Типы мотивации работников: типологическая кон-цепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. Стимулирование труда. Основные формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами трудовой мотивации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала организации. Структура компенсационного пакета. Денежное вознаграждение: постоянная часть (должностной оклад), условно-постоянная часть (надбавки и доплаты), переменная часть (премии, бонусы, комиссионные). Соотношение постоянной и переменной частей денежного вознаграждения. Социальный пакет: льготы, гарантированные государством и предоставляемые организацией. Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility)
  • Развитие персонала
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (Learning Organization Concept), корпоративный университет (Corporate University), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management). Геймификация. Электронное обучение (E-learning). Основные направления развития персонала организа-ции. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Модель обучения «70 / 20 / 10». Понятие «карьера». Виды карьеры. Подходы к управлению карьерой. Типовые модели карьерного роста. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основ-ные цели. Структура кадрового резерва: стратегический резерв, оперативный резерв, ре-зерв молодых специалистов (Hi-po). Преемники и дублеры. Программы привлечения в организацию молодых специалистов с высоким потенциалом (Graduate Recruitment Pro-gram).
  • Оценка персонала
    Понятие «оценка персонала». Место функции оценки персонала в системе управления персоналом организации. Основные цели и формы оценки персонала. Кто проводит оценку персонала. Основные методы оценки персонала. Assessment-center. Аттестация персонала. Виды аттестации. Участники процесса аттестации и их основные функции. Обязательные условия проведения аттестации. Процедура аттестации персонала: основные этапы и мероприятия. Принятие решений по результатам аттестации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий активность
  • неблокирующий тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * активность + 0.25 * домашнее задание 1 + 0.25 * домашнее задание 2 + 0.3 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория организации : учебник для вузов, Дафт, Р. Л., 2009
  • Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - 8-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 848 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004700-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/325598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Попова Е. П., Решетникова К. В. - ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 338с. - ISBN: 978-5-534-00766-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-organizacii-432048