• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Коммуникативные стратегии в управлении: рассказ в профессиональном дискурсе

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Бергельсон Мира Борисовна, Ефименко Ирина Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Трудно переоценить необходимость успешной коммуникации для решения задач в деловой сфере. Вся концепция качественного управления основана на презумпции, что все участники процесса имеют доступ ко всей необходимой информации, эффективно общаются между собой, создавая условия для успешного принятия решений, разрешения конфликтов, ведения переговоров и работы команды. Где место рассказа в этом профессионально-деловом контексте? Ответ на это вопрос связан с пониманием того, какую роль культура играет в успешном ведении бизнеса, функционировании организации и развитии общества. Недаром курс по межкультурной коммуникации в бизнесе является обязательным в ведущих бизнес-школах мира. А в свою очередь, корпоративная культура, которая еще недавно отождествлялась только с миссией организации, ее слоганами, внешними признаками, правилами и нормами, теперь все больше воспринимается как совокупность нарративов, из которых и состоит история организации, вытекает ее миссия и формулируется стратегия. Умения создавать и поддерживать этот нарратив, вписывая его в проекты, командную работу, мотивацию сотрудников и контроль результата составляют важную часть коммуникативных стратегий индивидуума в профессиональном контексте и делают его успешным. В этом курсе мы последовательно рассмотрим различные контексты коммуникации в организации, в первую очередь, работу команды, с точки зрения коммуникативных стратегий: самопрезентации, распределения ролей в команде, разрешения конфликтов и др., а также проанализируем построение и характерные языковые черты соответствующих им типов рассказов: Новичка, Эксперта, Модератора, Лидера и т.п. Курс будет строиться не в виде традиционных лекций, но как совместная ролевая игра в области профессиональной коммуникации в малых группах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Коммуникативные стратегии в управлении: рассказ в профессиональном дискурсе» является ознакомление студентов с основными понятиями из области организационного поведения и коммуникативного менеджмента, а также той ролью, которую рассказы играет как метод мотивации и метод исследования организаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения раздела студент должен: знать: ключевые термины в области коммуникативного менеджмента, теорий мотивации и лидерства; классические и современные подходы к управлению поведением; основные подходы к анализу рассказов в организационном контексте
  • В результате освоения раздела студент должен: уметь: выделять и описывать коммуникативные контексты, в которых происходит рассказывание историй в организации; описывать различные типы рассказов, характеризующих культуру организации; выделять и описывать основные жанровые схемы, компоненты и составляющие рассказов «на рабочем месте»; использовать нарративный метод для исследования организационного поведения
  • В результате освоения раздела студент должен: уметь использовать полученные знания для анализа нарративного поведения; использовать нарративный метод для исследования организационного поведения; владеть: основными методами нарративного анализа рассказов; методами мотивационной коммуникации; навыками дискурсивной транскрипции.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в коммуникативный менеджмент.
    Организации и организационное поведение. Роль организационной культуры. Внутренние коммуникации. Исследование организационного климата с помощью нарративного метода.
  • Организационные стратегии. Лидерство и мотивация
    Основные сюжеты. Изменения в организации: пути преодоления сопротивления. Основные теории мотивации. Теория потребностей и теории справедливого распределения. Лидер как герой и как нарратор. Другая типология рассказов: мифы создания и героических преодолений.
  • Коммуникация в группах
    Функциональные роли членов команды. Коммуникативные тактики управления конфликтом. Понятие сообществ действия (community of practice). Рассказ как средство самопрезентации руководителя. Рассказы, реализующие различные функциональные роли членов группы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий контрольная
  • неблокирующий презентация проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашние задания + 0.4 * контрольная + 0.3 * презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gabriel, Y. (2000). Storytelling in Organizations: Facts, Fictions, and Fantasies. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780198297062

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Linde, Charlotte. Life Stories : The Creation of Coherence, Oxford University Press, Incorporated, 1993. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=431059.