• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Исследования мужчин и маскулинности

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Кривощеков Владислав Сергеевич, Рождественская Елена Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Гендерные исследования – междисциплинарная область знания, в которую вносят вклад представители разных специальностей. В настоящее время курсы, посвященные отношениям между людьми разного пола, читаются во многих университетах мира. Однако, они во многом сфокусированы на исследованиях, посвященных женщинам. Мы предлагаем курс, в котором основное внимание уделено мужчинам. Должны ли гендерные роли определять, как мы относимся друг к другу в мире? Кто такой «настоящий мужчина»? Как люди приобретают представление о том, что считать «мужским поведением»? Что скрывается за понятием «токсичная маскулинность» и почему реклама Gillette вызвала такую бурную реакцию? Обо всем этом (и не только) мы поговорим на наших занятиях. В частности, в курсе рассматриваются теоретические подходы и направления исследования мужчин в психологии и социологии. Мы поговорим о том, что такое маскулинная идентичность. Рассмотрим роль стереотипов, предрассудков и социальных норм в жизни мужчин. Проанализируем, какие социальные факторы влияют на их физическое и психологическое благополучие. Обсудим условия, оказывающие влияние на межличностные отношения и насилие в гендерных отношениях. Поговорим о том, как проблема маскулинности обсуждается в общественном дискурсе. В ходе курса мы проанализируем реальные случаи формирования норм маскулинности и их последствий на примере кейсов из СМИ, интервью с мужчинами в России и жизни участников курса. Финальным проектом является эссе, где каждый участник описывает свой собственный путь развития гендерных ролей и их связь с маскулинностью. Курс позволит студентам использовать полученные знания для самостоятельного анализа реальных ситуаций гендерного взаимодействия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с различными проблемами, теориями и направлениями исследований в психологии и социологии мужчин;
  • формирование навыков анализа ситуаций гендерного взаимодействия;
  • развитие гендерной сензитивности и компетентности для жизни в разнообразном и многокультурном обществе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать концептуальные парадигмы курса и историю формирования исследований мужчин и маскулинности как отдельной области в социологии и психологии.
  • Знать и уметь применять к анализу социобиологический, психоаналитический и социогенетический подходы к пониманию гендера
  • Знать и уметь применять к анализу теории социального научения и поведенческие теории.
  • Знать и уметь применять к анализу гендер феноменологический и социально-конструктивистский подходы.
  • Знать разные модели маскулинности, уметь применять их к анализу маскулинностей.
  • Знать виды, структуры и функции идентичности. Понимать особенности маскулинных идентичностей.
  • Знать и уметь применять к анализу теорию амбивалентного сексизма. Знать и понимать структуру и функции стереотипов.
  • Знать и понимать связь между маскулинными идентичностями и психологическим и физическим здоровьем.
  • Знать и понимать как происходит воспроизведение маскулинности в межгрупповом и межличностном взаимодействии.
  • Знать связь между мужской гендерной ролью и насилием.
  • Знать основные дискурсы феномена маскулинности в обществе. Уметь анализировать идеологию мужских сообществ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и обзор исследований мужчин и маскулинных идентичностей
    Концептуальные парадигмы курса. История и формирование исследований мужчин и маскулинности как отдельной области в социологии и психологии.
  • Биологические, социобиологические и эссенциалистские теории
    Социобиологический, психоаналитический и социогенетический подходы к пониманию гендера (Э.Кларк, Г.Спенсер, Ч.Дарвин, П.Геддес и Дж.А.Томсон, З.Фрейд, К.Юнг).
  • Феноменологический и социально-конструктивистский взгляд
    Марксистские представления об изменении половых ролей в обществе. Теория социального конструирования гендера (П. Бергер и Т. Лукман, К. Уэст и Д. Циммерман). Феноменологический подход (Э. Гофман, Г. Гарфинкель). Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс). Подходы к объяснению гендерной системы (Р. Коннелл).
  • Социальное научение и поведенческие теории
    Исследования гендерной социализации в рамках теории научения. Поведенческие теории (И. Павлов, Б. Скиннер). Теории социального научения (А. Бандура, К. Левин, Э. Толмен). Теории когнитивного и морального развития (Л.Колберг, К.Гиллиган). Теория «гендерной схемы» (С.Бем).
  • Промежуточный тест
    Промежуточный тест по подходам к понимаю феномена маскулинности
  • Социальные нормы маскулинности
    Определение гендерных ролей и норм. Модели маскулинности: модель андрогинности, модель напряженности гендерных ролей, модель норм маскулинности, модель соот¬ветствия нормам маскулинности, модель гендерного пути.
  • Маскулинные идентичности
    Виды, структура, функции идентичности. Теории социальной идентичности и самокатегоризации. Формирование маскулинной идентичности. ¬ Возрастные, социальные и этнические различия в маскулинной идентичности. Взаимосвязь маскулинной идентичности с другими психологическими особенностями.
  • Стереотипы и предрассудки к мужчинам
    Понятия «стереотип» и «предрассудок». Теория амбивалентного сексизма (С. Фиск и П. Глик). Последствия стереотипов и предрассудков к мужчинам в личной и профессиональной сфере. Сложности измерения стереотипов и предрассудков к мужчинам.
  • Физическое и психологическое здоровье мужчин
    Связь продолжительности жизни и психологического развития с гендерной ролью. Психологическое благополучие. Психологические и физиологические последствия следования нормам маскулинности и их нарушения.
  • Мужчины в личных взаимоотношениях
    Воспроизведение маскулинности в межгрупповом и межличностном взаимодействии. Закономерности конфликта между мужчинами и мужчинами, мужчинами и женщинами. Механизмы разрешения гендерных конфликтов. Семейные роли мужчин.
  • Мужчины и насилие
    Психологическое и физическое насилие среди мужчин. Связь гендерной роли и насилия. Социальные и психологические факторы, предсказывающие насилие между мужчинами, а также мужчин по отношению к женщинам. Последствия насилия, копинг-стратегии жертв насилия.
  • Социальный активизм мужчин
    Обсуждение феномена маскулинности в обществе. Идеологические сообщества мужчин. Движения за права мужчин: опека, развод, домашнее насилие, образование, здоровье, служба в армии. Общее с повесткой феминизма и отличия от нее.
  • Интервью
    Обсуждение и презентации проведенных интервью
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный тест
  • неблокирующий Интервью
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность + 0.2 * Интервью + 0.2 * Промежуточный тест + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • ЛАПИНА ВЕРОНИКА. (2016). 12 Разгневанных Лекций Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. (2015)12 Лекций По Гендерной Социологии: Учебное Пособие, Спб: Издательство Европейского Университета В Санкт-Петербурге. 768 С. Isbn 978-5-94380-196-9. Журнал Исследований Социальной Политики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16937021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kimmel, M. S. (2013). Angry White Men : American Masculinity at the End of an Era. New York: Bold Type Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1528232