• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Исследовательские дизайны: как совмещать различные методы в одном проекте

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Основа исследования – его дизайн – это последовательный план сбора данных с целью согласованного и логичного решения задач проекта.Курс нацелен на повышение уровня исследовательских работ магистрантов НИУ ВШЭ за счет разработки дизайна исследования с оптимальным комбинированием исследовательских методов сбора данных. Слушатели курса получат навыки разработки дизайна, позволяющего объединять различные исследовательские методы, узнают, к какому кругу вопросов и задач применимы изученные методы, и как с их помощью можно работать с людьми, текстами, цифрами, собирать и оценивать информацию. В завершении курса каждый слушатель разрабатывает дизайн будущего исследования (researchproposal), где подробно аргументирует сочетание выбранных методов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на повышение уровня исследовательских работ магистрантов НИУ ВШЭ за счет разработки дизайна исследования с оптимальным комбинированием исследовательских методов сбора данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует понимание базовых принципов разработки методологии проекта
  • Демонстрирует теоретические знания о принципах разработки исследовательского дизайна в отечественных и зарубежных исследованиях
  • Демонстрирует усвоение исследовательских методов на уровне, позволяющем самостоятельно спроектировать многометодное исследования
  • Демонстрирует усвоение базовых принципов разработки дизайна исследования и методов на уровне, позволяющем самостоятельно реализовывать исследовательский проект
  • Демонстрирует понимание целей и задач исследований, где необходимо разработать дизайн исследования с использованием нескольких методов сбора данных
  • Демонстрирует понимание целей и задач исследований, где необходимо разработать дизайн исследования с использованием вторичных данных
  • Демонстрирует понимание целей и задач исследований, где необходимо разработать дизайн исследования с использованием полевых методов сбора данных
  • Демонстрирует понимание целей и задач исследований, где необходимо разработать дизайн исследования с использованием метода интервью
  • Демонстрирует понимание целей и задач исследований, где необходимо разработать дизайн исследования с использованием проективных методик
  • Демонстрирует понимание задач исследований, где необходимо разработать комбинированный дизайн исследования с использованием нескольких методов сбора данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Исследовательский дизайн: структура, логика, критерии оценки качества
    Лекционная часть (2 часа) Понятие исследовательского дизайна. Виды дизайнов. Основные элементы дизайна исследования. Проект исследования: основные этапы. Возможность внесения корректив на каждом этапе, «жесткость» и «гибкость» методов. Путь от программы до итогового аналитического отчета. Практическое занятие (4 ч.) Вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Структура исследовательского дизайна: постановка проблемы, объекты, предмет, задачи, методы. Этапы исследования. Основные принципы исследования: как они отражаются в различных исследовательских дизайнах. 2. Социальные проблемы и их значимость. Как выявить и описать проблему. Примеры значимых и актуальных проблем. Примеры проблем на макро и микро - уровне.
  • Методический арсенал исследователя: классификация методов сбора данных
    ционная часть (2 часа) Обзор традиционных и нетрадиционных методов сбора данных. Идея комбинирования методов и родственный понятийный аппарат: mixed methods research, комплексные исследования и др. Идея приоритетности одной стратегии над другой versus идея равноправия стратегий. Различные варианты комбинирования методов и способы их взаимного дополнения. Представление о методе как о пути к описанию изучаемых объектов. Изучение труднодоступных социальных групп, отдельных ситуаций, нетипичного жизненного опыта, повседневности. Изучение документов жизни, Интернет-источников, визуальных материалов, пространственных объектов. Методическая рефлексия на разных этапах исследования. Возможности «дополнений» для отдельных методов. Использование стимульных материалов и дополнительных источников данных для повышения качества результатов.
  • Модели интегрированных дизайнов: доминирующий метод, преемственность данных, поиски универсальной типологии
    Лекционная часть (2 часа) Классификации исследовательских дизайнов, предложенные западными коллегами (Дж.Кресвелл, Д. Морган, Ташаккори и Тедли, Б.Джонсон, А.Онвьюигбази и Л.Тернер). Стратегии преемственности данных, методическая последовательность. Организация контроля качества исследовательской работы. Надежность результатов исследования. Триангуляция как основной способ повышения надежности результатов. Практическое занятие (4 часа) Анализ статей с эмпирическими исследованиями и разбор представленных в них исследовательских дизайнов. Обсуждение планируемых исследований слушателей. Аргументация выбора исследовательского дизайна Вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Каковы основания классификации исследовательских дизайнов? 2. В каких случаях уместно говорить о принципе «последовательных вкладов»? 3. Какие есть стратегии «перехода» от сбора качественных данных к количественным?
  • Кабинетное исследование и вторичный анализ данных: «каркас» исследовательского дизайна
    Лекционная часть (2 часа) Литературный обзор – первый шаг к самостоятельномуисследованию. Задачи, решаемые с помощью литературного обзора. Возможности библиометрического обзора. Место вторичного анализа в современном методологическом пространстве. Особенности вторичного анализа при решении методических и содержательных задач. Подготовка и проведение вторичного анализа. Приоритетные направления для вторичного анализа. Специфика хранения данных, примеры исследовательских архивов. Кабинетное исследование как пример описательного вторичного анализа. Практическое занятие (4 часа) Задание в малых группах (выполняется в компьютерном классе) «Работа с архивами: поиск данных и базовая интерпретация».Изучите не менее 5 исследовательских архивов, доступных в сети Интернет, в которых имеются материалы по проблематике вашей магистерской диссертации. Опишите сходства и различия этих архивов, основные возможности, общий тематический репертуар исследований и представленность вашей конкретной проблемной области, общие достоинства и недостатки. В устной презентации опишите материалы, соответствующие вашей теме: как именно их можно применить для решения ваших задач? Приведите развернутый пример решения одной из задач (полностью или частично).
  • Комбинирование полевых методов: возможности и ограничения. Часть 1: этнография, кейс-стади и наблюдение как главный метод
    Лекционная часть (2 часа) Социальная этнография: представление об обыденных ситуациях жизни и повседневных практиках с точки зрения «чужака». Преимущества исследователя в такой роли. Исследования Г.Гарфинкеля. Проблематизация повседневности как объекта изучения. Опыт прикладных маркетинговых исследований с использованием этнографических методов. Наблюдение как возможность фиксировать происходящие ситуации в момент их появления. Особенности неформализованного наблюдения. Репертуар ролей исследователя (скрытое, открытое, включенное и не включенное наблюдение). Особенности включенного наблюдения. Исследовательский дневник. Автоэтнография. Жанр исследования кейс-стади. Отдельный случай и отдельная ситуация: обособленность тематическая, территориальная. Отсутствие репрезентативности полученных данных вне пределов кейса. Практическое занятие (4 часа) Студенты рассказывают о выполненном домашнем задании: опыте включенного наблюдения и ведения дневника.
  • Комбинирование полевых методов: возможности и ограничения. Часть 2: многообразие видов интервью
    Интервью как «традиционный» способ общения исследователя с респондентом. Классификация видов интервью. Достоинства и недостатки интервью. Инструментальная и коммуникативная функции гайда интервью. Правила составления гайда, основные и вспомогательные вопросы. Возможность корректировки гайда в ходе исследования. Особенности фиксации и обработки полученных результатов. Транскрипция интервью, основные правила. Идея группового интервью и ее реализация в виде метода фокус-групп. Основные задачи, которые можно решить при помощи фокус-групп. Особенности подготовки гайда фокус-группы. Организационные принципы проведения фокус-групп. Практическое занятие (4 часа) Проведение фокус-группы сослушателями курса. Разделение учебной группы на исследовательские роли (модератор, респонденты, полевой менеджер (рекрутер), клиенты, аналитики, технический специалист). Обсуждение содержательных результатов и методических проблем.
  • Комбинирование полевых методов: возможности и ограничения. Часть 3: проективные методики, мобильные методы, онлайн-методы
    Особенности проективных методик. Для чего нужна «проекция». Основные виды проективных методик: проективные вопросы, метод неоконченных предложений, проективные рисунки, техники коллажа. Специфика использования рисунков в качестве основного или дополнительного метода. Формат заданий на создание рисунка или на его изменение. Возможности и ограничения проективных методик. Типология мобильных методов. Движение как часть исследователькой стратегии. Творческий подход исследователя к имеющимся методикам. Методические эксперименты. Пример разработки и применения метода «биографическая прогулка». Возможности комбинирования не только качественных и количественных данных, но также различных типов методов друг с другом (интервью и наблюдение, проективные методики и традиционные вопросы), а также разных уровней включенности в изучаемое явление: от полной невключенности до полной включенности. Соотношение он-лайн и офф-лайн методов в одном исследовании (смешивание форматов сбора данных – mixed- mode research).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий - - -
    курс полностью завершен в 3м модуле, в 4м модуле можно только озвучить оценки.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из 2х поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Теоретические положения многометодных исследований. Прагматизм. 2. Исследовательский дизайн: логика создания, структура и критерии качества. 3. Классические типы дизайнов. Методическое наследие П. Бурдье 4. Качество данных в социальном исследовании, понятие триангуляции. 5. Кейс-стади как жанр исследования: возможности и ограничения. Классические примеры работ. 6. Онлайн и оффлайн данные в одном проекте: норма или инновация? 7. Типы исследовательских дизайнов по Д. Моргану 8. Доминирующий метод или подход в многометодных проектах: возможности исследовательского баланса 9. Классификации исследовательских дизайнов. Специфика преемственности данных. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из 2х поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Теоретические положения многометодных исследований. Прагматизм. 2. Исследовательский дизайн: логика создания, структура и критерии качества. 3. Классические типы дизайнов. Методическое наследие П. Бурдье 4. Качество данных в социальном исследовании, понятие триангуляции. 5. Кейс-стади как жанр исследования: возможности и ограничения. Классические примеры работ. 6. Онлайн и оффлайн данные в одном проекте: норма или инновация? 7. Типы исследовательских дизайнов по Д. Моргану 8. Доминирующий метод или подход в многометодных проектах: возможности исследовательского баланса 9. Классификации исследовательских дизайнов. Специфика преемственности данных. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из 2х поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Теоретические положения многометодных исследований. Прагматизм. 2. Исследовательский дизайн: логика создания, структура и критерии качества. 3. Классические типы дизайнов. Методическое наследие П. Бурдье 4. Качество данных в социальном исследовании, понятие триангуляции. 5. Кейс-стади как жанр исследования: возможности и ограничения. Классические примеры работ. 6. Онлайн и оффлайн данные в одном проекте: норма или инновация? 7. Типы исследовательских дизайнов по Д. Моргану 8. Доминирующий метод или подход в многометодных проектах: возможности исследовательского баланса 9. Классификации исследовательских дизайнов. Специфика преемственности данных. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
  • неблокирующий Проект дизайна исследования (research proposal)
    Пересдача предлагает подготовку студента по всем темам курса. В билете предлагается 2 вопроса из списка теоретических вопросов курса, студент письменно дает ответ и он дополняется собеседованием по темам курса.На пересдачу приходят студенты, у которых накопленная оценка курса ниже 4-х баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Проект дизайна исследования (research proposal)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000