2019/2020
Языки народов России и ближнего зарубежья
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина является дисциплиной дополнительного профиля (цикла) и является частью майнора. Изучение данной дисциплины не требует специальных пререквизитов. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Современная социальная антропология; Мифология, фольклор и народное искусство народов России и ближнего зарубежья; Национальное в литературе и кино. Дисциплина знакомит слушателей с языковым разнообразием России и лингвистической картиной ближнего зарубежья, опираясь на ареальные и типологические исследования по фонетике и грамматике языков. На занятиях также пойдёт речь о языковой политике, о современном состоянии малых языков и об их диалектной неоднородности.
Цель освоения дисциплины
- Познакомиться с языковым разнообразие в масштабе России и ближнего зарубежья
- Познакомиться с параметрами типологического варьирования человеческого языка.
- Познакомиться с ролями языков в обществе и отношение общества к языкам.
- Познакомиться с взаимодействием между языками, в том числе между глобальными и малыми языками.
- Познакомиться с проблемами малых и угрожаемых языков.
Планируемые результаты обучения
- Назвать факторы, которые могут определять языковую плотность.
- Назвать факторы, определяющие витальность языка; охарактеризовать текст на контактном языке; определить диалектную принадлежность текста на русском языке.
- Определить генеалогическую принадлежность языка; охарактеризовать эмпирические и методологические проблемы компаративистики.
- Назвать основные типологические особенности языков народов России в области фонетики; определить недостающие глоссы в тексте; привести примеры расширенных эвиденциальных систем.
- Охарактеризовать язык, языковую группу или языковую семью с точки зрения выбранных типологических параметров и социолингвистической ситуации.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общее представление о языковом разнообразии.Число языков в России и в мире. Как считать языки? Проблема «язык vs. диалект». Регионы повышенной языковой плотности, предположительные причины языковой плотности. Виды языкового сходства: генеалогическое, ареальное и типологическое. Лингвистические дисциплины, изучающие языковое разнообразие. Лингвистическая карта Евразии. Справочники по языкам мира.
- Тема 2. Основы социолингвистики и диалектологии.Угрожаемые языки. Мертвые языки России (айнский, убыхский). Языковой сдвиг, язык и этническая история (пример долганского), антропогенетика Кавказа. Оценка степени угрожаемости. Отношение к языку. Причины угрожаемости, факторы витальности.
- Тема 3. Основы генеалогической лингвистикиИндоевропейские языки. Генеалогическая классификация языков народов России. Принципы сравнительно-исторического языкознания, регулярные фонетические соответствия. Проблема разграничения соответствий (когнатов) и заимствований. Стословные списки и глоттохронология. Диахроническая семантика. Индоевропейские языки, их классификация. Языки в поисках прародины. Генеалогические группы на территории РФ, их родственники в сопредельных государствах. Политические корреляты языкового родства. Языки-изоляты в современной России. Гипотезы глубокого языкового родства.
- Тема 4. Основы лингвистической типологииВажнейшие параметры типологического варьирования: консонтантизм и вокализм; тоны; флективность / агглютинативность / изоляция; аналитизм / синтетизм / полисинтетизм; вершинное и зависимостное маркирование; синтаксическая типология (alignment); транзитивирующие /детранзитивирующие языки; выражение пространственности; именные классификации; порядок слов. WALS.
- Тема 5. Конкретные регионы, языковые семьи и языковые ареалы.Чукотка и Камчатка. Дальний Восток. Восточная Сибирь. Западная Сибирь. Южная Сибирь. Крайний Север. Урал и Приуралье. Центральная Россия. Поволжье. Кавказ и Закавказье. Дагестан. СНГ и бывшие республики СССР. Прибалтика, Восточная и Центральная Европа, Скандинавия. Центральная Азия, Средняя Азия, Памир и пр.
Элементы контроля
- Письменный экзамен
- Самостоятельные работы
- Домашние задания
- Активность на семинарахОценивается по результатам письменных тестов и викторин