• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Языки народов России и ближнего зарубежья

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина является дисциплиной дополнительного профиля (цикла) и является частью майнора. Изучение данной дисциплины не требует специальных пререквизитов. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Современная социальная антропология; Мифология, фольклор и народное искусство народов России и ближнего зарубежья; Национальное в литературе и кино. Дисциплина знакомит слушателей с языковым разнообразием России и лингвистической картиной ближнего зарубежья, опираясь на ареальные и типологические исследования по фонетике и грамматике языков. На занятиях также пойдёт речь о языковой политике, о современном состоянии малых языков и об их диалектной неоднородности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с языковым разнообразие в масштабе России и ближнего зарубежья
  • Познакомиться с параметрами типологического варьирования человеческого языка.
  • Познакомиться с ролями языков в обществе и отношение общества к языкам.
  • Познакомиться с взаимодействием между языками, в том числе между глобальными и малыми языками.
  • Познакомиться с проблемами малых и угрожаемых языков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Назвать факторы, которые могут определять языковую плотность.
  • Назвать факторы, определяющие витальность языка; охарактеризовать текст на контактном языке; определить диалектную принадлежность текста на русском языке.
  • Определить генеалогическую принадлежность языка; охарактеризовать эмпирические и методологические проблемы компаративистики.
  • Назвать основные типологические особенности языков народов России в области фонетики; определить недостающие глоссы в тексте; привести примеры расширенных эвиденциальных систем.
  • Охарактеризовать язык, языковую группу или языковую семью с точки зрения выбранных типологических параметров и социолингвистической ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общее представление о языковом разнообразии.
    Число языков в России и в мире. Как считать языки? Проблема «язык vs. диалект». Регионы повышенной языковой плотности, предположительные причины языковой плотности. Виды языкового сходства: генеалогическое, ареальное и типологическое. Лингвистические дисциплины, изучающие языковое разнообразие. Лингвистическая карта Евразии. Справочники по языкам мира.
  • Тема 2. Основы социолингвистики и диалектологии.
    Угрожаемые языки. Мертвые языки России (айнский, убыхский). Языковой сдвиг, язык и этническая история (пример долганского), антропогенетика Кавказа. Оценка степени угрожаемости. Отношение к языку. Причины угрожаемости, факторы витальности.
  • Тема 3. Основы генеалогической лингвистики
    Индоевропейские языки. Генеалогическая классификация языков народов России. Принципы сравнительно-исторического языкознания, регулярные фонетические соответствия. Проблема разграничения соответствий (когнатов) и заимствований. Стословные списки и глоттохронология. Диахроническая семантика. Индоевропейские языки, их классификация. Языки в поисках прародины. Генеалогические группы на территории РФ, их родственники в сопредельных государствах. Политические корреляты языкового родства. Языки-изоляты в современной России. Гипотезы глубокого языкового родства.
  • Тема 4. Основы лингвистической типологии
    Важнейшие параметры типологического варьирования: консонтантизм и вокализм; тоны; флективность / агглютинативность / изоляция; аналитизм / синтетизм / полисинтетизм; вершинное и зависимостное маркирование; синтаксическая типология (alignment); транзитивирующие /детранзитивирующие языки; выражение пространственности; именные классификации; порядок слов. WALS.
  • Тема 5. Конкретные регионы, языковые семьи и языковые ареалы.
    Чукотка и Камчатка. Дальний Восток. Восточная Сибирь. Западная Сибирь. Южная Сибирь. Крайний Север. Урал и Приуралье. Центральная Россия. Поволжье. Кавказ и Закавказье. Дагестан. СНГ и бывшие республики СССР. Прибалтика, Восточная и Центральная Европа, Скандинавия. Центральная Азия, Средняя Азия, Памир и пр.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный экзамен
  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Оценивается по результатам письменных тестов и викторин
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.25 * Домашние задания + 0.3 * Письменный экзамен + 0.25 * Самостоятельные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010