• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Человек в средневековой Европе: Восток

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Человек на христианском Востоке Временные и пространственные рамки понятия Христианский Восток. Цивилизация и субцивилизация. Цивилизационные круги Востока: Ближневосточный (сирийский и арабский), африканский (коптский и эфиопский) и закавказско-иранский. Языки христианского Востока. Генеалогия и языковые союзы. Письменности Христианского Востока. Источники изучения Христианского Востока: сохранность, репрезентативность, особенности изучения. Что мы знаем о повседневной жизни человека на христианском Востоке? Природно-климатические условия и особенности жизни на территории Ближнего Востока, Закавказья и северо-западной Африки. Плотность населения. Основные занятия. Отношение ко времени и пространству. Религия на христианском Востоке: обращение как фактор идентичности. Проблема «двоеверия»и этнические религии. Агииографическая документация. Живая и неживая природа глазами ближневосточного христианина. Этические и эстетические представления людей в контексте библеизма. Представления о месте человека в жизни и обществе. Рождение ребенка и имена на христианском Востоке. Представление о страчестве как вечном возрасте христианина. Болезни и отношение к ним. Отношение к смерти на христианском ВОстоке. Понимание «бедствия» и арабские завоевания. Погребальная обрядность. Представления о жизни после смерти. Брачные отношения и законодательное регулирование сексуальной сферы в культурах христианского Востока. Брак и его последствия. Внебрачные связи. Дети на христианском Востоке? Положение женщины. Пища и пищевые запреты на христианском Востоке. Аскетизм и рацион ближневосточного христианина. Напитки. Голод на христианском Востоке. Грамотность и межъязыковык. На чем, чем и как писали на христианском Востоке. Что и как читали. Как считали в культурах христианского Востока? Развлечения и игры. Представления о счастье и несчастье на христианском Востоке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления об истории повседневности применительно к средневековым обществам на востоке Европы: Византии и христианского Востока
  • Вырабатывание у студентов понимания особенностей повседневной жизни и самосознания людей разных общественных групп в Византии и христианского Востока
  • Формирование у студентов комплекса знаний об истории повседневности и о специфике межчеловеческих отношений в Византии и христианского Востока
  • Формирование у студентов базовых умений анализировать средневековые исторические источники и работать с академической литературой по истории Византии и христианского Востока, а также навыков междисциплинарного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Идентифицирует специфику византийского представления о человеке
  • Формулирует особенности рождения и детства в Византии
  • Проблематизирует отношение к еде и питью в Византии
  • Анализирует византийские источники на предмет выявления отношения к любви и браку
  • Перечисляет характерные особенности жилищ и одежды в Византии
  • Оценивает влияние природно-климатического фактора фактора межкультурных контактов на особенности исторического процесса на христианском Востоке.
  • Анализирует особенности рождения и смерти на христианском Востоке
  • Перечисляет особенности семейных отношений на христианском Востоке
  • Описывает особенности пищевого рациона, труда и досуга, развлечений, представлений о счастье и несчастье на христианском Востоке
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Человек в византийской цивилизации
    Лекция 1. Что такое Византия? Временные и пространственные рамки Византии. Источники, имеющиеся в распоряжении исследователя для познания византийской цивилизации. В чем преимущества и в чем недостатки нашей источниковой базы для применения методов исторической антропологии к византийскому материалу. В чем специфика византийского представления о человеке на общем средневековом фоне. Лекция 2 Родиться в Византии Византийское отношение к беременности, аборту, родам. Повивальные бабки и «научное» родовспоможение. Археологический взгляд на грудное вскармливание в Византии. Инфантицид: страшные находки в Ашкелоне. Детство в Византии. Возраст взросления. Византийская школа: когда туда шли, чему учились и сколько лет проводили. Школьные годы чудесные? С каких лет можно было работать нотариусом, а с каких проституткой. Что такое взросление. Парадоксы изображения детей в византийском искусстве. Почему Михаил Пселл произнес такую странную надгробную речь своей дочери Стилиане? Лекция 3 «Ешь, пей, веселись» (Лука 12:19) Отношение к еде и питью в Византии. Строгость постов: нормативность и реальность. Социальная, конфессиональная и региональная специфика. Монастырские уставы как гастрономический источник. Объедение и голод: феномен или ноумен? Наши познания о гастрономии: археология, лексикология, письменные источники. Хлеб насущный – что это такое? Рыба: от камбалы до стерляди. Мясо каких животных ели византийцы и как часто? Овощи и фрукты – проблема доступности. Сладости: почему византийцы не додумались до сахара? Вино, пиво…. спирт? Что значит русское слово «кирять»? Лекция 4 Любовь и брак в Византии Любовь небесная и земная: парадоксы телесности в Византии. Восприятие непристойного: специфика византийской культуры. Должное и сущее – проблема источников. Законодательное регулирование сексуальной сферы. Проституция и конкубинат. Крестьяне как носители морали? Неожиданности в покаянных руководствах. Секс в житиях святых. Гибель и возрождение любовного романа в греческой литературе. Откровения Феодора Вальсамона. Евнухи. Гомосексуальность преступная и терпимая. Смутительные гимны Симеона Нового Богослова. Лекция 5 Жилище и одежда византийца Трудности реконструкции средневекового жилища. Ловушки Мистры и Монемвасии. Византийские дома в Константинополе? Что нам дает археология византийской провинции? Социальная стратификация жилища: дворцы и хижины. Устройство византийского дома, водопровод и канализация. Византийская мебель. Когда в Византии перестали возлежать за трапезой и начали сидеть. Столовые приборы: рождение вилки, приключения ножа. Сюжет «Тайной вечери» и «Пир в доме Иова» как два универсальных изобразительных сюжета, позволяющих проследить эволюцию трапезы. Как развивалась верхняя одежда: от тоги к рубашке с рукавами, от сандалий к ботинкам, от голоногости к штанам. Изменения головного убора. Развитие украшений, зарождение мужского и женского костюма. Что мы знаем о нижнем белье византийцев? Когда Спаситель изображался обнаженным? Кто, в каких обстоятельствах и до какой степени мог раздеваться в Византии?
  • Человек в Древней Руси
    Временные и пространственные рамки древней Руси. Источники изучения древнерусской цивилизации: сохранность, репрезентативность, особенности изучения. Что мы знаем о повседневной жизни древнерусского человека? Природно-климатические условия и особенности жизни на территории Восточной Европы. Плотность населения. Основные занятия. Отношение ко времени и пространству. Верования древнерусского человека. Существует ли проблема специфического древнерусского «двоеверия»? Живая и неживая природа глазами древнерусского человека. Этические и эстетические представления древнерусского человека. Представления о месте человека в жизни и обществе. Рождение ребенка и наречение имени. Сколько имен было у древнерусского человека, и кто ему их давал? Представления о возрасте человека. Болезни и отношение к ним. Отношение к смерти в древней Руси. Древнерусская погребальная обрядность. Представления о жизни после смерти. Где находятся ад и рай? Человек и его ближайшее окружение. Законодательное регулирование сексуальной сферы. Брак и его последствия. Внебрачные связи. Что нам известно о детстве и отношении к детям в древней Руси? Чему и как учился ребенок. Холопы – «младшие» члены семьи. Права и обязанности женщины. Могла ли женщина быть главой древнерусской семьи? Пища и пищевые запреты в древней Руси. Рацион древнерусского человека. Напитки древней Руси. Голод в древней Руси. Грамотность в древней Руси. На чем, чем и как писали в древней Руси. Что и как читали в древней Руси. Как считали в древней Руси? Развлечения в древней Руси. Детские и взрослые игры. Представления о счастье и несчастье в древней Руси.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий контрольная работа
    развернутое устное сообщение или же письменная работа на заранее определенную преподавателем историческую или историографическую тему. По решению преподавателя контрольные работы могут выполняться либо индивидуально, либо в группах
  • неблокирующий реферат
    письменная работа объемом 2-3 тыс. слов, содержащая характеристику важной научной монографии, серии статей или совокупности работ по определенной теме и демонстрирующая навыки студента по выявлению авторской концепции (авторских концепций), ее (их) точному и краткому изложению
  • блокирующий письменный экзамен
    письменное испытание, на котором студент должен продемонстрировать: знание основных событий, процессов и явлений, обсуждавшихся в ходе курса, текстов источников, разбиравшихся на семинарских занятиях, и концепций авторов исторических работ из предложенного списка. По решению преподавателя студент может быть освобожден от сдачи экзамена, если накопленная оценка равняется 8, 9 или 10 баллам. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по десятибалльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашние задания + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * письменный экзамен + 0.1 * реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безобразов П.В. - Очерки Византийской культуры (1919) - Издательство "Лань" - 2013 - 181с. - ISBN: 978-5-507-12966-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/13849
  • Веселовский А.Н. - Генварские русалии и готские игры в Византии - Издательские архивы - 1885 - 22с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912756
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • История Средних веков. Т.1: ., , 2010
  • Никон, архимандрит - Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Изд.4-е. № 182. Щеглова С.А. Вирши праздничные и обличительные на ариан конца XVI - начала XVII в. - Издательские архивы - 1913 - 124с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/914252
  • Успенский Ф. И. - ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 313с. - ISBN: 978-5-534-12112-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocherki-po-istorii-vizantiyskoy-obrazovannosti-446841
  • Этингоф О.Е. - Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2000 - 312с. - ISBN: 5-89826-028-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77028

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Иконников В.С. - Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории - Издательство "Лань" - 2013 - 575с. - ISBN: 978-5-507-12789-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10774
  • Кодин Г. - О древностях Константинополя. Ч.2. (фактически "Словарь древностей Константинополя" Г. Ласкина) - Издательские архивы - 1902 - 237с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912706
  • Савва В.И. - Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей - Издательские архивы - 1901 - 412с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/912507