• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Идеология и интеллектуалы. XX век.

Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Особое внимание в рамках курса «Идеология и интеллектуалы. XX век" предполагается уделить истории интеллигенции и интеллектуалов в XX веке. При этом определенные усилия будут предприняты для того, чтобы дать слушателям внятное представление о своеобразии траекторий интеллектуальной жизни в таких ведущих странах западного мира, как США, Германия и Франция в эту историческую эпоху.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главная цель освоения курса «Идеология и интеллектуалы» состоит в том, чтобы познакомить студентов и студенток с социальными и культурными ролью и функциями интеллигенции и интеллектуалов в истории Запада, а также с базовыми концепциями идеологии мира модерна.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные вехи в истории развития интеллигенции и интеллектуалов на Западе.
  • Уметь ориентироваться в основных идеологиях мира модерна, понимать их содержательную роль и функциональное значение.
  • Понимать основные идеологические разломы и культурные войны XX века, их место в истории западного мира, роль, которую интеллектуалы сыграли в этих процессах.
  • Уметь использовать основные положения и методы социологии знания применительно к историческим и современным проблемам интеллигенции, интеллектуалов и идеологии.
  • Уметь интерпретировать и оценивать связи между сферой культуры и социальной, общественно-политической и экономической жизнью, роль культуры в современной экономике и социальном структурировании общества в рамках современных дебатов о роли интеллигенции, интеллектуалов и идеологии.
  • Уметь анализировать интеллектуальные и социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в современном мире.
  • Владеть навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, а также навыками ее получения и базовой обработки для решения научно-исследовательских, профессиональных и социальных задач.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кто такие интеллектуалы?
    Раскол на посюсторонний и потусторонний мир и природа духовных революций «осевого времени». Появление интеллектуалов и духовных сословий. Легитимация институциональных порядков как функция символического универсума. Символические знаковые системы (мифологические, религиозные, метафизические, научные, идеологические) и их значение для легитимации социальной действительности. «Эксперты», или «люди знания» как специалисты по символической легитимации. Распространение предельных легитимаций как предельно общих определений реальности и появление сословия универсальных экспертов.
  • Что такое идеология?
    Происхождение понятия «идеология» и «идеологи». Идеология как универсальная наука о познании, языке и цивилизации у французских идеологов века Революции. Понятие «идеология» в марксистской мысли. Идеология как ложное сознание социальной действительности. Ленинское преобразование марксистской теории идеологии. Пролетарская и буржуазная идеологии. Социальные корни идеологии (Карл Мангейм). Идеология и гегемония (Антонио Грамши). Идеология и общество. Идеологические аппараты государства (Луи Альтюссер).
  • Основные социологические подходы к определению понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы» в XX веке
    Три основные социологические перспективы истолкования понятия «интеллектуалы» в 20 в. Интеллектуалы как класс в себе, обладающий своими собственными интересами («дрейфуссары», Ж. Бенда, теоретики «нового класса», П. Бурдье). Интеллектуалы как представители своего социального класса (А. Грамши). Интеллектуалы как свободные от конкретной социально-классовой принадлежности лица умственного труда (К. Мангейм, Э. Шилз, Р. Коллинз). Теория символической власти и символического насилия П. Бурдье.
  • Интеллектуалы XX века в поисках коллективного спасения
    Итоги «великой войны». Interbellum (1918—1938) и его значение для подъема тоталитарных движений XX в. Фашизм — важнейшая политическая идеология XX в. Основные черты фашисткой идеологии: нация как органическое целое, лишенное антагонистических социальных противоречий; первостепенная роль государства; культ вождя; корпоративное регулирование отношений между трудом и капиталом; ставка на насилие. Причины успеха фашистских движений. Пролетароидные интеллектуалы и национал-социализм. Массовое высшее образование и его роль в производстве «интеллигентного пролетариата».
  • Интеллектуалы во Франции (XX век): от «дела Дрейфуса» к триумфу медиократии
    Французские интеллектуалы мира модерна: происхождение и родовые черты. Феномен парижской «богемы». Три этапа в истории французских интеллектуалов: «университетский период» (1880—1920), «издательский период» (1920—1960) и «медийный период» (1968—?). Основные линии разлома в политической, социальной и культурной жизни Франции на рубеже XIX/XX вв. Третья республика и «дело Дрейфуса». Феномен французского сюрреализма. Подъем правых и праворадикальных движений интеллектуалов в межвоенный период. «Народный фронт» и культурная политика французских интеллектуалов.
  • Интеллектуалы в исторических судьбах Германии (XX век): от Германской империи к Берлинской республике
    Немецкие интеллектуалы на рубеже двух веков. Особенности организации немецкой культуры и немецкого академического мира на рубеже XIX/XX вв. Немецкие академические мандарины и мировая война. Спор манифестов. Немецкая революция 1918 и споры о путях развития Германии. Веймарская республика — первая демократия на немецкой земле и отношение к ней интеллектуалов. Идеологическая география немецких интеллектуалов времен «великой» войны и Веймарской республики: спор сторонников «западной» и «восточной» ориентации. Веймарская республика и расцвет модернистской культуры в Германии 1920-х гг. Берлин Веймарской эпохи как лаборатория модерна. Культурный пессимизм немецких интеллектуалов и его исторические и социальные корни.
  • Интеллектуалы на переломе веков
    Культурные трансформации последних десятилетий их влияние на положение интеллектуалов. Процессы культурной глобализации и их составляющие. Упадок культуры публичных интеллектуалов в США. Процессы локализации интеллектуальной деятельности в экспертной, медийной и академической деятельности и влияние этих изменений на социальное положение и статус интеллектуалов в современном обществе на Западе. Интеллектуалы как законодатели и толкователи культуры. Культура как идеология интеллектуалов. Интеллектуалы как собственники и законодатели культуры. Интеллигенция и интеллектуалы в современной России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах включает в себя выступления на семинарах и доклад
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.6 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Louis Althusser. (2014). On the Reproduction of Capitalism : Ideology and Ideological State Apparatuses. [N.p.]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694954

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kopylov, V. (2017). Интеллигенция в системе гегемонии Антонио Грамши. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F10250F3