• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2019/2020

Социальная и экономическая политика в странах Северной Европы

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой "лабораторию" по политическому анализу действующих моделей социальной и экономической политики. В ходе изучения дисциплины студенты получат знания об особенностях управления этими сферами в странах Северной Европы, условиях (не)эффективности государства в этой сфере и возможностях использования европейского опыта в российском контексте. Особое место в курсе займет обсуждение роли групп интересов (корпораций и бизнес-ассоциаций, профсоюзов и общественных организаций) в разработке и реализации важнейших государственных решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение студентами теоретических знаний и прикладных навыков изучения государственной политики, навыков прикладного политического анализа
  • Знакомство студентов с политическими системами, моделями управления и особенностями функционирования бюрократии в странах Северной Европы (Австрия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Эстония)
  • Знакомство студентов с особенностями реализации социальной и экономической политики в странах Северной Европы в различных областях
  • Знакомство студентов с “лучшими практиками” в области решения государственных социально-экономических задач
  • Знакомство студентов с теоретическими и практическими аспектами проведения реформ социально-экономической политики
  • Получение студентами знаний, умений и навыков в области оценки эффективности государственной политики
  • Приобретение студентами знаний об особенностях взаимодействия национального и наднационального (Европейского) уровней управления при формировании и реализации социальной и экономической политики
  • Приобретение студентами навыков работы с документами, связанными с реализацией государственной политики в странах Северной Европы
  • Приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области российско-европейских отношений; Расширение профессионального кругозора студентов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и положения теорий политического анализа
  • Сравнивает основные модели государства благосостояния, выявляя их особенности, преимущества и недостатки
  • Знает основные положения концепции нового государственного менеджмента
  • Знает основные особенности экономической политики стран Северной Европы (в целом и в контексте отдельных политических курсов)
  • Выявляет особенности реализации политических курсов в зависимости от модели государства благосостояния
  • Знает основные особенности социальной политики стран Северной Европы (в целом и в контексте отдельных политических курсов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину. Основы анализа политических курсов
    Цели, задачи и структура курса. Географические и хронологические рамки курса. Возможности и пределы государственной политики. Провалы рынка и провалы государства. Понятия «политический курс» (policy) и «публичная политика» (public policy). Основы политического анализа. Сравнительная публичная политика. Качество государственного управления.
  • Модели государства благосостояния
    Модели государства благосостояния (welfare state), теория Г. Эспинг-Андерсена (G. Esping-Andersen). Социал-демократическая модель (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания), либеральная модель (Великобритания, Ирландия), консервативная модель (Нидерланды, Германия).
  • Новый государственный менеджмент
    Новый государственный менеджмент и теории государственного управления. Принципы нового государственного менеджмента: структурные и функциональные измерения бюрократии. Распространение нового государственного менеджмента в странах Северной Европы. Особенности работы бюрократии и негосударственных организаций в соответствии с принципами нового публичного менеджмента.
  • Бюджетная и налоговая политика в странах Северной Европы
    Формирование и реализация макроэкономической политики. Особенности налоговой политики. Истоки налоговой политики. Особенности структуры бюджетов в странах Северной Европы.
  • Региональная политика
    Что такое «региональная политика»? Дилемма «эффективность – справедливость» в территориальном разрезе. Политические факторы региональной политики. Мировой банк о необходимости изменения модели региональной политики. Обзор региональных политик в странах Северной Европы.
  • Модели высшего образования
    Высшее образование как объект политики и управления. Факторы политики высшего образования. Государство, рынок и академия: модели политики высшего образования в Европе.
  • Трудовые отношения и регулирование рынка труда в Северной Европе
    Основные характеристики рынка труда в странах Северной Европы: демографические, социальные и экономические аспекты. Структура занятости населения. Правовые и экономические основы регулирования трудовых отношений в странах Северной Европы, социальное обеспечение. Отношения «работник» - «работодатель» - «государство», роль профсоюзов в реализации трудовой политики.
  • Пенсионное обеспечение в Северной Европе
    Модели пенсионных систем в странах Северной Европы: роль государства и рынка. Причины и модели реформирования пенсионных систем. Роль электоральной системы, политических партий и групп интересов в формировании модели пенсионной системы
  • Экологическая политика в странах Северной Европы
    Роль бизнеса в реализации экологической политики. Арктический регион: интересы североевропейских стран. Глобальный экологический фонд
  • Макроэкономическая политика государства. Дилемма эффективности и справедливости
    Макроэкономическая политика государства: понятие и элементы. Основные парадигмы макроэкономической политики. Кейнсианство. Неолиберализм. Дилемма политики между «эффективностью» и «справедливостью».
  • Политика в отношении миграции
    Политика в отношении миграции в Европе, исторические, политические и институциональные факторы. “Миграционный кризис” в 2010-е и его влияние на партийные размежевания. Иммиграция и общественное мнение.
  • Демография, гендерное измерение политики
    Политика в отношении семьи в Северной Европе. Семейное как политическое: политизация родительства. Аспект гендерного равенства.
  • Политика в отношении дискриминации
    Политические меры против дискриминации. Аспекты дискриминации: возрастной, гендерный, этнический и далее. Политика разнообразия. Возникновение “правого поворота”.
  • Методы оценки эффективности политических курсов
    Понятие эффективности (effectiveness vs. efficiency, impact-assessment vs. process-assessment). Политическое, социальное и экономическое измерения эффективности. Критерии эффективности. Оценка эффективности политики на этапе выбора альтернатив, промежуточные и итоговые оценки. Качественные и количественные методы оценки эффективности политических курсов. Реформа как эксперимент. Бенчмаркинг. Оценка регулирующего воздействия. Рейтинги и индексы как “идеальные модели” и инструменты оценки политики.
  • Реформирование политических курсов: теоретические аспекты
    Понятие «реформа». Причины проведения реформ и роль представительства интересов, рецепты успешности. Методики (индексы) оценки успешности реформ (public policy evaluation). Влияние несоциальных факторов на социальные и политические изменения.
  • Здравоохранение в странах Северной Европы
    Модели здравоохранения. Реформы в области здравоохранения. Сравнительный анализ политических курсов в области здравоохранения. Муниципальное координирование здравоохранения.
  • Роль политических акторов и институтов в осуществлении реформ. Вето-игроки
    Джон Кингдон об участниках, условиях и институтах, способствующих и препятствующих реформированию политических курсов. Неоинституциональный подход к изучению политических изменений. Словарь реформ: реформаторы, оппозиция, антрепренеры и вето-игроки.
  • Реформы и негосударственные акторы
    Роль негосударственных акторов - НКО, профсоюзов и бизнеса в проведении реформ. Заинтересованные группы как инициаторы и противники реформ.
  • Реформы и общество
    Общественное участие в реформировании политических курсов. Структура политических возможностей. Общественные ценности как триггер модернизации
  • Политика стран Северной Европы и Европейская интеграция
    Страны Северной Европы и ЕС: общая характеристика взаимоотношений. Поведение изучаемых стран в институтах ЕС. Европеизация: понятие и характеристика. Европеизация “сверху” и “снизу”. Открытый метод координации. Экономический и валютный союз ЕС и финансово-экономическая политика стран Северной Европы. Социальная политика ЕС и трансформация “государства благосостояния”.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    В ходе экзамена студент должен ответить письменно на три вопроса в течение 1 часа 20 минут. Экзамен проводится в письменной форме продолжительностью 1 час 20 минут на платформе GoFormative (https://goformative.com/) и Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие вебкамеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: (1) подключиться к платформе Zoom, включить камеру и микрофон, (2) если студент планирует пользоваться конспектами, он должен показать их преподавателю (3) не закрывая Zoom (не выключая камеру и микрофон), пройти по присланной преподавателем ссылке на GoFormative и приступить к письменному экзамену. Во время экзамена студенту запрещается: (1) выключать камеру и микрофон на платформе Zoom в течение всего времени экзамена; (2) во время прохождения экзамена в GoFormative открывать дополнительные окна (ссылки) браузера, сворачивать страницу с GoFormative, открывать дополнительные файлы на компьютере. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться конспектами лекций и семинаров, подготовленных студентами самостоятельно. К конспектам не относятся распечатки слайдов к лекциям и литературы к семинарским занятиям. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение продолжительностью 5 минут и менее. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение продолжительностью более пяти минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель семинарских занятий оценивает активность студентов в обсуждении обязательной литературы к семинарам и качественный вклад студента в дискуссию в рамках семинарских занятий, оценка за семинар (0, 4, 7 или 10) выставляется в ведомость. Оценка за компонент рассчитывается как средняя арифметическая за семинары (округление арифметическое).
  • неблокирующий Групповой проект
    Цель проекта - выявить оптимальное решение какой-либо социальной и политической проблемы на основе сравнительного анализа “лучших практик” изучаемых стран. Проект выполняется в группах (4-5 человек), сдается в письменной форме не позднее, чем за две недели до окончания курса.
  • неблокирующий Тест
    Проверочная работа в форме теста с открытыми и закрытыми вопросами
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Групповой проект + 0.25 * Тест + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Багаева А. В., Терновая Л. О. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 266с. - ISBN: 978-5-534-09673-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-evropeyskoy-integracii-445395
  • Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Райзберг Б. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006792-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/478645
  • Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Райзберг Б. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-006792-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/536436
  • Кашкин С.Ю. - Отв. ред. - ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 647с. - ISBN: 978-5-9916-1896-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravo-evropeyskogo-soyuza-tom-1-obschaya-chast-382866
  • под редакцией Л. В. Сморгунова - Публичная политика: Институты, цифровизация, развитие: коллективная монография - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 349с. - ISBN: 978–5–7567–1007–6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122999
  • Попова О.В. - Политический анализ и прогнозирование - Издательство "Аспект Пресс" - 2011 - 464с. - ISBN: 978-5-7567-0621-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68718
  • Северная Европа. Регион нового развития / [Н. М. Антюшина и др.] ; под ред.: Ю. С. Дерябина, Н. М. Антюшиной ; Российская акад. наук, Ин-т Европы. - М. : Весь Мир, 2008. - 512 с. - (Старый Свет - новые времена). - ISBN 978-5-7777-0392-7. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Единый внутренний рынок Европейского союза: Учебное пособие / Г.М. Костюнина, Н.Г. Адамчук, В.И. Баронов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0304-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/449453