• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Принятие решений в условиях неопределенности и риска

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Аналитик деловой разведки)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Аналитик деловой разведки
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Любая учебная дисциплина управленческого цикла подготовки включает материал, посвященный разработке решений. В курсе управления персоналом идет речь об отборе кандидатов на вакантную должность, в курсе управления маркетингом – об определении рекламной политики компании и т.д. В то же время процессы разработки и принятия решений, относящихся к разным функциям бизнеса и к разным уровням управления, обнаруживают общие закономерности. Знание этих закономерностей, умение строить процесс разработки и принятия решения наиболее рациональным образом, навыки индивидуального и группового принятия решений исключительно важны для менеджера. Поэтому наряду с другими учебными дисциплинами в программы подготовки менеджеров и исследователей проблем менеджмента включается специальный курс по разработке и принятию управленческих решений. Курс носит инструментальный и методологический характер. Это означает, что в нем рассматриваются методы, инструментарий (математический, информационный), процедуры, индивидуальные и групповые технологии разработки и принятия управленческих решений. В отличие от других управленческих дисциплин, отвечающих на вопрос о том, какое управленческое решение следует принять в той, или иной ситуации в маркетинге, управлении персоналом, финансами и т.д., курс отвечает на вопрос о том, как организовать разработку и принятие решения в данной ситуации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов необходимый объём компетенций, необходимых для анализа, совершенствования и разработки процедур и процессов принятия управленческих решений в организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявлять тип процесса принятия решений (в рамках типологии Г.Минцберга) и мероприятия, направленные на повышение его эффективности.
  • Выявлять индивидуальный стиль принятия решений у себя /у сотрудников с использованием батареи тестовых методик и разрабатывает на этой основе управленческие рекомендации
  • Разрабатывать, исходя из целей задачи принятия решения, критерии для оценки и сравнения альтернатив, разделяя их на критерии допустимости и критерии сравнения (оптимальности).
  • Выделять во множестве альтернатив Парето-оптимальные.
  • Выявлять условия эффективного использования аддитивной функции ценности как метода свертки критериев и ситуации, в которых ее использование некорректно (зависимость критериев по предпочтению).
  • Применять для решения задачи выбора в условиях неопределенности классические критерии «игр с природой» (критерии Лапласа, Вальда, Гурвица)
  • Строить дерево решений для задач ПР в условиях риска и анализирует его в парадигме Неймана-Моргенштерна, выявляя оптимальную стратегию поведения.
  • Проводить / принимать участие в сессии мозгового штурма методом модерации (номинальных групп).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Как мы принимаем решения: системы мышления и роль интеллекта. Модели процесса принятия решения.
    Место общей теории принятия решений в общем комплексе наук об управлении. Системы мышления: быстрая, медленная (система 1 и система 2). Автономное, алгоритмическое и рефлективное мышление.Понятие модели ППР. Нормативные и дескриптивные модели процесса принятия решений и их использование в управленческой практике. Проблема рациональности принятия решения. Рациональная модель. Критика Г. Саймоном рациональной модели: когнитивные, политические и организационные факторы ограничения рациональности. Принятие решений и интеллектуальные способности. Ошибки и искажения в процессе принятия решений. Эффекты репрезентативности, Ирвина, якоря, Монте-Карло, Стоунера, невозместимых затрат, ментального учета. Проблемы суждений в условиях неопределенности.
  • Тема 2. Индивидуальные особенности поведения людей в ситуациях принятия решений.
    Типология стилей принятия решений. Стили принятия решений по А.В. Карпову (по уровню организации решений). Стили принятия решений по Вильямсу-Миллеру. Анализ индивидуального стиля по А.Дж. Роу. Стили принятия решений по К.Бруссо, М. Драйверу, Р. Ларссону и Г. Уриану. Стили принятия решений по И.Адизесу. Использование теста MBTI для изучения и анализа индивидуального стиля ПР. Анализ стиля принятия решений на основе трансакционного анализа Э. Берна.
  • Тема 3. Принятие решений при многих критериях.
    Понятия цели, показателя и критерия. Требования к критериям в задачах стратегического управления. Методика формирования набора критериев в задачах принятия решений. Инструментальные и экспертные измерения и оценки. Шкалы, числовые по форме. Шкалы: абсолютная, отношений, интервалов, порядковая и номинальная. Количественные и качественные измерения. Допустимые операции с показателями, измеренными в разных шкалах. Методы выбора шкал экспертно измеряемых показателей. Принятие решений на основе попарного сравнения альтернатив. Проблема определения наилучшего варианта решения при наличии нескольких критериев. Понятия мажоранты и максимального элемента по бинарному отношению. Понятия эффективности (оптимальности по Парето), слабой эффективности (оптимальности по Слейтеру). Влияние модификации условий задачи принятия решения на множества Парето и Слейтера. Методы принятия решений при многих критериях: классификация. Функции ценности: условия управленческой эффективности применения. Понятия непрерывности отношения предпочтения и зависимости по предпочтению и условия существования и аддитивности функции ценности. Процедуры и программные средства построения функций ценности. Использование функций ценности в рейтинговых оценках и ранкингах. Метод аналитической иерархии Т. Саати. Программная реализация метода: пакет ExpertChoice. Проблемы с методом аналитической иерархии. Метод замещений Г. Райфы и Р. Кини. Data Envelopment Analysis (DEA) и его компьютерная реализация.
  • Тема 4. Принятие решений в условиях неопределенности.
    Понятие экономического риска и методы его измерения. Разграничений условий риска и неопределенности. Недостаточность вариации и ее производных как измерителя риска. Обобщенные стратегии поведения в условиях риска (передача, предотвращение/уменьшение, диверсификация, поглощение, избегание, хеджирование). Проблема выбора между стратегиями и критерии выбора (Вальда, Гурвица, Сэвиджа, Лапласа).
  • Тема 5. Принятие решений в условиях риска.
    Понятие лотереи. Недостаточность вариации и ее производных как измерителя риска. Теория субъективной полезности Неймана-Моргенштерна. Функции полезности и их вид. Понятие детерминированного эквивалента. Измерение степени склонности/несклонности к риску. Теория проспектов Канемана и Тверски.
  • Тема 6. Групповые технологии принятия решений.
    Нормативные и дескриптивные роли в принятии решений в группе. Процедуры выработки решений в группе: мозговой штурм, метод Дельфи, метод модерации. Проблема и методы подведения итогов при голосовании (принципы большинства, Борда, Кондорсе, медиана Кемени). Постулат К.Эрроу о невозможности и его следствия. Методика выбора групповой технологии. Процессы выработки решений в группе в условиях асимметрично распределенной информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущие задания по курсу
  • неблокирующий Разбор кейса
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной/устной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams; Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами по разрешению преподавателя. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Разбор кейса + 0.4 * Текущие задания по курсу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Иллюзия выбора. Кто принимает решения за нас и почему это не всегда плохо: Научно-популярное / Санстейн К. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 252 с.: ISBN 978-5-9614-5478-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/728491
  • Креативное мышление в бизнесе, , 2006
  • Мозг прирученный: Что делает нас людьми? / Гуд Б.; Пер. Лисовой Н., - 2-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 285 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5927-2 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/914494
  • Филинов-Чернышев Н. Б. - РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 324с. - ISBN: 978-5-534-03558-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razrabotka-i-prinyatie-upravlencheskih-resheniy-433919

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Адизес И.К., - 7-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 264 с.: ISBN 978-5-9614-5406-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912757
  • Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25
  • Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе : учеб. пособие для вузов, Дубров, А. М., 2001
  • Психология риска и принятия решений : учеб. пособие для вузов, Корнилова, Т. В., 2003
  • Разработка управленческого решения : учебник для вузов, Литвак, Б. Г., 2008
  • Эффективное принятие решений, Друкер, П. Ф., 2006