• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Культура и искусство изучаемого региона (Китай)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Нестерова Ольга Александровна
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

Целью данного курса является ознакомление слушателей с историей развития художественной культуры и визуального искусства Китая; формирование представлений об особенности генезиса китайского визуального искусства; о закономерностях развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства Китая. В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные сведения о культурно-исторических, социокультурных, этнокультурных и цивилизационных характеристиках развития визуального искусства Китая; уметь понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях визуального искусства Китая в общем контексте художественной и социальной культуры; использовать теоретические знания по теории и истории визуального искусства на практике, в том числе готовить информационно-аналитические материалы и справки, реферировать и рецензировать научную литературу; владеть навыками квалифицированного использования терминологии для понимания научных и научно-публицистических текстов по истории изобразительного искусства и художественной культуры изучаемого региона; корректного применения понятийного аппарата востоковедных исследований в сфере изучения китайско- конфуцианской культурной традиции и стратегий ее влияния на другие страны региона; а также при анализе и интерпретации художественно-изобразительных особенностей артефактов этнических культур; изучения достижений китайской художественной культуры на основе использования специально-научных и междисциплинарных методов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знание актуальных проблем и результатов востоковедных исследований в области изучения визуального искусства изучаемого региона (Китай); умение применять основные методологические подходы для интерпретации основных визуальных способов репрезентации культурных форм Китая
  • Знание истории развития художественной культуры и визуального искусства Китая; сформировать знания о генезисе китайского визуального искусства
  • Знание о закономерностях и особенностях формирования и развития культурно-обусловленных традиций визуального искусства изучаемого региона (Китай)
  • Развитие умений и навыков осуществлять компаративный анализ культурных ценностей и эстетических приоритетов на различных историко-культурных этапах развития Китая; умение осуществлять анализ закономерностей развития визуального искусства в общем контексте социокультурной динамики Китая
  • Иметь представление об основных особенностях и способах визуализации ценностей материальной, социальной и духовной культуры Китая; понимать роль этно-религиозных и религиозно-этических учений в становлении развития визуального искусства Китая
  • Развитие у студентов навыков системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей визуального искусства и художественной культуры Китая; умение осуществлять качественный анализ артефактов художественной культуры Китая
  • Иметь навыки исследования в области истории и теории развития китайской культурно-художественной традиции, в том числе становления традиционных визуальных форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет и анализирует в призведении искусства элементы синтеза
  • Выявляет и анализирует основные особенности древнего искусства Китая
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства Китая VII – XIII вв. и школы живописи эпох Тан и Сун
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Юань
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Мин
  • Выявляет и анализирует основные особенности изобразительного искусства периода Цин
  • Описывает основные принципы и особенности визуализации в китайском театральном искусстве
  • Демонстрирует знание основных особенностей китайского визуального искусства
  • Анализирует этнокультурные особенности китайского ландшафтного искусства и архитектуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Синтез искусств в художественной культуре Китая
    Синтез искусств как один из определяющих, конструирующих моментов в структуре китайской художественной культуры. Типология визуального искусства Китая. Закономерности и особенности развития визуального искусства в культурном пространстве изучаемого региона. Эстетические принципы и символика китайского изобразительного искусства. Китайские трактаты по теории искусства о синтезе искусств. Синтез, канон и декоративность как факторы развития зрелищных и пространственных искусств и живописной традиции. Синтез литературы, каллиграфии и живописи как характерная черта искусства китайской традиционной живописи. Особенности художественно-выразительного языка живописи и каллиграфии. Общность материалов и орудий письма китайской живописи и каллиграфии (кисть, тушь, бумага, шелк) – тунцзюй. «Общность приемов» - тунфа и палитра формально-выразительных средств (линия, удар-прикосновение кисти, мазок).
  • Особенности изобразительного искусства Древнего Китая
    Возникновение и начало становления китайского изобразительного искусства в контексте социокультурного и духовного развития Древнего Китая. Факторы формирования изобразительного искусства. Связь живописи и каллиграфии. Искусство в системе социальной, материальной и духовной культуры архаического Китая (с эпохи раннего палеолита до возникновения государственности). Искусство эпохи Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.). Способы визуализации в рамках изобразительного искусства эпохи Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Особенности развития изобразительного искусства Китая периода ранних империй (Цинь и Хань – III в. до н.э. - III в н.э.).
  • Изобразительное искусство Китая VII – XIII вв. и школы живописи эпох Тан и Сун
    Основные черты культурного контекста развития китайского изобразительного искусства VI – X веков. Расцвет экономики и культуры государства Тан (618 – 907 гг.). Развитие городов, торговли и ремесла. Роль крупных городов в развитии культуры. Чанъань – Западная столица, Лоян – Восточная столица. Особенности архитектуры: крпости, императорские дворцы, пагоды. Взаимодействие с Индией, Кореей и Японией: межкультурные контакты. Изобретение ксилографии в годы правления Танской династии. Книгопечатание и распространение научных трудов. Ханьлинь – литературная академия, в которую входили выдающиеся живописцы и поэты (Ван Вэй, У Дао-цзы, Ли Сы-сюнь, Ли Бо, Ду Фу, Хань Юй и др.). VIII в. – выпуск первой газеты. «Лиюань» («Грушевый сад») – школа певцов и музыкантов. Введение системы государственных экзаменов. Расцвет танской поэзии. Сближение поэзии и живописи в использовании выразительных средств. Творчество поэтов-каллиграфов. Личность и творчество Ли Бо
  • Изобразительное искусство периода Юань
    Общая характеристика политического и социокультурного развития Китая периода Юань (XIII – XIV века). Влияние нашествия монголов на развитие культуры и искусства. Настроения уныния и ностальгии в среде китайских художников. Перемещение крупнейших мастеров живописи в южные провинции. Иносказательный смысл картин. Роль подтекста в надписях на картинах. Творчество Цянь Сюаня (1239 – 1310). Творчество Ни Цзаня (1301 – 1374). Ни Цзань – вертикальный свиток «Хижина мудреца осенней порой». Творчество Ван Мэна (1309 – 1385). Семиотика орхидеи и бамбука. Интерпретация тем орхидеи и бамбука в творчестве китайских живописцев У Чжэня (1280 – 1354), Ли Каня (1245 – 1320) и Гу Аня (XIV век). Свиток У Чжэня «Ветка бамбука под ветром» (1350 г.). В юаньской живописи бамбук – символ возвышенного ученого, не сгибаемого житейскими бурями. Развитие художественно-выразительных приемов, совершенствование изобразительной техники. Усложненность образов, интерес к разнообразию технических приемов и колористических сочетаний. Синтез поэзии, каллиграфии и живописи. Декоративность и орнаментальность надписей. Соотношение ритма живописи с ритмом каллиграфического почерка. Равнозначность живописи и поэзии: гармония визуального и смыслового начал художественного произведения. Литературность пейзажа. Юаньские живописцы культивируют принципы сунского направления «Вэнь жэнь хуа» («живопись благородных людей). Противопоставление «искусства для себя» профессиональному искусству на заказ.
  • Изобразительное искусство периода Мин
    Общая характеристика социокультурного развития Китая эпохи Мин (1368 – 1644). Восстановление экономики, укрепление городов, усиление политического могущества Китая. Возведение дворцовых и храмовых ансамблей в Пекине, Нанкине и других крупных торговых городах. Социально-политические противоречия и развитие художественной культуры. Специфика историко-культурной ситуации и ее влияние на развитие духовной культуры и изобразительного искусства. Появление наряду с традиционными и официальными формами культуры новых течений. Интерес художников к роли и значению человеческой личности. Развитие театра и драмы: сюжетная острота и популярность. Исторические романы. Оживление средств выразительности литературного и живописного языка. Два полюса литературы и живописи периода Мин: сухая традиционность – смелость и свежесть чувств. Отражение противоречий минского времени в живописи. Пейзажный жанр утрачивает прежнюю общественную значимость. Тенденция к копированию образцов прошлого. Сходство с живописной манерой предшественников становится художественным идеалом. Контроль власти над творчеством художников и запреты отступать от принятых изобразительных норм и канонов. Меньшее давление официальной власти на художественное творчество в Ханчжоу и Сучжоу. Развитие многочисленных художественных школ: Чжэцзянской (Дай Цзинь), Сучжоуской (Шэнь Чжоу, Вэнь Чжэн-мин и т.д.). Развитие в провинциях традиций сунской и юаньской «живописи ученых». Творчество Дай Цзиня. Творчество Ю Вэя (1459 – 1508). Творчество живописца, каллиграфа и поэта Шэнь Чжоу (1427 – 1509). Творчество Тан Иня (1470 – 1523) – свиток «Рыбаки на осенней реке». Новый стиль и принципы художественного творчества Сюй Вэя (1521 – 1593). Окончательное формирование особенностей минской пейзажной живописи в конце XVI – XVII веках. Очевидный разрыв между канонизацией старых схем и тенденциями нового стиля.
  • Изобразительное искусство периода Цин
    Общая характеристика основных направлений развития художественной культуры Китая в эпоху Цин (1644 – 1911 гг.). Особенности социокультурной и социально-политической ситуации. Замкнутость Китая и застой в сферах политической, социальной, экономической и культурной жизни. Основные противоречия в культуре Китая второй половины XVII – XIX веков. Период яркого расцвета и одновременно все усиливающихся противоречий – между провозглашенными высокими гуманистическими идеалами и практикой насилия, жестокости, террора, между роскошью и нищетой, между утонченной культурой и невежеством, между новым и старым. Искусственная консервация художественных канонов и традиций. Борьба старого и нового в сфере искусства. 1679 г. – «Трактат из сада величиной с горчичное зерно».
  • Принципы и особенности визуализации в китайском театральном искусстве (Пекинская опера)
    Синтез визуального и аудиального представления и восприятия в театральном искусстве Китая: Музыка в китайском театральном искусстве и в китайской культуре. Роль музыкального и театрального искусства в организации и развитии социокультурных взаимодействий. Художественно-эстетический канон китайского музыкального искусства в рамках культурной традиции и ритуала. Конфуцианство об этико-социальных функциях искусства. Воспитание личности как процесс рецепции морально-этических ценностей с целью совершенствования нравственных качеств человека. Влияние конфуцианских художественно-эстетических установок на тематику, жанры и формы искусства при династии Хань (207 до н.э. – 220 н.э.). Особенности традиционного китайского художественно-эстетического канона.
  • Этнокультурные особенности визуализации в китайском ландшафтном искусстве и архитектуре
    Семиотика садово-паркового пространства. Изобразительные средства формирования целостного пространства. Особенности традиционной китайской ландшафтной архитектуры. Синтез утилитарного и символического в китайской ландшафтной архитектуре. Истоки истории становления китайского сада: юанью и линтай. Парки времен династий Цинь и Хань. Сады при храмах и монастырях. Уникальный стиль «сада поэта» в эпоху Тан. Сад Бо Цзюйи в Люйдаофане (Лоян, провинция Хэнань). «Покажи мне свой сад, и я скажу, кто ты». Формирование стандартов обустройства сада. Усадебный сад. Храмовый сад. Растения в саду. Пионы и лотосы в саду храма Циэнь в Сиане. Сосны, можжевельник и цветущие деревья в буддийских храмах как реализация принципа: «Форма сама по себе есть пустота; пустота сама по себе есть форма». Персиковые деревья в даосских храмах. Семиотика персика в контексте даосского учения. Императорские парки «золотой эпохи» Тан. Расцвет садово-паркового искусства в эпоху Сун. Изображение архитектурных построек в пейзажной живописи эпохи Сун. Сад как центр творческой жизни. Сад как существенная часть образа жизни: ценность любования цветами и растениями, коллекционирование древностей, медитация. Эстетические функции цветов, птиц, рыб и насекомых в изобразительном искусстве и искусстве организации сада. Парк Гэньюэ императора Хой Цзуна (1100 – 1125) – дворец Хуаянгун.
  • Китайское визуальное искусство в контексте культуры быта и повседневной жизни
    Роль искусства в повседневной жизни китайцев. Основные функции изобразительного искусства в повседневной жизни. Визуализация этических и эстетических ценностей в традиционной китайской культуре. Декоративно-прикладное искусство Китая: лак, шелк, фарфор. Лаковое производство. История развития лакового производства в Китае. Особенности технологии приготовления лака. Три разновидности лака по технологии производства и особенностям декора: 1) расписной; 2) резной; 3) инкрустированный. «Сухой лак» провинции Сычуань. Основные китайские центры производства художественных лаковых изделий: провинции Фуцзянь, Сычуань, Цзянсу, Гуйчжоу, Цзянси, Гуандун, Ганьсу, Пекин, Шанхай. Пекинский резной красный лак на медной или деревянной основе. Визуальные образы – люди, горы и воды, цветы и орнаменты, птицы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Задание в итоговом тесте
    Данный тест студенты проходят по желанию.
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Ответ на вопросы на семинаре
  • неблокирующий Экзамен (Тест (аудиторная работа, письменная форма) – 60 минут)
    Итоговая оценка по данной дисциплине складывается по совокупности оценок за 1 и 2 модуль (за экзамен за 2 модуль), за аудиторную и самостоятельную работу в 3 модуле, за тест в LMS, пройденный в 3 модуле, за аудиторную и самостоятельную работу в 4 модуле. Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к системе согласно расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Экзамен (Тест (аудиторная работа, письменная форма) – 60 минут)
    Итоговая оценка по данной дисциплине складывается по совокупности оценок за 1 и 2 модуль (за экзамен за 2 модуль), за аудиторную и самостоятельную работу в 3 модуле, за тест в LMS, пройденный в 3 модуле, за аудиторную и самостоятельную работу в 4 модуле. Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (lms.hse.ru). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к системе согласно расписанию. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.1 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.6 * Экзамен (Тест (аудиторная работа, письменная форма) – 60 минут)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.05 * Задание в итоговом тесте + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.05 * Ответ на вопросы на семинаре + 0.15 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.6 * Экзамен (Тест (аудиторная работа, письменная форма) – 60 минут)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. — 160 с. — (Научная книга). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1062376
  • Новое сибирское китаеведение. Мифы и концепты китайской культуры : монография / Н.П. Копцева, О.А. Карлова, Лия Ма [и др.] ; под науч. ред. Н.П. Копцевой, О.А. Карловой. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 264 с. - (Путь в будущее: Сибирь глазами ученых). - ISBN 978-5-7638-3475-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1031819 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1031819

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В.В. Собольников. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 160 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945472
  • Спешнев, Н.А. Китайцы : особенности национальной психологии : монография / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-9925-0634-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049005