• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Развитие организаций публичного управления

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление кадрами государственных организаций)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Попова Елена Павловна
Прогр. обучения: Управление кадрами государственных организаций
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины – обеспечить глубокое понимание процесса развития организаций публичного управления для обоснованного выбора технологий их изменения. Реализация указанной цели предполагает знакомство с: - многообразием подходов к природе организаций и с особенностями организаций публичного управления; - различными подходами к пониманию природы организационного развития, его критериев, механизмов, ограничений и последствий; - различными подходами в прикладной сфере при выборе технологии организационного изменения и оценке реализуемых проектов. Именно такой многосторонний подход может позволить комплексно оценить реформы, проводящиеся в сфере публичного управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен знать основные проблемы и существующие модели организационного изменения и развития.
  • Уметь оценивать объяснительные возможности различных моделей при анализе ситуаций в реальных организациях; обосновывать на базе существующих моделей организации границы применения той или иной технологии совершенствования организационных процессов;
  • Иметь навыки (приобрести опыт): выбора адекватных технологий организационных изменений для обеспечения развития организаций публичного управления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать место организационного развития в структуре управленческой науки.
  • Знать определение понятия "организационное развитие"; критерии: эффективность и выживание.
  • Знать основные источники неопределенности; подходы к проблеме типологии моделей организационного развития.
  • Знать основные модели в рамках инвайронментального подхода.
  • Знать специфику инновационного подхода к проблеме организационного развития: критерии и механизмы.
  • Знать основные последствия радикальных инноваций в организациях, согласно модели ТюБёрнса.
  • Знать основные подходы к проблеме рациональности организационного развития. Знать подход к пониманию социальных действий Р.Мертона.
  • Знать основные этапы жизненного цикла организации. Уметь использовать модель И.Адизеса для диагностики этапа развития оганизации.
  • Знать основные положения популяционно-селекционного подхода, перспективы его использования при проектировании организационного изменения.
  • Знать специфику патодиагностического подхода в диагностике: основные патологии и методы их выявления.
  • Знать специфику подхода к социологической диагностике организации как к оценке объекта через соотнесение с эталоном; отличие диагностики от исследования; этапы диагностики.
  • На примере диагностики уметь проанализировать состояние реальной организации (по выбору студента) и сделать вывод о необходимости её изменения и о том, в каком направлении её необходимо менять.
  • Знать логику построения ситуационного норматива при решении проблемы выбора ориентиров организационного развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Организационное изменение и развитие как специальное направление в рамках теории организаций. Специфика организаций публичного управления.
    Предмет, проблематика теории организаций и ее место среди управленческих и социологических дисциплин. Роль организаций в современном мире. Организация и совместная деятельность. Типы организаций. Организация как процесс, инструмент, социальный организм. Социокультурная природа организаций. Функции и природа организаций. Организация как средство регуляции совместной деятельности. Гетерогенность средств регуляции поведения. Понятие о социальной организации. Формальная и неформальная подсистема регуляции поведения и деятельности. Организации как искусственные и естественные системы. Проблема эффективности организации. Границы организации. Организации как социальный институт. Внешняя среда организации. Модели внешней среды. Показатели состояния среды. Модель организации как открытой, закрытой, избирательно открытой системы. Внутренняя среда организации. Структура организации. Типы организационных структур. Ситуационные переменные. Нормативисткая и антинормативисткая методология при изучении организаций. Проблема критериев организационного развития. Специфика организаций публичного управления; структура, внешняя среда, критерии эффективности, последствия изменений.
  • Основные подходы к пониманию природы организации и проблема организационного изменения.
    Классическая школа в теории организаций. Социальная философия Ф. Тейлора и ее проекция на менеджмент и теорию организаций: проблема совершенствования организационной структуры. Модель промышленной организации А.Файоля в рамках концепции административной системы управления. Логика формирования административной иерархии. Культурологическая версия классических принципов организации и управления в концепции М.Вебера. Итоги внедрения принципов школы человеческих отношений в организацию. Выживание как главный критерий эффективности деловой организации (Ч.Барнард). Проблема развития организации и дивергенция целей в работах Г.Саймона и Ф.Селзника. Дивергенция целей как социальная дифункция. Антинормативистский подход к проблеме оптимальности организационной структуры. Технология как внутренняя ситуационная переменная (Дж.Вудворд). Ситуационные переменные в разработках представителей Астонской группы. Эмпирический подход в теории организации. Стратегическая модель развития организации А.Чендлера.
  • Организационное изменение и развитие: источники, механизмы, критерии позитивности.
    Актуальность проблемы организационного развития в теории организаций. Понятие организационного изменения и организационного развития. Организационное развитие как позитивное качественное изменение организационной структуры. Неопределенность как базовый источник организационных изменений. Внутренние и внешние источники неопределенности. Проблема критериев организационного развития. Многообразие моделей организационного развития и проблема их классификации.
  • Инвайронментальный подход к проблеме организационного развития.
    Анализ внешних источников организационных изменений как основание формирование инвайронментального подхода к проблеме организационного развития. Основные механизмы организационных изменений в рамках инвайронментального подхода. Организация как частично открытая и частично закрытая система. Гетерогенность среды. Проблема рациональной адаптации. Три уровня открытости в системе управления организацией: стратегическое, координационное и оперативное управление. Основные модели в рамках инвайронментального подхода: структурно-ситуационная теория (П.Лоуренс, Дж.Лорш, Дж.Томпсон); теория ресурсной зависимости (Дж.Пфеффер и Дж.Саланчик), неоинституциональная теория (Дж.Мейер, В.Р.Скотт, Б.Роуан,У.Пауэл, П.Дж.ДиМаджио), теория организационной экологии (М.Хэннен и Дж.Фримен). Ситуационная методология и инвайронментализм модели организации и организационного развития П. Лоуренса и Дж. Лорша. Логика взаимоотношений организации с внешней средой: сегментация внешней среды и структурная дифференциация. Структурная дифференциация как источник позиционного конфликта. Концепция сложных организаций Дж.Томпсона. Сложные организации и их признаки. Проблема обеспечения стабильности деятельности в условиях неопределенности. Феномен буферного эффекта. Критерий оптимальности организационных структур. Инвайронментальная модель организации Пфеффера и Саланчика. Проблема зависимости от ресурсов. Взаимная зависимость организаций. Сила зависимости. Потенциал организации. Управление зависимостями. Задача изменения состояния внешней среды. Типы организационных стратегий направленных на снижение зависимостей.
  • Инновационный подход к проблеме организационного изменения и развития.
    Модель организации как искусственной системы как основа инновационной модели организационного развития. Проблема инноваций в организационной теории. Жизненные циклы инноваций. Фазы инновационных процессов (К.Левин). Проблема организационного развития в рамках эмпирической школы. Модель стратегического выбора. Концепция стратегического управления как пример инновационного подхода. Внедрение новшества как критерий позитивности организационного изменения в инновационном подходе. Понятие интервенций. Проблема сопротивления изменениям. Инновационный подход к проблеме организационного развития А.И.Пригожина. Принятие решения о необходимости внесения новшеств в организацию. Понятие патологии. Методы организационного развития.
  • Проблема сопротивления радикальным организационным изменениям в работах Т.Бернса.
    Исследования радикальных технологических трансформаций шотландских организаций. Состояние внешней среды и два адекватных им типа организационных структур. Механические бюрократии и органические структуры. Попытка радикальной трансформации. Феномен непластичности организаций. Патологические структуры и их признаки. Истоки патологии организации. Три подсистемы социальной организации по Бернсу и проблема консерватизма организации.
  • Проблема управления организационным изменением в естественных моделях организационного развития.
    Проблема рациональности организационного развития. Модель «мусорной корзины» как противоположная абсолютизации свободы выбора менеджера в процессе организационного развития. Структурно-функциональные истоки формирования естественного подхода к проблеме организационного развития. Влияние школы социальных систем. Понимание функций организации. Понятие дисфункций в рамках естественных моделей. Понимание эффективности организации через ее способность к выживанию.
  • Закономерности развития организации в теории жизненных циклов.
    Различие жизненных циклов биологических и социальных систем. Детерминизм и свобода выбора в социальном действии. Проблема последствий социального действия (Р.Мертон). Многообразие моделей жизненных циклов (И.Адизес, А.Даунз, Дж.Л.Липпитт и У.А.Шмидт, Л.Е.Грейнер и др.). Роль рациональности действий менеджеров в жизни организаций. Модель жизненных циклов И.Адизеса: основные положения. Основные стадии и этапы в жизни организаций. Рост и старение организаций: краткая характеристика.
  • Популяционно-экологическая модель организационного развития М.Хэннена и Дж.Фримена.
    Ранние модели организационной экологии. А.Холи о принципе изоморфизма и нарастании закрытости организации. Экологический комплекс (Дункан, Шнорр). Консерватизм организаций. Структурная инерция (А.Стинчкомб) Поздние модели организационной экологии. Персоналии: М.Хэннен, Дж.Фримен, К.Кэрролл). Критика рационалистических антропоцентрических моделей организации. Критика инновационных и стратегических концепций развития организации. Внешняя среда как источник организационных изменений. Среда как совокупность экологических ниш. Популяционная и фокусная перспектива. Развитие как расширение организационного репертуара. Представления о социальной и организационной популяции. Эволюционная и революционная логика организационного развития. Две фазы развития организации. Стратегия и проект изменений как повод к развитию. Концепция естественного отбора и селекции социокультурных образцов на уровне организационной популяции. (М.Ханнен, Дж.Фримен). Проблема моделирования социокультурной селекции образцов в организации и на уровне организационной популяции (В.В.Щербина).
  • Патодиагностический подход в социологической диагностике организаций.
    Базовые положения и проблемы применения. Проблема введения нормы в диагностике организации. «Организационные патологии» и «дисфункции» в представлении создателей и сторонников рассматриваемого подхода. Проблематичность использования оснований для идентификации неприятных процессов как «патологий» или «дисфункций» организации. Проблема формирования списка организационных патологий. О возможностях и условиях формирования полноценной патодиагностики сегодня и в ближайшей перспективе. Представление о патологиях и дисфункциях в медицине. Представления о дисфункции в макросоциологии и социологии организаций. Представления о «социальной патологии» в макросоциологии и социологии организаций. Дисфункции и патологии в рамках двух базовых моделей теории организаций. Организационные патологии в рамках модели организации как искусственной системы. Дисфункции организации в рамках модели организации как естественной системы.
  • Социологическая диагностика организации как оценка состояния объекта через соотнесение с эталоном.
    Диагностика и исследование: специфика используемых средств. Блок описания реального состояния объекта в социологической диагностике: теоретико-методологические и методические различия ССД. Блок задания должного состояния объекта в социологической диагностике. Общая характеристика. Некоторые специфические показателя задания должного в ССД. Типы задания должного по степени универсализма: «нормативистский» тип показателя задания должного, «ситуационный» тип показателя задания должного. Типология показателей должного по источнику представлений о желательном состоянии объекта: ценностные представления как основание для определения должного состояния; научно обоснованные показатели должного. Применяемые на практике типы показателей должного в рамках социологической диагностики, созданные под задачи ОР. Блок определения рассогласования между должным и реальным состоянием.
  • Определение ориентиров ОР и логики развития в рамках традиционной версии диагностики деловой организации.
    Содержание диагностики. Итоги диагностики: принципы развития компании и реорганизации ее системы управления, согласованные с ее дирекцией.
  • Определение ориентиров и траектории ОР в рамках диагностики организаций, проводимой в логике селекционно-популяционной модели.
    Постановка проблемы. Место, время, цели и задачи проведения социальной диагностики. Источники информации, положенные в основу диагностики. Теоретико-методологические основания данного типа диагностики. Краткая характеристика треста. История и логика развития треста. Логика описания реального состояния диагносцируемых объектов. Формирование системы показателей как этап описания реального состояния организации. Определение показателя должного.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Проведение и презентация диагностики организации публичного сектора (на выбор студента)
    Защита проектов диагностик проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/). К защите необходимо подключиться всем студентам одновременно. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в защите студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, при ответе включить камеру и микрофон.
  • неблокирующий Активность на семинарском занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка = оценка за домашнее задание (0.4) + оценка за диагностику (0.4) + оценка за активность на семинарских занятиях (0.2)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организация и управление, Гвишиани, Д. М., 1998
  • Развитие деловых организаций : теоретические модели и проблемы практического применения: учеб. пособие, Щербина, В. В., 2010
  • Теория организации : хрестоматия, Морган, Г., 2010
  • Управление жизненным циклом корпорации, Адизес, И. К., 2007
  • Управляя изменениями, Адизес, И. К., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальные теории организации : словарь, Щербина, В. В., 2000
  • Управление изменениями : хрестоматия, , 2010