• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Аналитик деловой разведки)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Прогр. обучения: Аналитик деловой разведки
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс включает важнейшие и наиболее связанные с повседневной жизнью темы из двух разделов экономической теории, микроэкономики и макроэкономики. Микроэкономика изучает поведение отдельных элементов экономической системы страны - прежде всего, потребителей и производителей - то, как они делают свой выбор (что купить/произвести) и как взаимодействуют друг с другом. Ключевые категории микроэкономического анализа, с которыми мы познакомимся: спрос и предложение; производство, издержки и прибыль; рыночные структуры (такие, как совершенная конкуренция, монополия и олигополия). Макроэкономика изучает экономическую систему страны как единое целое и проблемы, общие для всей экономики. Ключевые категории макроэкономического анализа, с которыми мы познакомимся: ВВП, инфляция и безработица; экономический рост и деловой цикл; государственная макроэкономическая политика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • заложить у слушателей основы экономической грамотности, "экономического образа мышления" и показать, как экономические знания могут применяться в реальной жизни.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • определять ключевые экономические термины
  • объяснять работу рынка с помощью модели спроса и предложения
  • выявлять случаи оправданного и неоправданного государственного вмешательства в работу рынка
  • формулировать ограничения модели спроса и предложения
  • прогнозировать степень изменения поведения покупателей исходя из эластичности функции спроса
  • формулировать основные термины, относящиеся к поведению фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде
  • выявлять тип рыночной структуры на отдельно взятых рынках
  • описывать модель кругооборота доходов и расходов в рыночной экономике
  • объяснять основные макроэкономические показатели
  • сравнивать разные точки зрения на причины циклического развития экономики страны
  • сравнивать плюсы и минусы государственного вмешательства в экономику
  • описывать основные инструменты фискальной политики
  • сравнивать положительные и отрицательные стороны, связанные с применением монетарной политики
  • выявлять взаимосвязи между состоянием платежного баланса и состоянием валютного рынка страны
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в экономическую теорию.
    В этом модуле мы поговорим о том, чем занимаются современные экономисты (предметы их изучения могут быть весьма неожиданными) и как они работают. Мы познакомимся с некоторыми важнейшими экономическими терминами и простейшей экономической моделью. С использованием этой модели мы покажем, откуда берется взаимная выгода при международной торговле. Вас ждет восемь видеолекций, в некоторых из них есть контрольные вопросы (не влияют на общую оценку, но помогают понять, насколько хорошо вы освоили материал лекции). Также в Вашем распоряжении слайды к видеолекциям (некоторые из них содержат дополнительные примечания) и субтитры.В конце модуля Вас ждет контрольный тест: для успешного прохождения всего курса Вам необходимо справиться с не менее, чем 80-ю процентами его заданий. Тест можно повторять, но количество повторов ограничено (не более 3 в день), а задания теста могут меняться от повтора к повтору.
  • Тема 2. Спрос и предложение.
    Что является "визитной карточкой" экономической теории? Конечно, прежде всего - спрос и предложение! В этом модуле мы познакомимся с моделью спроса и предложения, покажем, каким образом устанавливается рыночное равновесие. Мы научимся применять модель спроса и предложения на примере анализа работы валютного рынка, а также обсудим, насколько оправдано государственное вмешательство в работу рынка. Вас ждет девять видеолекций и слайды к ним. В конце модуля Вас вновь ждет контрольный тест: для успешного прохождения всего курса Вам необходимо справиться с не менее, чем 80-ю процентами его заданий.
  • Тема 3. Спрос и предложение (2).
    В этом модуле мы продолжаем изучать тему «Спрос и предложение». Модель спроса и предложения имеет свои ограничения, и мы обсудим, когда применение этой модели не рекомендуется или рекомендуется с ограничениями. Кроме того, вы узнаете, что стоит за законом спроса, а также познакомитесь с таким новым важным понятием как "эластичность". Для функции спроса знание различных эластичностей может помочь спрогнозировать, насколько сильно покупатели среагируют на изменение доходов или, скажем, на повышение цен. В этом модуле Вас ждут восемь видеолекций, слайды и традиционный контрольный тест. Есть и новинка - необязательное (на итоговую оценку это не повлияет), но интересное задание для взаимного оценивания.
  • Тема 4. Производство и издержки фирмы.
    Мы продолжаем погружаться в мир экономики, и в этом модуле познакомимся с основными терминами, относящимися к поведению фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Фирмой экономисты называют любую коммерческую организацию, производящую продукцию с целью получения прибыли. Какие общие закономерности существуют при любом производстве? Почему экономист всегда видит у фирмы больше издержек, чем бухгалтер и какие именно виды издержек выделяют в экономическом анализе? Обо всем этом вы узнаете четвертом модуле. Вашему вниманию будет предложено девять видеолекций, слайды и контрольный тест.
  • Тема 5. Максимизация прибыли. Рыночные структуры.
    В этом модуле вас ждет заключительный большой блок тем по микроэкономике. Вы научитесь применять маржинальный анализ, а также познакомитесь с классификацией рыночных структур. Мы "соберем вместе" и систематизируем как новые, так и ранее полученные знания, чтобы показать как работает сложная и саморегулируемая система - конкурентный рынок. А если конкурентов на рынке мало? Для описания работы таких рынков (монополистических или олигополистических) также существуют экономические модели! В этом модуле видеолекций больше, чем в предыдущих - целых тринадцать. Некоторые из них помечены звездочкой - это значит, что их просмотр не обязателен, и в тесте не будет вопросов по материалам этих лекций. Однако если вы хотите иметь более целостный и системный взгляд на микроэкономику, соответствующий типичной программе обучения по этому предмету, советуем все-таки смотреть все видеофрагменты подряд. В конце модуля Вас ждет традиционный контрольный тест.
  • Тема 6. Введение в макроэкономику.
    После напряженного модуля 5 Вас ждет некоторое затишье :). Начиная с этого модуля мы начнем изучать макроэкономику. Мы познакомимся с первой макроэкономической моделью (кругооборота доходов и расходов). Кроме того Вы узнаете, откуда государства берут деньги и на что их тратят? Что разные страны экспортируют, и что импортируют? Что такое ВВП, как его рассчитывать разными способами и что интересного можно увидеть, сравнивая структуру ВВП разных стран? Вашему вниманию будет предложено 9 видеолекций, после просмотра которых вы сможете приступить к новому контрольному тесту.
  • Тема 7. Основные макроэкономические показатели.
    Мы продолжаем изучать макроэкономику. Познакомимся с основными макроэкономическими показателями (такими как номинальный и реальный ВВП, процентные ставки, обменный курс, инфляция), их аналитическими возможностями и границами применимости. А также научимся самостоятельно интерпретировать их динамику. Было бы здорово, если бы Вы после лекций этого модуля попробовали самостоятельно зайти на сайт какой-нибудь статистической службы (например, Росстата, www.gks.ru) и опробовать вновь полученные знания на практике! Для того, чтобы дать Вам дополнительный стимул сделать это, в этом модуле вас ждет второе задание для взаимного оценивания, как и в прошлый раз необязательное (на итоговую оценку это не повлияет), но интересное! Кроме него вашему вниманию будет предложено 8 видеолекций, слайды, контрольный тест.
  • Тема 8. Экономический рост и бизнес-цикл.
    Почему одни страны развиваются быстрее, а другие медленнее? Почему в любой стране экономической развитие идет неравномерно? В этом модуле мы поговорим про экономический рост и бизнес-цикл. Мы познакомимся с разными взглядами на причины циклического развития экономики страны. А для этого научимся применять еще одну важную модель в нашем курсе - модель совокупного спроса и совокупного предложения. Как всегда, вашему вниманию будет предложено девять видеолекций, слайды и контрольный тест.
  • Тема 9. Государственные макроэкономические политики.
    В последних двух модулях мы поговорим, как государство на макроэкономическом уровне может управлять развитием экономики и какие плюсы и минусы такого вмешательства выделяют экономисты. В этом модуле мы познакомимся с первой группой инструментов государственного макроэкономического регулирования - инструментами фискальной политики. А кроме того на этой неделе мы поговорим о деньгах. Что это такое? Как и когда они появились в человеческом обществе и во что превратились к настоящему времени? Каким образом в современном мире деньги могут возникать из ниоткуда и исчезать в никуда? Всего вашему вниманию будет предложено 12 видеолекций, после просмотра которых вы сможете приступить к новому контрольному тесту. Обратите внимание, что десятая видеолекция (чем опасны инфляция и дефляция?) отмечена звездочкой, это значит, что ее просмотр не обязателен, и в тесте не будет вопросов по материалам этой лекции. Однако мы рекомендуем с ней ознакомиться, так как материал лекции крайне актуален в нынешней мировой ситуации.
  • Тема 10. Государственные макроэкономические политики (2).
    Тема десятого модуля - монетарная политика и платежный баланс страны. Мы узнаем как работает монетарная политика и какие есть положительные и отрицательные стороны, связанные с ее применением. Познакомимся также с методологией составления платежного баланса страны (на настоящий момент она успела несущественно измениться - некоторые статьи "поменяли знак") и разберемся, как связаны его различные состояния c состояниями валютного рынка. После этого мы сравним различные режимы валютного регулирования и обсудим особенности проведения монетарной политики в открытой экономике.Всего вашему вниманию будет предложено 10 видеолекций, после просмотра которых вы сможете приступить к контрольному тесту.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест 1
  • неблокирующий Тест 2
  • неблокирующий Тест 3
  • неблокирующий Тест 4
  • неблокирующий Тест 5
  • неблокирующий Тест 6
  • неблокирующий Тест 7
  • неблокирующий Тест 8
  • неблокирующий Тест 9
  • неблокирующий Тест 10
  • неблокирующий Итоговая контрольная №1
  • неблокирующий Итоговая контрольная №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Итоговая контрольная №1 + 0.15 * Итоговая контрольная №2 + 0.07 * Тест 1 + 0.07 * Тест 10 + 0.07 * Тест 2 + 0.07 * Тест 3 + 0.07 * Тест 4 + 0.07 * Тест 5 + 0.07 * Тест 6 + 0.07 * Тест 7 + 0.07 * Тест 8 + 0.07 * Тест 9
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ким И. А.-МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-328-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01637-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mikroekonomika-432061
  • Экономикс, Мэнкью Н. Г., Тейлор М. П., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гибель империи : уроки для современной России, Гайдар Е. Т., 2007
  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : Курс лекций, Ясин Е. Г., 2002
  • Фрикономика : мнение экономиста - диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями, Левитт С. Д., Дабнер С. Дж., 2007
  • Экономика для менеджеров : десять важных инструментов для руководителей, Майталь Ш., Лащинской Ю. И., 1996