Бакалавриат
2019/2020
Санскрит
Статус:
Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Дубянский Александр Михайлович,
Комиссаров Дмитрий Алексеевич,
Комиссарук Екатерина Львовна,
Русанов Максим Альбертович
Язык:
русский
Кредиты:
11
Контактные часы:
272
Программа дисциплины
Аннотация
Санскрит является основным восточным языком для студентов профиля «Языки и литература Индии». Знание основ санскрита, основных произносительных норм, правил грамматики и орфографии очень важно для углубленного изучения индоарийских языков, овладения навыками перевода, анализа и комментирования наиболее значительных памятников индийской культуры. Владение санскритом необходимо студентам-индологам для серьезного изучения индийской литературы, истории и религий, это также позволит им на более старших курсах изучать среднеиндийские языки, на которых, в частности, написаны произведения буддийского и джайнского канонов.
Цель освоения дисциплины
- закрепить знания в области грамматики, лексики и письменности санскрита, приобретенные студентами на первом году обучения, и устранить пробелы и недочеты в этих знаниях;
- познакомиться с санскритским эпосом, а именно – со стилистическими и грамматическими особенностями эпического санскрита, и шире – с жанровыми особенностями эпической поэзии в целом и санскритского эпоса в частности;
- познакомиться с поэзией кавья, с особенностями стихосложения в классической санскритской поэзии, с поэтическими фигурами, использовавшимися древнеиндийскими классическими поэтами на ранних этапах развития кавьи.
Планируемые результаты обучения
- Приводить особенности использования формул и тем в санскритском эпосе, с особенностями композиционной структуры «Махабхараты» и «Рамаяны», с поэтикой санскритского эпоса, с его основными сюжетами.
- Умение переводить и подвергать анализу фрагменты из батальных сцен, сцен плача, наиболее известных вставных сюжетов, а также «философские» фрагменты «Махабхараты.
- Умение переводить и подвергать анализу фрагменты о похищении Ситы и о полете Ханумана на Ланку. Знание особенностей композиции поэмы и ее сюжетной структуры.
- Описание с истории и древнейших образцов кавьи, с ее жанровыми особенностями. Знание основных фигур древнеиндийской поэзии.
- Умение переводить и подвергать анализу фрагменты описаний побега из дворца, спящего гарема и четырех встреч.
- Умение переводить и подвергать анализу различные фрагменты поэмы.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие сведения о санскритском эпосе.Формулы и темы. Композиционная структура. Поэтика. Сюжеты.
- Тема 2. Махабхарата.Батальные сцены. Сцена плача. Вставные сюжеты. «Философские» разделы.
- Тема 3. Рамаяна.Композиция поэмы. Сюжетная структура. Похищение Ситы. Сцена полета на Ланку.
- Тема 4. КавьяИстория. Древнейшие образцы жанра. Жанровые особенности. Основные поэтические фигуры.
- Тема 5. «Буддхачарита» АшвагхошиПоэма о жизни Будды. Сцена побега из дворца. Сцена спящего гарема. Фрагменты о четырех
- Тема 6. «Саундарананда» Ашвагхоши.Искусность в средствах. Тоска по возлюбленной.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.4 * Контрольная работа + 0.6 * Самостоятельная работа
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Pollock, Sheldon. The Language of the Gods in the World of Men : Sanskrit, Culture, and Power in Premodern India, University of California Press, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=265551.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Pfeiffer, M. (2019). An Introductory Sanskrit Reader. Norderstedt: PubliQation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2023674
- William Dwight Whitney. (2013). Sanskrit Grammar. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1153234