• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История искусства конца 20 - начала 21 века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Першеева Александра Дмитриевна, Тарнопольский Владислав Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве: от новой вещественности до постконцептуальных практик. В фокусе внимания находится история визуальных искусств, а также история новой музыки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знание таких направлений, как абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание таких направлений, как трансавангард, «искусство взаимодействия», новые виды искусства (перформанс, хэппенинг, инсталляция), а также паблик-арт, арте повера, лэнд-арт, видео- и медиа-арт
  • Студенты получают ясное понимание того, в каких стилистических отношениях находятся современное искусство, кинематограф и видеоарт, узнают об основных направлениях, именах и произведениях
  • знание таких направлений, как абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм
  • знание основных этапов развития мирового искусства первой половины XX века (авангард и модернистские направления), ключевых теоретических моделей, особенностей различных медиа, стилистических направлений современного искусства
  • Студенты углубленно изучают специфику авторского кино и видеоарта в связи с поисками современных художников
  • студенты получают системное представление о современной музыке и ее связи с актуальным искусством
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История искусства конца XX – начала XXI века (этап 2): авторский курс Дарьи Пыркиной
    Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве: от новой вещественности до постконцептуальных практик. Хронологические рамки курса: 1945 г. — начало 2000-ых гг., то есть период, традиционно понимаемый как «история современного искусства (contemporary art history)» в международной традиции, с момента окончания II мировой войны до наших дней. В этот период возникают новые жанры и виды искусства, ставящие под вопрос его традиционные формы, существенно размыкающие его границы, расширяющие понятие и трактовку художественного объекта и образа, утверждающие новые формально-языковые приемы; совершается важный переход от модернистского к постмодернистскому сознанию. В центре внимания в четвертом модуле будут такие направления, как трансавангард, «искусство взаимодействия», новые виды искусства (перформанс, хэппенинг, инсталляция), а также паблик-арт, арте повера, лэнд-арт, видео- и медиа-арт.
  • История искусства конца XX – начала XXI века (этап 1): авторский курс Карины Караевой
    Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве — от новой вещественности до постконцептуальных практик. Данная дисциплина делится на три программы в соответствии с тремя профилями направления «Современное искусство», чтобы студенты могли получить углубленное представление о связи истории искусства и контекста их будущей профессии. Так студенты профиля «Кино и видеоарт» будут фокусировать внимание на вопросах экранных искусств (преподаватель — Карина Караева). Курс Карины Караевой «Память и воображаемое. Пространство видео» (для профиля «Кино и видеоарт»). История революционного визуального манифеста. Конец 60-х годов ознаменован новых подходом к визуальному искусству. То, что начинает происходить в эстетике, становится актуальным прежде всего для возникновения видеоарта, изначально работающего как на территории телевидения, так и на территории перформанса. Однако наиболее важные эксперименты происходят в аспектах применения монтажных приемов живописи и кинематографа и артикуляции новых возможностей видеоарта. Особенность языка видеоарта выявляется исключительно с помощью зрителя-участника, зрителя-автора. Здесь скрыт знак изображения в видеоарте — с одной стороны, он заключается в «отсутствии» автора, в некоем символическом обмене между зрительским неполноценным рождением и сознательным самоубийством художника, который отныне является посредником между читателем/зрителем и деструктивным текстом видеоинсталляции. Новая реальность без автора-творца, сотворившая себя сама, запечатлевшая себя сама, способна на рефлексию только в контексте видеоарта, который существует в настоящем. В отличие от кинематографа, существующего в совершенно различных временных континуумах, видеоарт представлен настоящим, существует в настоящем, его означающее настоящее. С художественной точки зрения, видеоинсталляция, в положении здесь и сейчас, предлагающая предаться созерцанию, не отрекаясь от мысленного процесса зрителя/автора, устанавливает такой режим, который не назовешь ни дневным, ни ночным. Контакта с прошлым не существует, здесь неприменимо «воспроизведение», которое «не может быть понято как таковое, если я уже не обладаю своего рода прямым контактом с прошлым, остающимся на своем месте». В видеореальности прошлое как временная символическая, семантическая единица не нуждается в инсталлировании. Видеоарт нарочно отвергает вообще категорию времени вне настоящего — «время как имманентный объект сознания есть время нивелированное — другими словами, уже не время. Суть времени в том, чтобы себя осуществлять и не быть, никогда не быть полностью конституированным».
  • История искусства конца XX – начала XXI века (этап 1): авторский курс Дарьи Пыркиной
    Студенты интенсивно погружаются в историю искусства, подробно останавливаясь на послевоенном искусстве: от новой вещественности до постконцептуальных практик. Хронологические рамки курса: 1945 г. — начало 2000-ых гг., то есть период, традиционно понимаемый как «история современного искусства (contemporary art history)» в международной традиции, с момента окончания II мировой войны до наших дней. В этот период возникают новые жанры и виды искусства, ставящие под вопрос его традиционные формы, существенно размыкающие его границы, расширяющие понятие и трактовку художественного объекта и образа, утверждающие новые формально-языковые приемы; совершается важный переход от модернистского к постмодернистскому сознанию. В центре внимания в третьем модуле будут такие направления, как абстрактный экспрессионизм и «живопись действия», оп-арт и кинетизм, поп-арт, минимализм, концептуализм.
  • История искусства конца XX – начала XXI века (этап 2): авторский курс Карины Караевой
    Курс посвящен изучению видеоарта, созданного в различных форматах: от однокадрового одноканального видео до сложнейших интерактивных инсталляций, полиэкранов и произведений в виртуальной реальности. Продолжается изучение истории кинематографа (с акцентом на авторское кино) и истории современного искусства
  • История искусства первой половины ХХ века
    На занятиях студенты изучают основные этапы развития мирового искусства первой половины XX века (авангард и модернистские направления), знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также со стилистическими направлениями современного искусства и творчеством наиболее значимых художников. Одна из главных задач — проанализировать ключевые произведения и обсудить важные вопросы, поднятые искусством XX века. Кроме того, анализируются различные варианты переосмысления искусства древних времен и классического наследия в проектах модернистов
  • Музыка и звук в контексте современного искусства: XX–ХХI вв
    Основной теоретический курс третьего модуля продолжится изучением современного искусства на стыке с аудиальными и музыкальными практиками. Вторая часть курса затрагивает конец XX века и начало новой цифровой эпохи, целиком изменившей представление художников о работе со звуковыми источниками
  • Музыка и звук в контексте современного искусства: XX в
    Основной теоретический курс третьего модуля продолжится изучением современного искусства на стыке с аудиальными и музыкальными практиками. Первая часть курса будет посвящена перформансам, хэппенингам и глубокому изучению работ парижской студии GRM.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий промежуточные тесты
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменное задание
    Для экзаменов без прокторинга: Дисциплины по направлению “История и теория дизайна” в Школе дизайна оцениваются по кумулятивной схеме, и на экзамен направляются лишь те студенты, кумулятивная оценка которых оказывается меньше 4 баллов. Экзамен проводится в устной форме — беседа с преподавателем по материалам курса, ответы на вопросы в свободной форме. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать отвечающего и участвовать в комментировании не своего ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент переходит в конец очереди отвечающих. Если студент не сумел переподключиться до конца экзамена, он отправляется на пересдачу. Формат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.В случае успешного прохождения экзамена по конкретному предметному блоку накопленная оценка студента за этот предметный блок повышается до 4, 5 или 6 баллов. В случае, если на экзамене студент получает неудовлетворительную оценку за один или более предметных блоков, этот предметный блок считается не зачтенным, накопленная оценка за этот блок не принимается во внимание, а суммирование с другими предметными блоками внутри дисциплины не производится. Студент может пересдать данный блок в рамках официальной пересдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Стандартная схема накопительной системы оценивания включает в себя следующие параметры: активность на занятиях, промежуточные тесты, письменное задание. Оценка за предметный блок по этой схеме рассчитывается по следующей формуле: Итоговая оценка = (Оценка за первый тест*0,25) + (оценка за второй тест*0,25) + (оценка за письменную работу*0,25) + (оценка за активность*0,25).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • Иконников, А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Издание в двух томах Том II [Электронный ресурс] / А. В. Иконников; Под ред. А. Д. Кудрявцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 672 с.: 1225 ил. - ISBN 5-89826-130-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453257
  • Иконников, А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Издание в двух томах. Том I [Электронный ресурс] / А. В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с.: 1055 ил. - ISBN 5-89826-096-Х. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/453255
  • Ильина Т. В. - ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ 2-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-10029-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-iskusstvoznanie-429148
  • Теория и история искусства: Выпуск 3/4 / Под ред. А.П. Лободанова. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 216 с. - ISBN 978-5-19-010892-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022556 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022556
  • Теория и история искусства. Вып. 1—2 / Отв. ред. А.П. Лободанов. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 272 с. - ISBN 978-5-19-010861-3 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022560 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022560
  • Теория и история искусства. Выпуск 1 / Отв. ред. А.П. Лободанов. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 208 с. - ISBN 978-5-211-06489-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022558 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022558

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мариевская Н.Е. - Время в кино - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-89826-439-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77247
  • Паниотова Т.С. - История искусств (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 676с. - ISBN: 978-5-406-05995-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933723
  • Фёдоров Н.Ф. - Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть? - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-10480-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6275
  • Хренов Н.А. - Образы "Великого разрыва". Кино в контексте смены культурных циклов - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 536с. - ISBN: 5-89826-292-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77144