• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Семантико-синтаксические аспекты анализа библейских текстов"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Библеистика и история древнего Израиля)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики, систематизирует знания о семантике и синтаксисе, тренирует умения и формирует навыки лингвистического анализа текста, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере библеистики и истории древнего Израиля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики, изучающих «высшие» уровни языка — синтаксиса и семантики
  • ознакомление с филологическими методами изучения этих уровней языка на материале мёртвых языков (прежде всего древнееврейского и древнегреческого)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает различия между школьным и научным пониманием грамматики текста
  • описывает наблюдаемые в тексте явления с точки зрения современной лингвистики
  • использует основные методы лингвистического анализа текста, его содержательной и формальной стороны
  • владеет основными понятиями лингвистического анализа
  • применяет полученные знания при лингвистическом анализе в научно-исследовательской деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Грамматическое и лексическое в языке
    Различия грамматической и лексической семантики. Обязательность и регулярность. Синонимия. Происхождение грамматических единиц (грамматикализация). Универсальность. Универсальный грамматический набор. Примеры категорий, малохарактерных для европейских языков: эвиденциальность, elevation (ориентир выше/ниже говорящего). Семантические карты.
  • Как устроено значение?
    Сильная семантика и слабая. Треугольник Фреге. Теория референции. Категория определенности. История семантики. Структуралистский подход. Примитивные смыслы. Теория прототипов. Теория Сепира-Уорфа. Семантические поля и границы между ними. Скрытая семантика. Понятия презумпции, ассерции, наблюдателя, фона и фигуры.
  • Синонимы и антонимы как «ключи» к семантике. Подход Московской Семантической школы
    Полисемия. Семантические сдвиги: метафора и метонимия. Явление колексификации.
  • Теория грамматики конструкций
    Коэрсия. Проблема усвоения языка: подход “usage-based”. Эксперименты. Колексемный анализ конструкций.
  • Структура ситуации
    Участники ситуации, семантические роли. Каузативность и контроль. Структура события. Временная ось. Признаки, состояния, процессы и события. Основные типы их участников
  • Типология глагола
    Семантические сдвиги в разных языках. Легкие глаголы.
  • Семантика предметных имен
    Базовые уровни. Валентности. Множество и части, топологическая классификация, мереология. Типология предметных имен: примеры.
  • Пространство как наблюдаемая категория
    Системы ориентирования. Фасадность. Фон и фигура. Пространственные предлоги. Семантика посессивности. Посессивность и локативность. Дейксис. Время и пространство. Грамматическое время.
  • Признаки. Предикаты
    Предикатный и именной континуум. Предикативные и аттрибутивные конструкции. Семантические разряды прилагательных в формальных теориях. Качественные признаки отношения к норме. Параметрические оценочные и параметрические эксперинциальные признаки. Норма эксперинциальных. Оценка и семантические сдвиги. Качественные признаки: антонимы. Несимметричность антонимов. Антропоцентричность в признаковой лексике. Функциональность, размеры. Типология признаков: примеры.
  • Предмет и задачи синтаксиса
    Место синтаксиса в моделях языка. Традиционная уровневая модель. Модель «Смысл-текст». Y-модель. Модель грамматики конструкций. Специфика сбора синтаксических данных при работе с мёртвыми языками.
  • Грамматика зависимостей
    Вершинное и зависимое маркирование. Status constructus в семитских языках, его эволюция и функциональные аналоги. Case study: синтаксис именной группы в сирийской Библии (Пешитте).
  • Аргументная структура
    Семантические роли. Синтаксические валентности. Аргументные преобразования. «Породы» глаголов в семитских языках и способы их типологического анализа.
  • Синтаксис клаузы
    Типология базового маркирования актантов. Эргативность в семитских языках и история её возникновения.
  • Дифференциальное маркирование аргументов
    Современные типологические подходы к ДМА. Диахрония ДМА. ДМА в древнееврейском и классическом сирийском языках. ДМА в современных новоарамейских языках.
  • Финитность
    Шкала финитности Т. Гивона. Типология нефинитных конструкций в древнееврейском и греческом языках.
  • Синтаксис именной группы
    Типология порядка слов в именной группе. Типология артикля. История артикля в древне- и новогреческом языке.
  • Синтаксис полипредикации
    Относительные предложения. Обстоятельственные предложения. Комплементация. ECM-конструкции. Отглагольные имена в семитских языках. Типология клаузальных коннекторов в древнегреческом языке.
  • Диахронический синтаксис
    Теория грамматикализации. Реанализ. Типологические циклы грамматикализации. Что современная диахроническая типология может дать палеогебраистике и палеоэллинистике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
  • неблокирующий контрольная работа
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
  • неблокирующий экзамен
    Пересдача экзамена проводится в течение одной недели с первоначальной даты экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * домашнее задание + 0.3 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816
  • Соссюр Ф. ; пер. Сухотин А. М., под ред. Шор Р.О. - КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 303с. - ISBN: 978-5-534-05835-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kurs-obschey-lingvistiki-410446
  • Чернявская В.Е. - Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 203с. - ISBN: 978-5-9765-1454-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106815

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Freidin, R. (2012). Syntax : Basic Concepts and Applications. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=458651
  • Шабанова Н.А., Станиславская С.А., Соколова О.И. - Введение в лингвистику: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 71с. - ISBN: 978-5-9765-4249-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123650