Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Семантико-синтаксические аспекты анализа библейских текстов"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Библеистика и история древнего Израиля)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бычкова Полина Андреевна,
Козлов Алексей Андреевич,
Рахилина Екатерина Владимировна,
Резникова Татьяна Исидоровна,
Рыжова Дарья Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики, систематизирует знания о семантике и синтаксисе, тренирует умения и формирует навыки лингвистического анализа текста, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере библеистики и истории древнего Израиля.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление с историей и современным состоянием основных разделов современной теоретической лингвистики, изучающих «высшие» уровни языка — синтаксиса и семантики
- ознакомление с филологическими методами изучения этих уровней языка на материале мёртвых языков (прежде всего древнееврейского и древнегреческого)
Планируемые результаты обучения
- понимает различия между школьным и научным пониманием грамматики текста
- описывает наблюдаемые в тексте явления с точки зрения современной лингвистики
- использует основные методы лингвистического анализа текста, его содержательной и формальной стороны
- владеет основными понятиями лингвистического анализа
- применяет полученные знания при лингвистическом анализе в научно-исследовательской деятельности
Содержание учебной дисциплины
- Грамматическое и лексическое в языкеРазличия грамматической и лексической семантики. Обязательность и регулярность. Синонимия. Происхождение грамматических единиц (грамматикализация). Универсальность. Универсальный грамматический набор. Примеры категорий, малохарактерных для европейских языков: эвиденциальность, elevation (ориентир выше/ниже говорящего). Семантические карты.
- Как устроено значение?Сильная семантика и слабая. Треугольник Фреге. Теория референции. Категория определенности. История семантики. Структуралистский подход. Примитивные смыслы. Теория прототипов. Теория Сепира-Уорфа. Семантические поля и границы между ними. Скрытая семантика. Понятия презумпции, ассерции, наблюдателя, фона и фигуры.
- Синонимы и антонимы как «ключи» к семантике. Подход Московской Семантической школыПолисемия. Семантические сдвиги: метафора и метонимия. Явление колексификации.
- Теория грамматики конструкцийКоэрсия. Проблема усвоения языка: подход “usage-based”. Эксперименты. Колексемный анализ конструкций.
- Структура ситуацииУчастники ситуации, семантические роли. Каузативность и контроль. Структура события. Временная ось. Признаки, состояния, процессы и события. Основные типы их участников
- Типология глаголаСемантические сдвиги в разных языках. Легкие глаголы.
- Семантика предметных именБазовые уровни. Валентности. Множество и части, топологическая классификация, мереология. Типология предметных имен: примеры.
- Пространство как наблюдаемая категорияСистемы ориентирования. Фасадность. Фон и фигура. Пространственные предлоги. Семантика посессивности. Посессивность и локативность. Дейксис. Время и пространство. Грамматическое время.
- Признаки. ПредикатыПредикатный и именной континуум. Предикативные и аттрибутивные конструкции. Семантические разряды прилагательных в формальных теориях. Качественные признаки отношения к норме. Параметрические оценочные и параметрические эксперинциальные признаки. Норма эксперинциальных. Оценка и семантические сдвиги. Качественные признаки: антонимы. Несимметричность антонимов. Антропоцентричность в признаковой лексике. Функциональность, размеры. Типология признаков: примеры.
- Предмет и задачи синтаксисаМесто синтаксиса в моделях языка. Традиционная уровневая модель. Модель «Смысл-текст». Y-модель. Модель грамматики конструкций. Специфика сбора синтаксических данных при работе с мёртвыми языками.
- Грамматика зависимостейВершинное и зависимое маркирование. Status constructus в семитских языках, его эволюция и функциональные аналоги. Case study: синтаксис именной группы в сирийской Библии (Пешитте).
- Аргументная структураСемантические роли. Синтаксические валентности. Аргументные преобразования. «Породы» глаголов в семитских языках и способы их типологического анализа.
- Синтаксис клаузыТипология базового маркирования актантов. Эргативность в семитских языках и история её возникновения.
- Дифференциальное маркирование аргументовСовременные типологические подходы к ДМА. Диахрония ДМА. ДМА в древнееврейском и классическом сирийском языках. ДМА в современных новоарамейских языках.
- ФинитностьШкала финитности Т. Гивона. Типология нефинитных конструкций в древнееврейском и греческом языках.
- Синтаксис именной группыТипология порядка слов в именной группе. Типология артикля. История артикля в древне- и новогреческом языке.
- Синтаксис полипредикацииОтносительные предложения. Обстоятельственные предложения. Комплементация. ECM-конструкции. Отглагольные имена в семитских языках. Типология клаузальных коннекторов в древнегреческом языке.
- Диахронический синтаксисТеория грамматикализации. Реанализ. Типологические циклы грамматикализации. Что современная диахроническая типология может дать палеогебраистике и палеоэллинистике.
Элементы контроля
- домашнее заданиеПересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
- контрольная работаПересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии, если преподавателем не указано иное
- экзаменПересдача экзамена проводится в течение одной недели с первоначальной даты экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * домашнее задание + 0.3 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816
- Соссюр Ф. ; пер. Сухотин А. М., под ред. Шор Р.О. - КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 303с. - ISBN: 978-5-534-05835-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kurs-obschey-lingvistiki-410446
- Чернявская В.Е. - Лингвистика текстa. Лингвистика дискурса: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 203с. - ISBN: 978-5-9765-1454-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106815
Рекомендуемая дополнительная литература
- Freidin, R. (2012). Syntax : Basic Concepts and Applications. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=458651
- Шабанова Н.А., Станиславская С.А., Соколова О.И. - Введение в лингвистику: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 71с. - ISBN: 978-5-9765-4249-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123650