• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в историю искусства

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина направлена на ознакомление студентов с историей и теорией изобразительного искусства, методами изучения произведений искусства в историческом контексте, а также на формирование у студентов навыков анализа, обработки и демонстрации изобразительных произведений на публике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с методами исторического изучения искусства зарубежных стран и России, основными направлениями, стилями, художниками и произведениями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знакомство студентов с профессиональной терминологией истории и теории изобразительного искусства
  • знакомство студентов с хронологическими и географическими рамками основных направлений и стилей развития искусства от древности до наших дней
  • формирование у студентов навыков анализа произведений изобразительного искусства – графики, живописи, архитектуры и скульптуры
  • формирование у студентов навыков применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях
  • формирование у студентов навыков обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях
  • формирование у студентов навыков сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
    Возможные классификации и принятое в настоящем курсе изложение истории искусства по техникам, от простых к сложным: графика, скульптура, живопись и архитектура. Зыбкие границы техник, стремление любого искусства выйти за поставленные ему рамки. Предмет и задачи истории искусства. Терминология и язык искусствознания. Большие проблемы истории искусства как академической дисциплины. 1. Что такое шедевр? История термина и разбор конкретного примера – «Герники» Пабло Пикассо. 2. Завершенное и незавершенное произведение искусства, его эстетические качества и его эвристические возможности. 3. Поэтика орнамента и вопрос о красоте в искусстве.
  • Графика и живопись
    Введение в проблемы графики. Рисунок и его отношение к другим техникам. Выразительные средства рисунка: контраст темного и светлого, функция линии. Соотношение художественных эпох и техник рисунка. Старые и новые мастера. Художественные проблемы печатной графики как наиболее доступного, тиражируемого искусства. Выпуклая, углубленная, плоская гравюра. Литография XIX века. Карикатура. Искусство плаката. Введение в историю живописи. Основные понятия анализа живописного произведения и вопросы стиля. «Ангажированная» живопись: роль визуальных искусств в средневековой культуре и религии. Формирование и основные особенности традиционных жанров в классической живописи: историческое полотно, портрет, натюрморт, пейзаж. Композиция и деталь в живописном произведении. Живопись Нового и Новейшего времени.
  • Скульптура и архитектура
    Вопросы терминологии: пластика, скульптура, статуя. Свободная скульптура и рельеф. Материалы скульптуры и его подчинение художественной воле мастера. Этапы и методы работы скульптора. Художественные задачи скульптуры и ее функционирование в визуальной культуре. Место архитектуры в общей системе искусств. Архитектура и строительство вне и против искусства. Конструктивное и художественное в постройке. Что главное в архитектурной концепции: пространство или масса, плоскости, линии или объемы? Продолжение развития пространственной архитектуры в христианском Средневековье: особенности храмовых пространств на разных этапах развития церковного зодчества. Основные элементы постройки в историческом развитии. Пространственные композиции крупного плана: улица, площадь, набережная.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная творческая контрольная работа
  • неблокирующий Блиц-тесты
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Заключительный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Блиц-тесты + 0.3 * Заключительный тест + 0.2 * Письменная творческая контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014