• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

История изучаемого региона

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Кораев Тимур Казбекович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История изучаемого региона» читается в течение трёх лет, с первого по третий курс. В рамках образовательной программы «Иранистика» предполагается изучение истории не только региона, на территории которого расположено современное государство Иран, но и сопредельных регионов, в тот или иной исторический период составлявших культурное или политическое единство: Средней Азии и территории современного Афганистана. Цель дисциплины — дать учащимся представление об основных этапах истории Древнего и средневекового Ирана, Ирана эпохи нового и новейшего времени, показать современный уровень накопленных знаний и дискуссионные проблемы, обратить внимание на характерные черты социального и политического устройства страны, особенности формирования ее культуры. Также среди основных задач курса — задача дать студентам представление об основных категориях источников, показать на примерах методику источниковедческого анализа, обратить внимание на проблемы и трудности интерпретации источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В задачи курса входит не только дать студентам конкретные знания о предмете – истории Ирана и сопредельных стран Западной и Центральной Азии на протяжении более чем тысячелетия (основополагающие фактические сведения, анализ и критика источников, корректная терминология), но и показать экономико-географическую, демографическую, культурологическую перспективу их изучения. Основа курса – аналитическое рассмотрение многовековой эпохи, которая в значительной мере задала те цивилизационные параметры, что и ныне характеризуют социум Ирана, Афганистана, Таджикистана, отчасти Узбекистана, Азербайджана и Пакистана. Его стержнем является концепция ирано-исламского культурного комплекса (ирано-мусульманской [суб]цивилизации), основанного на устойчивом представлении об Иране как определенном пространстве, восходящем к древности, но во многом модифицированном исламизацией и интеграцией этого пространства в рамки мусульманского мира (вначале Халифата, затем династических государств – его преемников). Политическая раздробленность, внешние вторжения и миграции, включенность в сети разнонаправленных хозяйственных связей на протяжении всего рассматриваемого временного отрезка не препятствовала сохранению и обогащению иранского «мифа», который в огромной мере лег в основу современного самосознания миллионов иранцев, афганцев и таджиков и повлиял на становление аналогичных комплексов в арабской, турецкой, индо-мусульманской среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент имеет представление о категорийном и терминологическом аппаратах дисциплины, понимает региональную специфику, знает основные типы источников по данному периоду и умеет определять их характерные особенности.
  • Студент обладает знаниями о ситуации в ираноязычном мире и на Аравийском полуострове до прихода ислама, а также знает основные этапы ирано-арабских отношений в доисламский период
  • Студент имеет представление об основных этапах арабского завоевания Ирана, а также знает особенности существования ираноязычных народов и регионов в структуре Халифата
  • Студент имеет представления о причинах и предпосылках распада Аббасидского Халифата, знает ключевые особенности возникших на его территории локальных династий.
  • Студент имеет представление о первых тюркоязычых династиях мусульманского мира, знает об их отличительных чертах и особенностях.
  • Студент имеет представление об основных социально-экономических, политических и культурных особенностях ираноязычного региона на рубеже I-II тысячелетий.
  • Студент приводит основные даты, факты и события из истории Сельджукского государства от момента его возникновения, понимает особенности всех этапов его существования.
  • Студент имеет представление о роли исмаилизма в духовной и политической жизни региона, знает об основных этапах бытования исмаилитских государств
  • Студент имеет представление об основных этапах монгольской экспансии в регионе, знает ключевые отличительные особенности институтов монгольской администрации, а также понимает их отличия от династов прошлых эпох.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Иранские земли в VII – XVIII вв. как объект исследования. Введение в проблематику.
    [Не]применимость категории средних веков к иранскому и, шире, переднеазиатскому материалу: европоцентризм и его риски. Изменчивость идеи Ирана на протяжении рассматриваемого периода: факторы физико-, экономико-, этно-, культурно-географической [не]однородности. Многоязычие иранского пространства и его цивилизационные пересечения с соседними ареалами. Контраст между изучением истории Ирана в древности, с одной стороны, в средние века и Новое время, с другой. Зарождение интереса к мусульманскому Ирану через симпатию европейских интеллектуалов а) к иранской древности; б) к персидской литературе, и связанные с этим вызовы. Тесная взаимосвязь иранистики с арабистикой и тюркологией в медиевистическом контексте. Относительная значимость тех или других видов источников для разных периодов иранского средневековья. Археология мусульманского Ирана и вопрос сохранности и преемственного развития его материальной культуры. Особая роль письменных источников для историка-ираниста и их основные типы: 1) нарративные (хроникальные и анналистические своды, жизнеописания, географии); 2) документальные (эпистолография, дипломатика, юридическая документация). Неравномерное покрытие ими разных временных отрезков прошлого изучаемого региона, специфика изложения материала.
  • Ираноязычные народности и их ареал накануне арабо-мусульманского завоевания. Аравийский полуостров накануне появления ислама, консолидация арабских племен и рождение Халифата.
    Прояснение терминологического аппарата («иранцы», «ирано-арии», «индоиранцы», «арии») применительно к рассматриваемому времени. Реконструкция расселения южных, западных, восточных и северных ирано-ариев (ираноязычных народностей) в середине I тысячелетия н.э. Многообразные формы их общественной, властной, духовной самоорганизации. Характер их взаимодействия с важнейшими культурно-политическими центрами Евразии (от Средиземноморья до Великой степи, от Поволжья до Индо-Гангской равнины). Краткий обзор предыстории арабо-иранских взаимоотношений: роль Хирского царства Лахмидов. Влияние сасанидской государственности на доисламскую Аравию, иранские влияния в ее культуре. Специфика социальной организации и мировоззренческого комплекса «джахилийи» и ее противопоставление/соотношение с исламом как оригинальной монотеистической религией откровения с мощным интеграционным потенциалом.
  • Покорение арабами Ирана и Центральной Азии. Иран в составе Халифата.
    1-й этап (середина VII в.). От стычек арабо-мусульманских отрядов с пограничными войсками Сасанидского Ирана к полномасштабному вторжению в Двуречье, взятию Ктесифона и переносу боевых действий на Иранское нагорье. 2-й этап (конец VII в.). Подчинение Восточного Ирана (Хорасан) и первые набеги на Согд и Фергану. 3-й этап (начало VIII в.). Завоевательные походы в Среднеазиатское Междуречье и закрепление там владычества Халифата. Интенсивное взаимодействие завоевателей-арабов с завоеванными-иранцами, различные его модели в зависимости от региональной и социальной принадлежности. Привлекательное и отталкивающее в нового вероучения для приверженцев зороастризма, христианства, буддизма. Становление социально-статусной группы мавали («новомусульман») как промежуточной прослойки, посредничающей между победителями и побежденными и, в то же время, вырабатывающей собственное мировидение, превращая ислам в надэтническую религию. Принципы территориального членения и управленческие методы халифских властей: синтез доисламского наследия и новых задач и решений. Значимость иранского элемента в формулировании политической и социальной этики, системы экономической эксплуатации. Постепенное (при Умаййадах), затем стремительное (при Аббасидах) возвышение нового чиновничества из мавали (преимущественно «персов»), кооптация и конфликты в этой среде и за ее пределами.
  • Распад единой мусульманской державы: предпосылки, ход, значение для ирано-центральноазиатского региона.
    Замедление, затем остановка экспансии Халифата в сочетании с усложнением административного и фискального режимов. Разрастание правящей элиты и появление новых группировок в ее составе, их амбиции и лидеры. Начальный этап оформления суннитской ортодоксии в ожесточенной борьбе с «гетеродоксальными» направлениями ислама – шиизмом и хариджизмом; синкретические учения хуррамдинов и прочих «маздакитов». Окончательный развал Аббасидской державы, дискредитация мирской власти «повелителей верующих» при сохранении их статуса как олицетворения единства мира ислама (в его суннитском понимании). Нарастающая полицентричность мусульманской ойкумены с продолжающейся и углубляющейся исламизацией, наиболее заметной на востоке Ирана и на юге Центральной Азии (Хорасан и Мавераннахр). Возвышение региональных управителей как основоположников полусамостоятельных, позднее – независимых правящих родов; их различное (порой разительно) происхождение и способы легитимации своих позиций.
  • Тюркские династии на востоке бывшего Халифата: Караханиды и Газнавиды – общее и особенное.
    Краткий обзор предыстории тюрко-иранских взаимоотношений. Относительность категорий «тюркского» и «иранского» ввиду полутысячелетнего синтеза и метисации тюрко-монгольских и индоиранских элементов на пространстве от Памира до Алтая. Прототюрки, северные и восточные ирано-арии. Многообразие тюркских этнических общностей (уйгуры, огузы, карлуки), проникновение в их среду христианства и манихейства через персидское и согдийское посредство. Караханиды – олицетворение тюркского престижа («цари Китая и Востока»), аристократы. Газнавиды – воплощение служения делу ислама («Десница общины и вероустава»), выходцы из невольничьей гвардии. Различная интерпретация их дворами иранского наследия.
  • Иран и Центральная Азия на пороге II тысячелетия
    Торжество исламизации на всем протяжении восточной половины бывшего Халифата при сохранении более или менее значительных сообществ «покровительствуемых» (зимми) иноверцев (иудеев, восточных христиан, зороастрийцев). Сообщество-«народ» (умма) мусульман – не единая община с иерархическим руководством и устойчивой догматикой, а совокупность многочисленных течений и школ, пребывающих в активном диалоге и противостоянии, которое принимает особо плодотворную и, вместе с тем, конфликтную форму в ирано-центральноазиатском регионе: сунниты и шииты, рационалисты и традиционалисты, догматики и мистики. Религиозно-политический комплекс суннизма и его практическое воплощение (институты и авторитеты). Влияние конфессионализма на городскую и сельскую жизнь. Этнотерриториальное распределение разных направлений ислама в Иране и Центральной Азии. Соотношение «светского/мирского» и «духовного/вероисповедного» в ирано-мусульманской культуре конца I – начала II тысячелетия н.э. Базовые категории, связанные с обществом и хозяйством до-современного («традиционного») социума мусульманских Ирана и Центральной Азии. Преемственность и прерывность по отношению к доисламскому (парфяно-сасанидскому) времени. Село: типы землевладения, их соотношение и правовая квалификация; самоорганизация производителей (крестьянская община-джамаат, староста-кадхуда, землевладелец-малик/арбаб); фискальная эксплуатация и внеэкономическое принуждение. Город: точка сосредоточения и перераспределения ренты и налога, центр престижного потребления, очаг политической власти и религиозного авторитета; торгово-ремесленная активность и связанные с ней формы самоорганизации низов (мастера и цехи, купеческие корпорации, объединения «голяков»-аййаров и «молодцов»-джаванмардов). Важнейший специфический фактор – кочевая и полукочевая стихия в пустынных и горных районах (в отличие от Европы, Восточной и Южной Азии – не периферийных, а пространственно перемежающихся с оседло-земледельческими ареалами); ее растущая важность во властном и хозяйственном плане (номады как резервуар организованного насилия и источник рекрутирования элиты).
  • Сельджукская экспансия: ход и итоги. Распад Сельджукской державы.
    Сельджуки и Сельджукиды, происхождение и начало возвышения. Принципиальные отличия и сходства с предыдущими тюркскими гегемонами, преемственность и противоборство с Караханидами и Газнавидами. Феноменальный успех «великих Сельджукидов» и их превращение в «султанов ислама»: покровители аббасидских халифов, поборники суннитской ортодоксии, преемники ирано-исламской модели «справедливого царства». Огузы и их оживленные миграции под сенью сельджукского владычества: туркоманы как основа тюрко-мусульманской этнической среды на Иранском и Анатолийском нагорьях. Недолговечность сельджукского могущества при общем культурно-экономическом подъеме иранских областей под эгидой различных ветвей династии и их преемников – атабеков (Ильдегизиды в Азербайджане, Хазараспиды в Луристане, Салгуриды в Фарсе). Новые гегемоны сначала Восточного, затем Западного Ирана – хорезмшахи (Ануштегиниды) и султаны Гура (Шансабиды). Претензии первых на преемство по отношению к Сельджукидам в покровительстве Халифату и их крах, успех вторых в укоренении суннитского ислама и ирано-мусульманской администрации на севере Индии, где им на смену приходят тюрко-афганские наемники, продолжающие их политику. Окончательное вызревание персидского придворного историописания (хроники оригинальные и переводные), политической дидактики (руководства по управлению государством и ведением боевых действий) и официального делопроизводства (деловая и дипломатическая переписка).
  • Исмаилизм и его место в духовной и политической жизни Ирана. Имамат низаритов
    Мифологизация (романтизация/демонизация) исмаилитов в историографии и массовом сознании. Исмаилитское учение – один из важнейших примеров интеллектуализации ислама и прививки ему гностических и неоплатонических элементов. Политическая сторона трансформации исмаилизма в X – XI вв.: от карматов и Фатимидов к Хасану ибн ас-Саббаху. Периодизация в истории Аламутского государства: «ассасины» и их враги. Низаритское наследие в Западной и Южной Азии после крушения имамата.
  • Монгольское нашествие на Центральную и Западную Азию: главные волны и основные результаты.
    Походы Чингис-хана и его наследников – эпохальная катастрофа или глобальный успех имперостроительства: вариативность оценок событий 1220-х – 1240-х годов в историографии Нового времени. Особая важность дискуссии применительно к истории Ирана и сопредельных земель, с их ярким и противоречивым опытом чингисидского господства. 2 волны экспансии монголов в юго-западном направлении: 1) конец 1210-х – начало 1220-х годов (протагонисты – сыновья Чингиса); 2) конец 1250-х – начало 1260-х годов (протагонисты – внуки Чингиса). Улусы Чагадая и Хулагу: черты сходств и отличия в отношениях между покорителями и покоренными. «Экзотизм» конфессиональной политики монголов, впечатляющие разрушения и щедрый патронаж искусствам и наукам.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в ислам : 12 лекций для проекта Магистерия, Журавский, А. В., 2019
  • Ислам в Иране в VII - XV веках : курс лекций, Петрушевский, И. П., 2007
  • Исламоведение, Кулиев, Э. Р., 2008
  • История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lane, George E.. Early Mongol Rule in Thirteenth-Century Iran : A Persian Renaissance, Routledge, 2003. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=178216.
  • Мир ислама : история, общество, культура: материалы Междунар. исламоведческой науч. конф., 11 - 13 дек. 2007 г., Москва, РГГУ, , 2009